Тула |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А54-4710/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.09.2012 по делу N А54-4710/2011 (судья Стрельникова И.А.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Киселевой Валентины Матвеевны (ОГРНИП 304622604700031) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН 1046209031384), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (ОГРН 1056204061330), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), о признании недостоверными результатов государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075, при участии от истца - Тимошенко А.В. (доверенность от 12.11.12), в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Киселева Валентина Матвеевна обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недостоверным, как не соответствующего требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075, кадастровой стоимостью 2 440 688 руб. 25 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 1 267 руб. 89 коп. за один кв. м; о признании незаконными, как не соответствующих требованиям ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Рязанской области, заключающихся в указании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075, кадастровой стоимостью 2 440 688 руб. 25 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 1 267 руб. 89 коп. за один кв. м; об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075 в качестве основания для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта; о понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Киселевой В.М., в связи с чем внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075.
Определением суда от 10.01.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "АварКом". Кроме того, указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением суда от 17.05.2012 произведена замена Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральное службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования. В судебном заседании от 13.09.2012 представитель истца вновь уточнил заявленные требования и просил суд признать недостоверным, как не соответствующий требованиям ЗК РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075, общей площадью 1 925 кв. м, в размере 2 440 688 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1 267 руб. 89 коп. за 1 кв. м; установить, вместо недостоверной, с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075, общей площадью 1 925 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 375 400 руб.; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости, вмест недостоверной, с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075, общей площадью 1 925 кв. м, равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 375 400 руб.
Уточнение принято судом к рассмотрению по существу.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.09.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе заявитель указывает на неправомерное принятие судом первой инстанции заявления об уточнении иска, ссылаясь на то, что названным уточнением истец, в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), одновременно изменил предмет и основание иска. Податель жалобы считает необоснованным вывод суда области о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка возможно без оспаривания действий органа кадастрового учета. Управление указывает на то, что вывод суда об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой с 01.01.2010 противоречит правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ и позиции Высшего Арбитражного Суда, согласно которым изменения в государственный кадастр недвижимости, связанные с установлением такой стоимости, вносятся с даты вступления решения суда в законную силу. Управление считает, что вывод суда о недостоверности результатов оценки о расчете кадастровой стоимости в отрыве от статистического анализа рыночной стоимости необоснован. Кроме того, заявитель полагает, что управление не является органом кадастрового учета, поэтому не может быть надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Киселева Валентина Матвеевна является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075 (предшествующий кадастровый номер 62:26:001 09 09:75), разрешенное использование/назначение - под производственными нежилыми зданиями, общей площадью 1 925 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Федоровой, д. 53, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 03.10.200362 МГ N 088737 (т. 1, л. д. 12).
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя Киселевой Валентины Матвеевны, был утвержден постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27 "О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области" и составлял 151 руб. 66 коп. за 1 кв. м.
Опубликованным в газете "Рязанские ведомости" за 23 декабря 2009 года (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3) постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка, индивидуальный предприниматель Киселева Валентина Матвеевна обратилась к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке Щипатова А.А. от 22.08.2011 N 11/78 (т. 1, л. д. 18 - 72) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075 по состоянию на 01.01.2010 составила 330 000 руб.
Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельного участка, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, индивидуальный предприниматель Киселева Валентина Матвеевна обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ИП Киселевой В.М., проведенной ООО "АварКом", утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 истцом представлен отчет об оценке эксперта-оценщика Щипатова А.А. от 22.08.2011 N 11/78, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 330 000 руб. (т. 1, л. д. 60).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" в отчете независимого оценщика содержатся обязательные сведения, в том числе, об используемых стандартах оценки, обоснование используемого при оценке методологического подхода, информация по всем используемым ценообразующим факторам.
Величина рыночной стоимости, указанная в отчете, ответчиками, третьим лицом не оспорена, доводов относительно недостоверности отчета не заявлено.
Учитывая изложенное, оценка, проведенная экспертом-оценщиком Щипатовым А.А. и отчет N 11/78 соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу рыночной стоимости земельного участка.
Между тем в соответствии со статьями 41, 82 АПК РФ по ходатайству истца судом назначена по делу судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075 общей площадью 1 925 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Федоровой, д. 53.
Заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "ЭДО-АУДИТ" от 16.03.2012 N 122920320 (т. 3, л. д. 38 - 116) обоснованно принято судом в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 09 09:0075.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "ЭДО-АУДИТ" от 16.03.2012 N 122920320, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым 62:26:001 09 09:0075 по состоянию на 01.01.2010 составляет 375 400 руб. (т. 3, л. д. 81).
При этом суд области, с учетом отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, пришел к правомерному выводу о том, что определение рыночной стоимости этих участков по состоянию на 01.01.2010 не противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной, как следствие недостоверности кадастровой оценки, и что суд первой инстанции осуществил переоценку спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится в следующем порядке: сбор рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется не в отрыве, а на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Состав факторов стоимости земельных участков был утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008 и представлен в таблице 20 Основного тома отчета.
Вместе с тем при расчете кадастровой стоимости оценочной организацией - ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, иные факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций-банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся.
В отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области представлены в материалы дела только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье", Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "АварКом" архива данных по предложениям о продаже недвижимости (т. 2, л. д. 35 - 38).
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" в материалы дела не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что права и законные интересы истца нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка и заявленные предпринимателем требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции требований статьи 49 АПК РФ при принятии уточненного искового заявления судебной коллегией отклоняется, поскольку уточнение иска подано предпринимателем и обоснованно принято судом области в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как следует из уточненных требований предпринимателя, истцом изменен предмет первоначально предъявленного иска, тогда как фактические обстоятельства спора (основание иска) остались неизменными.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает заявителю изменить предмет требований, предъявленных в арбитражный суд в порядке административного судопроизводства. Кроме того, сам по себе указанный довод не является предусмотренным процессуальным законодательством основанием для безусловной отмены принятого решения.
Довод управления о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка невозможно без оспаривания действий органа кадастрового учета, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий вышеприведенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на указание арбитражным судом в решении на установление рыночной стоимости в качестве кадастровой с 01.01.2010 и несоответствие такой позиции действующему законодательству и позиции Высшего Арбитражного Суда не может быть принята во внимание.
Из мотивировочной части оспариваемого судебного акта усматривается, что изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков предполагается в будущем.
При этом в резолютивной части решения не указано, с какой даты суд обязал управление внести соответствующие изменения.
С учетом указанных обстоятельств обжалуемое решение подлежит исполнению по общим правилам, предусмотренным статьей 182 АПК РФ, что не противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
Оснований для двоякого толкования обжалуемого судебного акта в части, касающейся момента его исполнения, нет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плану-графику к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, Управление является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного и приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные требования индивидуального предпринимателя Киселевой Валентины Матвеевны, предъявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.09.2012 по делу N А54-4710/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4710/2011
Истец: индивидуальный предприниматель Киселева Валентина Матвеевна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Рязанской обл., Эксперт Общества с ограниченной ответственностью "ЭДО-АУДИТ" Первушин Сергей Викторович, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-671/13
10.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5565/12
31.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5565/12
20.09.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4710/11