Тула |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А09-6775/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Заикиной Н.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и общества с ограниченной ответственностью "Сфера Дьюти Фри" на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.10.2012 по делу N А09-6775/2012 (судья Грахольская И.Э.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317, ИНН 3250511660) к администрации Погарского района Брянской области (ОГРН 1023200915760, ИНН 3223000955), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Сфера Дьюти Фри" (ОГРН 1117746638041, ИНН 7713732715), Брянская таможня (ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180), о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, при участии от третьего лица ООО "Сфера Дьюти Фри" - Тенежиян А.И. (выписка из ЕГРЮЛ), в отсутствие представителей сторон и третьего лица - Брянской таможни, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Погарского района Брянской области (далее - администрация) о признании незаконным отказа в осуществлении выбора земельного участка площадью 450 кв. метров для размещения магазина беспошлинной торговли из состава земельного участка с кадастровым номером 32:19:380107:55 (далее - земельный участок), выраженного в письме от 18.04.2012 N 484, возложении на администрацию Погарского района Брянской области обязанности обеспечить выбор земельного участка, оформив акт выбора земельного участка для строительства, с приложением утвержденных органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора (т. 1, л. д. 2 - 7).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ООО "Сфера Дьюти Фри".
Определением Арбитражного суда Брянской области от 30.08.2012, принятым в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская таможня (далее - таможня) (т. 1, л. д. 134 - 135).
Решением суда от 03.10.2012 (т. 1, л. д. 155 - 159) в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован правомерностью отказа администрации в осуществлении выбора земельного участка. Суд указал, что земельный участок, о предоставлении которого просит заявитель, входит в состав ранее сформированного земельного участка. Последний обременен правами постоянного (бессрочного) пользования Брянской таможни. Без изъятия такого участка у правообладателя предоставление испрашиваемого участка по процедуре выбора невозможно.
Не согласившись с принятым решением, управление и ООО "Сфера Дьюти Фри" обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (т. 2, л. д. 3 - 12). Считает, что наличие акта выбора земельного участка для строительства международного автомобильного пункта пропуска "Погар" не является препятствием для осуществления выбора из состава этого сформированного участка другого земельного участка. Ссылается на отсутствие законодательного запрета на это. Отмечает, что акт выбора земельного участка представляет собой технический документ, необходимый для проведения мероприятий, связанных с предоставлением земельного участка под строительство. Обращает внимание на то, что вид разрешенного использования земли может быть изменен после раздела земельного участка. Отмечает, что в соответствии статьей 302 Таможенного кодекса Таможенного союза магазин беспошлинной торговли, о выборе земельного участка под строительство которого просит управление, может находиться только в пределах мест автомобильного пункта пропуска. Считает неверным вывод суда о возможности распоряжения земельным участком Брянской таможней.
В апелляционной жалобе ООО "Сфера Дьюти Фри" (далее - общество) просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (т. 2, л. д. 27 - 30). Отмечает, что в отзыве от 28.09.2012 таможня не заявляла о своем несогласии в оформлении акта выбора земельного участка, а разъяснила порядок отказа от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок. Полагает, что норм, устанавливающих невозможность выбора земельного участка в границах другого участка, не существует. Указывает, что нахождение спорного земельного участка непосредственно на российской государственной границе является не нарушением, а требованием законодательства. Обращает внимание на то, что таможня с согласия собственника имеет право распоряжаться спорным земельным участком. Ссылается на то, что суд руководствовался нормами законодательства, не действовавшими на момент вынесения решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Заявитель, ответчик и третье лицо - Брянская таможня, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, заявив письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения представителя общества указанные ходатайства удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя общества, Двадцатый арбитражный суд считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации Погарского района Брянской области от 06.08.2007 N 179 утвержден акт выбора земельного участка Брянской таможне для строительства международного автомобильного пункта пропуска "Погар" (в дальнейшем - МАПП "Погар") (т. 1, л. д. 89)
Постановлением администрации Погарского района Брянской области от 21.12.2007 N 334 утверждены границы земельного участка площадью 60 413 кв. метров по результатам межевания.
На основании постановления администрации Погарского района Брянской области от 26.08.2008 N 275 земельный участок с кадастровым номером 32:19:380107:55, площадью 60 413 кв. метров, предоставлен Брянской таможне в постоянное (бессрочное) пользование. Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано, что подтверждается свидетельством от 15.10.2008 32-АГ N 366842 (т. 1, л. д. 147).
В соответствии с Федеральным законом от 27.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (п. 1 ст. 3.1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на данный земельный участок (свидетельство 32-АГ N 763777 от 01.12.2012).
Общество обратилось к управлению с заявлением от 17.08.2011 N 122793 об обеспечении выбора земельного участка на международном автомобильном пункте пропуска "Погар" и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - магазина беспошлинной торговли (т. 1, л. д. 14 - 15).
Управление обратилось в администрацию с письмом от 07.11.2011 N 05-7235 об осуществлении выбора земельного участка площадью 450 кв. метров, предназначенного для размещения магазина беспошлинной торговли, из состава земельного участка с кадастровым номером 32:19:380107:55, находящегося в федеральной собственности (т. 1, л. д. 10 - 13).
Письмом от 18.04.2012 N 484 (т. 1, л. д. 20 - 21) администрация сообщила о невозможности удовлетворения заявления по существу обращения по следующим обстоятельствам:
- на земельный участок имеется акт выбора в целом под МАПП "Погар", данный акт не обжалован, не опротестован и имеет юридическую силу;
- земельный участок имеет категорию земель - земли промышленности и иного специального назначения, которая была присвоена постановлением администрации Брянской области от 22.07.2008 N 703 (т. 1, л. д. 92), в то время как строительство магазина возможно на землях иной категории;
- при строительстве и эксплуатации магазина требуются парковочные места для транспортировки разгонных автомобильных полос;
- к земельному участку непосредственно прилегает автомобильная дорога с выездом на Украинский пограничный пункт пропуска;
- земельный участок расположен непосредственно на Российской государственной границе.
Управление, полагая, что отказ администрации не соответствует положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует осуществлению заявителем установленных названными нормами прав, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется только с торгов.
Исходя из изложенного принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных норм следует, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возможно лишь в отношении несформированного земельного участка, не обремененного правами других лиц (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.10.2010 N А62-1616/2010).
В рассматриваемом случае установлено и подтверждено материалами дела, что испрашиваемый земельный участок площадью 450 кв. метров расположен в границах ранее сформированного земельного участка площадью 60 413 кв. метров, поставленного на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 32:19:380107:55.
Кроме того, предоставляемые уполномоченным органом земельные участки для строительства должны быть свободными от прав третьих лиц. Постановлением администрации Погарского района от 26.08.2008 N 275 (т. 1, л. д. 31) земельный участок общей площадью 60 413 кв. метров, кадастровый номер 32:19:380107:55, из земель промышленности и иного специального назначения предоставлен постоянное (бессрочное) пользование Брянской таможне для целей строительства МАПП "Погар".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности удовлетворения требований заявителя.
Ссылка управления на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2011 N ВАС-13060/11 не принимается во внимание, поскольку оно не относится к настоящему спору и вынесено по иным фактическим обстоятельствам.
В настоящем случае существо спора заключается не в повторном оформлении акта выбора того же земельного участка, а в обязании осуществить выбор земельного участка в границах ранее сформированного земельного участка.
Ввиду этого изложенные заявителями доводы в апелляционных жалобах не влияют на существо принятого решения.
Заявители ссылаются на наличие у них необходимости согласований с уполномоченными органами, включение в план строительства МАПП "Погар", однако это не является предусмотренными законодательством условиями для последующего выбора земельного участка из состава ранее сформированного участка. Строительство вправе осуществлять правообладатель участка, которому он предоставлен по соответствующему целевому назначению.
Аргумент управления о том, что наличие акта выбора земельного участка в целом для строительства международного автомобильного пункта пропуска "Погар" не является препятствием для осуществления выбора из его состава другого земельного участка, не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены принятого решения по приведенным в апелляционных жалобах доводов не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.10.2012 по делу N А09-6775/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6775/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению гоударственным имуществом в Брянской области
Ответчик: Администрация погарского района Брянской области
Третье лицо: ООО "Сфера Дьюти Фри", Брянская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5801/12
10.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5801/12
10.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5974/12
22.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5974/12
15.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5801/12
03.10.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6775/12