г. Томск |
|
30 ноября 2012 г. |
Дело N А02-405/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ардиматова Виталия Ивановича, с. Чемал Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 августа 2012 года по делу N А02-405/2012 (судья Кулакова Л.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ардиматова Виталия Ивановича (ИНН: 041000018559, ОГРНИП: 304040819000036; место жительства: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, ул. Дворникова, 46)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Алтай (ИНН: 0411119757; ОГРН: 1040400770486; место нахождения: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 8)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказах в государственной регистрации права и обязании осуществить государственную регистрацию права на земельные участки
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ардиматов Виталий Иванович (далее - заявитель, ИП Ардиматов В.В., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо,Управление Росреестра по РА, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказах в государственной регистрации от 13.12.2011 за номерами: 05/043/2011-330, 05/043/2011-331, 05/043/2011-333 и обязании осуществить государственную регистрацию права ИП Ардиматова В.И. на следующие земельные участки:
1) земельный участок с кадастровым номером 04:05:000000:124, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район (в границах крестьянского (фермерского) хозяйства "Ардимат"), площадью 508,6 га;
2) земельный участок с кадастровым номеров 04:05:071004:41, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, урочище Эрлагол, на левом берегу р. Чемал, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Респ. Алтай, р-н Чемальский, площадью 4,8938+0.1936 га;
3) земельный участок с кадастровым номером 04:05:070201:33, расположенный по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, примыкает к с. Чемал с северной стороны, площадью 143000+3274 га.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09 августа 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в нарушение ст.262 АПК РФ не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции находит определение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 августа 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инсатцнии, что постановлением N 10 от 19.01.1993 Администрацией Чемальского района для организации крестьянского хозяйства Ардиматову А.И. в пожизненное наследуемое владение был предоставлен земельный участок общей площадью 47,2 га. Данным постановлением главой КХ "Ардимат" утвержден Ардиматов А.И. На основании свидетельства N 68 Ардиматову А.И. в пожизненное наследуемое владение передано 285,9 га из земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением N 86 от 04.04.1996 Администрация Чемальского района предоставила КХ "Тее-Таш" в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 304,1 га, утвердила главой КХ Ардиматова В.И. и утвердила состав членов КХ "Тее-Таш" в количестве 21 человека. На основании данного постановления КХ "Тее-Таш" в сентябре 1999 года было выдано свидетельство N 92 о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 304,1 га.
10.07.2000 Администрация Чемальского района постановлением N 263 объединила КХ "Ардимат" и КХ "Тее-Таш", утвердила название КХ "Ардимат", утвердила главой КХ "Ардимат" Ардиматова В.И., а также утвердила состав членов КХ в количестве 48 членов-пайщиков. Данным постановлением Администрация Чемальского района определила считать общую площадь закрепленных за КХ "Ардимат" земельных участков в количестве 2587,1 га. При этом, КХ "Ардимат" указано в качестве правопреемника КХ "Тее-Таш".
10.07.2000 Ардиматов В.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы КХ.
29.07.2008 были выданы кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами 04:05:000000:124, 04:05:071004:41, 04:05:070201:33. В качестве правообладателей земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:05:000000:124 были указаны 44 человека с размером доли каждого в количестве 17,4 га. Участок предназначен для ведения крестьянского хозяйства.
Земельный участок с кадастровым номером 04:05:070201:33 отнесен к категории земель населенных пунктов и предназначен для жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым номером 04:05:071004:41 отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и предназначен для ведения крестьянского хозяйства. По земельным участкам с кадастровыми номерами 04:05:071004:41, 04:05:070201:33 в кадастровых паспортах отсутствуют сведения о правообладателях.
Из кадастровых паспортов следует, что все три земельных участка ранее имели номер единого землепользования 04:05:000000:33.
18.10.2011 представитель ИП Ардиматова В.И обратился в Управление Росреестра по РА (Чемальский отдел) с заявлениями о государственной регистрации права собственности ИП Ардиматова В.И. на земельные участки с кадастровыми номерами 04:05:000000:124, 04:05:071004:41, 04:05:070201:33.
Заявления и приложенные к ним документы были приняты Управлением к рассмотрению.
14.11.2011 Управлением вынесены три уведомления N N 05/043/2011-330, 05/043/2011-331, 05/043/2011-333 о приостановлении до 14.12.2011 государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по следующим адресам:
- Республика Алтай, Чемальский район (в границах крестьянского (фермерского) хозяйства "Ардимат");
- Республика Алтай, Чемальский район, урочище Эрлагол, на левом берегу р. Чемал, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Респ. Алтай, р-н Чемальский.;
Республика Алтай, Чемальский район, примыкает к с. Чемал с северной стороны.
В качестве основания для приостановления Управление указало пункт 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав, а также несоответствие представленных на регистрацию документов требованиям действующего законодательства и не представление ряда документов.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации Управление предложило заявителю представить в регистрирующий орган указанные им документы и устранить причины, препятствующие государственной регистрации.
По состоянию на 13.12.2011 дополнительные документы ИП Ардиматовым В.И. не были представлены, от заявителя не поступило ходатайство о приостановлении государственной регистрации сроком на три месяца.
13.12.2011 Управление Росреестра по РА вынесло три сообщения N N 05/043/2011-330, 05/043/2011-331, 05/043/2011-333 об отказе в государственной регистрации права собственности ИП Ардиматова В.И. на земельные участки, расположенные по следующим адресам:
- Республика Алтай, Чемальский район (в границах крестьянского (фермерского) хозяйства "Ардимат"); Республика Алтай, Чемальский район, урочище Эрлагол, на левом берегу р. Чемал, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Респ. Алтай, р-н Чемальский.;
- Республика Алтай, Чемальский район, примыкает к с. Чемал с северной стороны.
В сообщениях об отказе Управление указало земельный участок с кадастровым номером 04:05:000000:124.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление указало абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав. В качестве причин для отказа были названы:
- непредставление необходимых для государственной регистрации документов: правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права собственности на земельный участок, документов, подтверждающих государственную регистрацию КХ "Ардимат", соглашение, устанавливающее долевой режим общей собственности членов КХ "Ардимат";
- не соответствие постановления Администрации Чемальского района N 86 от 04.04.1996 и выданного на его основании КХ "Тее-Таш" свидетельства N 86 на право пожизненного наследуемого владения действующему законодательству, а именно Указу Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
Не согласившись с данными отказами, ИП Ардиматов В.И. обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, отказав ИП Ардиматову В.И. в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, иными способами, предусмотренными законом.
Предметом заявления является требование о признании незаконными действий Управления по отказу в регистрации права собственности на земельные участки и обязании устранить допущенное нарушение права путем проведения государственной регистрации.
Возможность обжалования отказа в государственной регистрации права регламентирована пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
Заявление о признании отказа регистрирующего органа в регистрации права рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными в главе 24 названного Кодекса.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 201 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. Устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие, а также нарушает ли оспариваемое решение или действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным решений или действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий в совокупности: решение или действие должно не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган, принявший данный акт.
Арбитражный суд дал надлежащую оценку действий Управления и пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых действий действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 названного Закона определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации прав, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.
Таким образом, заявитель должен приложить к заявлению не только документ, послуживший основанием для возникновения у него соответствующего права, но и иные документы, которые подтверждают возникновение данного права.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации прав в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В силу части 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании части 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП).
В соответствии с пунктом 38 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, при проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется, в том числе проверить соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации), обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт (статья 9, пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 20 Закона); наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона).
Из системного анализа всех перечисленных норм следует, что в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации прав к компетенции регистрирующего органа относится проверка действительности всех поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Как следует из материалов дела, ИП Ардиматов В.И. обратился в Управление с заявлениями о государственной регистрации его права собственности на земельные участки.
При этом арбитражный суд обоснованно расценил как несостоятельным довод заявителя о том, что ИП Ардиматов В.И. обратился в Управление за регистрацией права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, так как имеющиеся в материалах регистрационных дел заявления Ардиматова В.И. (подписанные по доверенности Ардиматовой М.В.) содержат в себе просьбу о регистрации именно права собственности, а не иного права, возникшего у заявителя.
Доводов в опровержение данного вывода суда первой инстанции заявитель в апелляционной жалобе не приводит.
Следуя материалам дела, к заявлениям предприниматель приложил документы о предоставлении данных земельных участков КХ "Ардимат" и КХ "Тее-Таш" в пожизненное наследуемое владение, которые по его мнению, подтверждают возникновение у ИП Ардиматова В.И. права пожизненного наследуемого владения на указанные земельные участки, поскольку КХ "Ардимат" является правопреемником КХ "Тее-Таш".
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" положения о праве пожизненного наследуемого владения были исключены из текста соответствующих статей Земельного кодекса РСФСР 1991 года. Гражданский кодекс Российской Федерации 1995 года предусмотрел возможность предоставления гражданам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения - в порядке, установленном земельным законодательством (статья 265). Право юридических лиц на получение земельного участка в пожизненное наследуемое владение законом не предусмотрено.
Следовательно, на момент издания постановления N 86 от 04.04.1996 не существовал такой титул права на землю как пожизненное наследуемое владение.
С учетом этого, выданное 07.09.1999 главе КХ "Тее-Таш" Ардиматову В.И. на основании вышеназванного постановления свидетельство N 92 противоречит Указу Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Следовательно, постановления Администрации Чемальского района от 04.04.1996 N 86, которым в пожизненное наследуемое владение КХ "Тее-Таш" предоставлен земельный участок площадью 304,1 га, и выданное на его основании свидетельство о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения от 07.09.1999 года N92 не могут служить основанием для государственной регистрации права собственности зИП Ардиматова В.И. на земельный участок площадью 394,1 га., ранее предоставленный КХ "Тее-Таш".
При изложенных основаниям, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что об обоснованности указаний государственного регистратора на несоответствие указанных документов по своему содержанию действующему в период их принятия законодательству.
.Из материалов дела также следует, что к заявлениям о государственной регистрации его права собственности на земельные участки ИП Ардиматовым В.И. приложены постановление Администрации Чемальского района N 263 от 10.07.2000 об объединении названных крестьянских хозяйств и утверждении состава членов-пайщиков КХ "Ардимат" в количестве 48 человек и кадастровые планы земельных участков, образованных из единого землепользования КХ "Ардимат".
Вместе с тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в силу статьи 257 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства не может являться единоличным собственником имущества данного хозяйства.
Согласно пунктам 1 и 2 названной нормы имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального Закона от 11.06.11.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном участии.
Пунктом 3 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
При этом согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянское хозяйство может осуществлять свою деятельность путем регистрации его главы в качестве индивидуального предпринимателя.
Проанализировав вышеприведенные нормы права в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что все имущество крестьянского хозяйства находится в общей совместной собственности его членов, в том числе, и земельные участки. Исключение может содержаться в соглашении между членами хозяйства.
Согласно представленным на регистрацию документам в состав КХ "Ардимат" входит 48 членов-пайщиков.
В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок с кадастровым номером 04:05:000000:124 правообладателями являются 44 члена КХ.
Однако, исходя из заявления, ИП Ардиматов В.И. просит осуществить государственную регистрацию права собственности за ним, а не государственную регистрацию права общей совместной собственности КХ "Ардимат", главой которого он является.
При этом к заявлению не приложены ни соглашение об установлении иного порядка распределения права собственности на имущество КХ, ни документов о выходе всех членов из состава КХ "Ардимат". Не приложен документ о государственной регистрации ИП Ардиматова В.И. в качестве индивидуального предпринимателя как главы КХ "Ардимат".
Данное обстоятельство свидетельствуют о том, при рассмотрении заявления предпринимателя и проведении правовой экспертизы документов у Управления правомерно возникли обоснованные сомнения в возможности проведения государственной регистрации прав Ардиматова В.И. на земельные участки, предоставленные КХ "Ардимат", в котором было 48 членов-пайщиков.
Более того, ИП Ардиматов В.И. не представил в Управление Росреестра по РА и в суд первой инстанции документы, подтверждающих отсутствие между ним и членами КХ споров о праве на земельные участки, закрепленные за КХ "Ардимат", решение суда о признании за ним прав на данные земельные участки.
Следовательно, государственная регистрация была правомерно приостановлена Управлением на один месяц для устранения данных сомнений и сбора дополнительных документов, при не представлении заявителем дополнительных документов в целях устранения сомнений в государственной регистрации его права собственности на земельные участки.
Основания для приостановления не были им оспорены в установленном порядке.
Оценив приложенные к заявлению о государственной регистрации документы, суд пришел правильному выводу о том, что у Управления правомерно возникли сомнения в праве ИП Ардиматова В.И. на государственную регистрацию его права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 04:05:000000:124, 04:05:071004:41, 04:05:070201:33.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Арбитражный судом установлено и апеллянтом не опровергнуто, что к моменту вынесения сообщения об отказе в государственной регистрации прав ИП Ардиматов В.И. не представил в Управление Росреестра по РА документов, подтверждающих переход к нему права на имущество (в том числе земельные участки) КХ "Ардимат" от иных членов крестьянского хозяйства и отсутствие долевого режима собственности. Приложенные им к заявлению постановление Администрации Чемальского района N 86 от 04.04.1996 и выданное 07.09.1999 на основании него свидетельство N 92 о праве пожизненного наследуемого владения главе КХ "Тее-Таш" по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства являются достаточными основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности ИП Ардиматова В.И. на земельные участки с кадастровыми номерами 04:05:000000:124, 04:05:071004:41, 04:05:070201:33.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводу заявителя о том, что во всех трех сообщениях об отказе в государственной регистрации указан один земельный участок с кадастровым номером 04:05:000000:124, и указал, что данное обстоятельство само по себе не может служить самостоятельным основанием для признания недействительными действий ответчика по отказу в государственной регистрации права собственности ИП Ардиматова В.И. Так как из текста сообщений N N 05/043/2011-330, 05/043/2011-331, 05/043/2011-333 усматривается, что каждое из них вынесено в отношении различных участков. Так в частности, в сообщениях указано местоположение земельного участка, в отношении которого вынесено конкретное сообщение, что позволяет идентифицировать кадастровые номера этих земельных участков.
Сообщение N 05/043/2011-330 вынесено в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:05:000000:124.
Сообщение N 05/043/2011-331 вынесено в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:05:071004:41.
Сообщение N 05/043/2011-333 вынесено в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:05:070201:33.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для вывода о том, что действия Управления Росреестра по РА не соответствуют статьям 17, 20 Закона о государственной регистрации прав.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о возможности применения в данном случае положений пунктов 3, 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Данные нормы права подлежит применению лишь в отношении участков, предоставленных гражданам до введения Земельного кодекса Российской Федерации в установленном порядке для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и не распространяется на земельные участки, предоставленные для ведения предпринимательской деятельности (в том числе, для ведения крестьянского хозяйства).
В данном случае, возникновение права пожизненного наследуемого владения на земельные участки ИП Ардиматов В.И. обосновывает свидетельством N 92, которое было выдано главе КХ "Тее-Таш". При этом земельный участок был предоставлен Ардиматову В.И. не как физическому лицу, а для ведения крестьянского хозяйства "Тее-Таш".
Доводы заявителя о возникновении у него прав на конкретные земельные участки, в результате объединения с КХ "Тее-Таш", получения земель иных крестьянских хозяйств, выходе членов из состава КХ "Ардимат" правомерно отклонены арбитаржным судом как не подлежащие оценке в рамках дела об оспаривании действий регистрирующего органа в порядке главы 24 АПК РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их пересмотра.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 августа 2012 года по делу N А02-405/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-405/2012
Истец: Ардиматов Виталий Иванович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай