Тула |
|
6 декабря 2012 г. |
Дело N А54-3512/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.09.2012 по делу N А54-3512/2010 (судья Ушакова И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙСИСТЕМЫ" (ОГРН 1026201256861) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН 1046209031384), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью "АварКом", третье лицо - Правительство Рязанской области, (ОГРН 1026201259480), о признании недостоверным результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, понуждении исключить сведения, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙСИСТЕМЫ" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" о признании недостоверным как несоответствующего требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080095:15 общей площадью 311,7 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, проезд Совхозный 1-й, 5 (Советский район), в размере 2 254 644 руб. 54 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 7 233 руб. 38 коп. за 1 кв.м; об установлении вместо недостоверной с 01 января 2010 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080095:15 общей площадью 311,7 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, проезд Совхозный 1-й, 5 (Советский район), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 564 388 руб.; понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной с 01 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080095:15 общей площадью 311,7 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, проезд Совхозный 1-й, 5 (Советский район), равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 564 388 руб. (с учетом уточнений (т. 5, л. д. 27)).
Истец пояснил, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Определением от 11.08.2010 к участию в деле в качестве ответчика суд привлек Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Правительство Рязанской области.
Определением от 04.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением от 18.05.2011 по ходатайству заявителя изменено процессуальное положение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области, которое привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Определением от 05.03.2012 произведена замена ответчика - Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО "АварКом".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.09.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Рязанской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают вывод суда о том, что требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, нарушающим статью 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, по их мнению, изначально требования были заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и для того чтобы перейти в исковое производство, заявитель должен изменить и предмет, и основание своих требований.
Апеллянты отмечают, что в мотивировочной части решения не указаны мотивы, по которым суд не применил пункт 9.5 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, ограничивающий полномочия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области лишь предварительной проверкой представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания.
Полагают необоснованным вывод суда о том, что расчет кадастровой стоимости был осуществлен в отрыве от статистического анализа рыночной стоимости. Указывают, что Управление не имеет полномочий на проверку отчета на соответствие методике.
Заявители апелляционных жалоб полагают, что, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается спор о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, достоверность рыночной оценки не должна быть предметом исследования, так как не может являться доказательством несоответствия закону действий ответчика.
Отмечают, что замена кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость предусмотрена законом; однако исследование вопроса достоверности рыночной стоимости, исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, по мнению заявителя, возможно при обращении в суд с иском, обоснованным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а не незаконностью действий органа кадастрового учета.
Заявители считают, что исходя из их полномочий, которые носят формальный, а не самостоятельный характер и сводятся лишь к проверке отчета о кадастровой стоимости на соответствие техническому заданию по проведению кадастровой оценки, они не могут оспорить величину рыночной стоимости.
Указывают, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" деятельность по проверке рыночной стоимости недвижимого имущества на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности относится к компетенции оценщиков, которые имеют соответствующую квалификацию и используют соответствующую методику.
По мнению заявителей суд осуществил переоценку спорного земельного участка, установив кадастровую стоимость равной рыночной как следствие недостоверности кадастровой оценки.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в апелляционной жалобе отмечает, что между истцом и Управлением отсутствует спор о величине рыночной стоимости, а заявленные требования выходят за рамки полномочий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, так как оно не является органом кадастрового учета и не обладает полномочиями по ведению Государственного кадастра недвижимости и, соответственно, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080095:15 общей площадью 311,7 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания магазина, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, проезд Совхозный 1-й, 5 (Советский район), что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.06.2008 (т. 1, л. д. 13).
Удельный показатель кадастровой стоимости находящегося в собственности общества земельного участка был утвержден постановлением администрации Рязанской области от 10 февраля 2003 года N 27 "О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области" и составлял 2 608 руб.17 коп. кв. м, что отражено в кадастровом паспорте от 17.04.2008 (т. 1, л. д. 12).
Опубликованным в газете "Рязанские ведомости" за 23 декабря 2009 года (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3) постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" (т. 2, л. д. 91) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2).
Согласно постановлению Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка общества составил 7 233 руб. 38 коп. кв. м, при этом в соответствии с результатами оценки, отраженными в томе 29 к отчету N 2118-1/2008 ООО "Аварком" (т. 2, л. д. 1, 2), кадастровая стоимость земельного участка составила 2 254 644 руб. 54 коп.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 06.07.2010 N 219/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 564 388 руб. (т. 1, л. д. 19).
Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельного участка, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ" обратилось в арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙСИСТЕМЫ", проведенной ООО "АварКом", утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Поскольку заявленные ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ" требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 06.07.2010 N 219/2010, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 564 388 руб. (т. 1, л. д.19).
Ответчики представленный ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ" отчет независимого оценщика не оспорили, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном деле отсутствует спор о достоверности величины рыночной оценки объекта недвижимости, указанной в заключении оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 06.07.2010 N 219/2010.
Оценка, проведенная обществом с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр", и составленный 06.07.2010 отчет N 219/2010 правомерно признаны судом первой инстанции соответствующими требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и приняты в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится в следующем порядке: сбор рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется не в отрыве, а на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Состав факторов стоимости земельных участков был утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008 и представлен в таблице 20 Основного тома отчета (т. 2, л. д. 33).
Вместе с тем, при расчете кадастровой стоимости оценочной организацией - ООО "АварКом" использовались не утвержденные и не согласованные межведомственной комиссией факторы стоимости, иные факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций-банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся. В отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения.
Управлением Росреестра по Рязанской области представлены в материалы дела только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье", Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "Авар-Ком" архива данных по предложениям о продаже недвижимости (т. 1, л. д. 97-100).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости. Сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций-банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" в материалы дела не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что права и законные интересы ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка и заявленные обществом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Согласно положениям действующего законодательства орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (переименованную Федеральную регистрационную службу).
Соблюдение административной процедуры Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской и утверждение акта проверки не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
Принимая во внимание, что в государственном кадастре недвижимости были сформированы сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080095:15 стоимостью 2 254 644 руб. 54 коп. с удельным показателем 7 233 руб. 38 коп. за 1 кв. м на основании отчета ООО "АварКом" N 2118-1/2008, суд первой инстанции по праву признал такие сведения недостоверными, а действия Управления Росреестра по Рязанской области по формированию этих сведений незаконными, как не соответствующие требованиям ЗК РФ, постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку изначально требования были заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются как противоречащие правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Не может быть принята во внимание ссылка заявителя на недоказанность обществом факта нарушения его прав и законных интересов вследствие внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, принадлежащего ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ", не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными, следовательно, нарушают права общества как собственника земельных участков. К тому же кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ), а значит, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ", затрагивают права и интересы последнего, являющегося плательщиком земельного налога.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плану-графику к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
На основании изложенного и приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные требования ООО "СТРОЙСИСТЕМЫ", предъявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.09.2012 по делу N А54-3512/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3512/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Стройсистемы"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии РФ, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, ООО "АварКом", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", общество с ограниченной ответственностью "АварКом"
Третье лицо: Правительство Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-684/13
06.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5497/12
06.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5498/12
26.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5497/12
26.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5498/12
18.09.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3512/10