г. Самара |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А55-16874/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Цветкова С.М., доверенность от 15.05.2012 г.,
от ответчика - Жалнин С.Н., доверенность от 21.12.2011 г. N 470,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 декабря 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 сентября 2012 года по делу N А55-16874/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАКАР" (ОГРН 1036300114795), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДАКАР" (далее - заявитель, ООО "ДАКАР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик. Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность ООО "ДАКАР" земельного участка площадью 61,5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0238002:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 27, занимаемого временным магазином "Продукты" (отказ, оформленный письмом от 04.04.2012 г. N 12-2/0345/12), об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность ООО "ДАКАР" указанного земельного участка и направления в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения по делу в адрес ООО "ДАКАР" договора купли-продажи.
Решением суда первой инстанции от 17 сентября 2012 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям общего пользования, ограничен красными линиями, в связи с чем передача его в собственность заявителя исключена нормами п. 4 ст. 28 и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылку суда на то, что указанные выше обстоятельства не являлись основанием для отказа в предоставлении земельного участка, нельзя признать обоснованной. Суд возложил на Министерство обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка и, следовательно, должен был принять во внимание доводы заинтересованного лица о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте.
В нарушение п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ суд не указал в мотивировочной части решения на мотивы, по которым он не применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которые ссылалось Министерство.
Суд применил нормы недействующего нормативного правового акта (абзац 6 п. 3.1 постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара").
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения администрации Кировского района городского округа Самара от 02.03.2004 г. N 315 "О предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого временным магазином "Продукты", расположенного по ул. Марии Авейде, 27 обществу с ограниченной ответственностью "ДАКАР" земельный участок площадью 61,5 кв.м. предоставлен Обществу сроком на три года (л.д. 10-13).
На основании приказа Министерства от 25.12.2006 г. между Министерством и ООО "ДАКАР" 26.12.2006 г. заключен договор N 20а-2006/2011 аренды земельного участка, площадью 61,5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:02 38 002:0003, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 27, занимаемого временным магазином "Продукты". Срок действия договора аренды с 07.12.2006 г. по 05.12.2011 г.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
13.03.2012 г. Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого по договору аренды земельного участка.
Министерство письмом от 04.04.2012 г. отказало в предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка (л.д. 6-9).
Указанным письмом Министерство сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (п. 2 ст. 28 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1. Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков; предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки; распоряжается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, земельными участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам до 1 июля 2006 года.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
К заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений (п. 2.2 Порядка).
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с абзацем 6 п. 3.1 Порядка (в редакции от 06.10.2010 г.) положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006 г.
Из материалов дела следует, что заявителем было представлено распоряжение администрации Кировского района городского округа Самара от 02.03.2004 г. N 315 "О предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого временным магазином "Продукты", расположенного по ул. Марии Авейде, 27 обществу с ограниченной ответственностью "ДАКАР" сроком на три года.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом, запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд ответчиком не представлено.
Довод третьего лица о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание.
Как правильно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги,
железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30 (РДС 30-201-98), красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. В данной инструкции установлено, что проект красных линий городов и поселений разрабатывается в качестве самостоятельного проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Корректировка красных линий осуществляется по решению органов местного самоуправления и утверждается ими.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара представлена выкопировка из топографического материала.
Вместе с тем представленная выкопировка не позволяет идентифицировать и соотнести место расположения земельного участка, испрашиваемого заявителем, и нанесенными красными линиями.
Суду первой инстанции не представлено доказательств того, что представленная выкопировка из топографического материала является частью Генерального плана городского округа Самара, утвержденного и опубликованного в установленном законом порядке.
Иных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в красных линиях суду первой инстанции не представлено.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в совокупности представленную в материалы дела выкопировку из топографического материала, пришел к правильному выводу о том, что данный документ не подтверждает нахождение испрашиваемого земельного участка в красных линиях.
Из материалов дела также следует, что спорный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет.
В кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка от 22.02.2012 N 63-00-102/12-58129 в разделе В.3 отсутствуют какие-либо указания на нахождение спорного земельного участка в границах красных линий, отнесение земельного участка к территории общего пользования. Отсутствуют указания на отнесение земельного участка к землям общего пользования и в графе 16 раздела В.1, в графе "особые отметки".
Кроме того, суду апелляционной инстанции в подтверждение ненахождения испрашиваемого земельного участка в красных линиях Обществом представлена план-схема границ земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Марии Авейде, 27, с нанесением Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара красных линий от 26.11.2012 г.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность ООО "ДАКАР" земельного участка, площадью 61, 5 кв.м., кадастровый номер 63:01:0238002:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 27, занимаемого временным магазином "Продукты", не соответствуют вышеизложенным нормативным правовым актам, нарушают право заявителя на выкуп земельного участка, занятого временным объектом.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования ООО "ДАКАР".
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 сентября 2012 года по делу N А55-16874/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16874/2012
Истец: ООО "ДАКАР"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара