г. Красноярск |
|
05 декабря 2012 г. |
Дело N А69-1015/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" декабря 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Тыва:
от заявителя (Службы по тарифам Республики Тыва): Воронько Е.Ю., представителя по доверенности от 25.01.2012; Чистобаевой Е.В., представителя по доверенности от 06.06.2012,
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва): Сорвачева В.А., представителя по доверенности от 07.03.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "27" июля 2012 года по делу N А69-1015/2012, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
Служба по тарифам Республики Тыва (ИНН 1701038082, ОГРН 1051700510619) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания от 24.04.2012 по делу N 05-15-01/31-15-11, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ИНН 1701044223, ОГРН 1081719000406) (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган).
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 мая 2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена глава крестьянско-фермерского хозяйства Суханова Светлана Петровна (далее - Суханова С.П.).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 июля 2012 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Тывинское УФАС России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает следующее:
- вывод суда первой инстанции о том, что допущенное Службой по тарифам Республики Тыва нарушение норм законодательства в области энергетики и ценообразования, выявленное антимонопольным органом, не подпадает под перечень нарушений, установленных статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), основан на неверном толковании положений указанного закона;
- материалами дела подтверждается факт неправомерных действий Службы по тарифам Республики Тыва, а также то, что указанные действия могли повлечь ограничение конкуренции.
Служба по тарифам Республики Тыва в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Суханова С.П., уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 15.10.2012 о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: www.arbitr.ru/grad/)), в судебное заседание не явилась, своих представителей не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Сухановой С.П., ее представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Тывинского УФАС России поступило заявление председателя комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по общественной безопасности и приграничным вопросам о правомерности и обоснованности повышения тарифов на электроэнергию для сельхозпредприятий Республики Тыва, и конкретно для крестьянско-фермерского хозяйства Сухановой С.П.
На основании заявления антимонопольным органом было возбуждено дело N 05-15-01/31-15-11 в отношении Службы по тарифам Республики Тыва по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в издании нормативно-правового акта, препятствующего хозяйственной деятельности крестьянско-фермерского хозяйства Сухановой С.П.
Антимонопольным органом установлено, что поставка электроэнергии крестьянско-фермерскому хозяйству Сухановой С.П. производилась по ценам: в марте 2011 года - 3,45723 рубля/кВт.ч.; в апреле 2011 года - 3,27092 рубля/кВт.ч.; в мае 2011 года -3,30098 рубля/ кВт.ч. В состав цены был включен тариф на передачу электрической энергии равный 2,73716 рубля/кВт.ч.
В итоге цена для крестьянско-фермерского хозяйства Сухановой С.П. за 1 кВт.ч. без учета налога на добавленную стоимость (НДС) в среднем составляла 3 рубля 40 копеек, а с учетом НДС свыше 4 рублей.
Тариф на передачу электрической энергии по диапазону напряжения НН в размере 1633,45 рубля/мВт.ч. был установлен Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2011 N 80 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2011 год" (далее - Постановление от 30.12.2011 N 80) и действовал для всех групп потребителей.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 30 декабря 2010 года N 80 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2011 год" (далее - Постановление от 10.06.2011 N 45) установлен, в том числе тариф на передачу электрической энергии по диапазону напряжения НН в размере 2737,16 рублей/мВт.ч., при этом тариф на передачу электрической энергии был разделен на группы потребителей (выделена группа "прочие потребители"). Действие вновь установленного тарифа распространено на период с 01.01.2011 по 30.04.2011. С 01.05.2011 по 31.11.2011 тариф установлен в размере 2328,39 рублей/мВт.ч.
Решением от 24.04.2012 по делу N 05-15-01/31-15-11 Служба по тарифам Республики Тыва признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части внесения постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2010 N 80 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011, в результате которого был увеличен размер тарифа на передачу электрической энергии по низкому напряжению в отношении прочих потребителей более чем на 50%, что может повлечь недопущение, ограничение, устранение конкуренции, нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, а также воспрепятствовать хозяйственной деятельности, в том числе Сухановой С.П..
Кроме того, антимонопольным органом решено выдать Службе по тарифам Республики Тыва предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На основании решения антимонопольным органом выдано предписание от 24.04.2012, в соответствии с которым Службе по тарифам Республики Тыва необходимо:
- признать недействительным постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011 в период его действия, как вынесенного вне пределов предоставленной компетенции;
- направить информацию организациям, осуществляющим начисление платы за поставку электрической энергии о признании постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011 нарушающим требования антимонопольного законодательства и необходимости совершения действий по приведению тарифа за поставку электрической энергии в соответствие с постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2010 N 80 с учетом признания недействительным постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011.
Кроме того, Службе по тарифам Республики Тыва о принятых мерах по исполнению предписания необходимо проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 30.05.2012.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Служба по тарифам Республики Тыва обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольный орган не доказал законность вынесенного им решения исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний.
Частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.
В силу частей 2 и 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
С учетом приведенных правовых норм антимонопольный орган вынес оспариваемые решение и предписание в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушений процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при вынесении решения и предписания судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Как следует из решения от 24.04.2012 по делу N 05-15-01/31-15-11 Службе по тарифам Республики Тыва вменено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части внесения постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2010 N80 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011.
При этом антимонопольный орган исходил из того, что постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011, было принято вне пределов компетенции Службы по тарифам Республики Тыва. Кроме того, антимонопольный орган указал, что в результате принятия постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 10.06.2011 N 45 произошло увеличение стоимости электроэнергии для прочих потребителей, в том числе для сельхозтоваропроизводителей более чем на 50%, что могло повлиять на конкуренцию.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенное Службой по тарифам Республики Тыва нарушение норм законодательства в области энергетики и ценообразования, выявленное антимонопольным органом, не подпадает под перечень нарушений, установленных статьей 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем антимонопольный орган превысил свои полномочия и принял неправомерное решение.
Оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Следовательно, для квалификации вменяемого нарушения доказыванию подлежат обстоятельства ограничения или устранения конкуренции на товарном рынке, угроза таких последствий в результате принятия правового акта, совершения действий и наличие (отсутствие) прямо закрепленного федеральным законом полномочия заявителя принять соответствующий правовой акт, совершить действия.
При этом по смыслу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции приведенный в указанной статье перечень нарушений не является исчерпывающим, нарушающими антимонопольное законодательство являются любые действия (бездействие), в том числе органов государственной власти, которые могут привести к ограничению конкуренции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вынося обжалуемое решение и указав в нем на действия которые прямо не перечислены в статье 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган превысил предоставленные законом полномочия.
Вместе с тем данный вывод не привел к принятию неверного решения в связи со следующим.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 разъяснено, что частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утвердило Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее - Основы ценообразования).
Пунктом 64 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2010 N 80) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются путем деления необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики.
В силу пунктов 65, 66 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (мощности) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2007 N 604 "Об утверждении Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры", служба по тарифам Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Таким образом, положенное в обоснование выводов о незаконности действий Службы по тарифам указание антимонопольным органом на то, что Служба действовала вне пределов своей компетенции, не соответствует вышеприведенным нормам законодательства.
На основании указанных норм Службой по тарифам Республики Тыва принято постановление от 30.12.2010 N 80 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2011 год", которым с 1 января 2011 года утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва, сформированы с учетом затрат на предоставление услуг по передаче электрической энергии всех территориальных сетевых организаций, действующих на территории Республики Тыва. В дальнейшем в указанный акт были внесены изменения Постановлением от 10.06.2011 N45. Внесение изменений связано со следующим.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" постановлением от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", вступившем в силу 13.04.2011, утвердило Правила оптового рынка электрической энергии и мощности.
Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 указано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 г. пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с учетом подпункта "а", абзацев первого и второго подпункта "б" пункта 6 настоящего Постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии", вступившем в силу 24.03.2011, абзац первый пункта 64 Основ ценообразования заменен текстом следующего содержания: "тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для целей поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в 2 вариантах".
Таким образом, новая редакция пункта 64 Основ ценообразования предусматривает установление тарифов отдельно, для населения и для прочих потребителей.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии" настоящее Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 г.
Учитывая указанные изменения законодательного регулирования в области установления тарифов, Служба по тарифам Республики Тыва приняла постановление 10.06.2011 N 45 которым установлен, в том числе тариф на передачу электрической энергии по диапазону напряжения НН в размере 2737,16 рублей/мВт.ч., при этом тариф на передачу электрической энергии был разделен на группы потребителей (выделена группа "прочие потребители"). Действие вновь установленного тарифа распространено на период с 01.01.2011 по 30.04.2011. С 01.05.2011 по 31.11.2011 тариф установлен в размере 2328,39 рублей/мВт.ч. (уменьшен на 15 %).
Таким образом, действия Службы по тарифам были обусловлены изменением изменениями законодательства, вступлением в силу вышеуказанных норм.
Как указывает антимонопольный орган, принятие данного постановления привело к увеличению стоимости электрической энергии, в том числе для крестьянско-фермерского хозяйства Сухановой С.П.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, установление размера платы за электрическую энергию в соответствии с нормами законодательства, не может расцениваться как противоправное деяние.
Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренный Основами ценообразования установлен Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Принимая оспариваемое решение, антимонопольный орган указал на нарушение Службой по тарифам Республики Тыва пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, которым предусмотрено, что решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Действительно, пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 предусмотрено, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Вместе с тем, действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, на решения регулирующих органов об установлении тарифов на 2011 год для организаций, которым в установленном порядке переданы в аренду объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (при условии обеспечения уровня роста среднеотпускной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) в субъекте Российской Федерации не выше 115 процентов по сравнению с уровнем 2010 года), а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.
Поскольку Служба по тарифам Республики Тыва действовала во исполнение актов Правительства Российской Федерации, компетенция которого, в свою очередь, установлена Законом об электроэнергетике, то действия Службы следует оценивать как направленные на приведение тарифного регулирования в соответствии с действующим законодательством.
Суд не принимает ссылку антимонопольного органа на письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 28.12.2011 N ЕП-11030/13, в силу следующих причин. Во-первых, данный документ не является пояснением кого-либо из сторон в рамках арбитражного спора, заключением эксперта или мнением специалиста, привлечённого к участию в деле. Во-вторых, часть 2 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации запрещает расценивать в качестве доказательств документы, содержащие ходатайства о поддержке лиц, участвующих в деле, или оценку их деятельности. В-третьих, содержание данного письма без предоставления запроса ИА/46782 от 15.12.2011, в ответ на который оно дано, не позволяет в полной мере соотнести данный ответ с обстоятельствами настоящего спора, в частности, в письме N 28.12.2011 N ЕП-11030/13 указано "что поступил запрос Федеральной антимонопольной службы N ИА/46782 от 15.12.2011, в котором сообщается, что в производстве ФАС России находится дело о нарушении антимонопольного законодательства N05-15-01/31-15-11, возбужденное в отношении Службы по тарифам Республики Тыва по факту увеличения тарифа на передачу электрической энергии_", в решении N05-15-01/31-15-11 указано, что обращение направлено о даче разъяснений по вопросам о наличии правовых оснований для внесения изменений в середине года по изменению тарифа, связанных с разбивкой по группам потребителей, если изначально установленный тариф был принят одинаковым для всех групп потребителей_". Однако в настоящем случае изменение тарифа для потребителей было связано в первую очередь с выделением группы "прочие потребители".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принимая постановление 10.06.2011 N 45 Служба по тарифам Республики Тыва действовала в пределах предоставленных полномочий, а доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Поскольку действия Службы по тарифам Республики Тыва предусмотрены действующим законодательством, принятие постановления от 10.06.2011 N 45 не может быть квалифицировано как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, действия Службы по тарифам Республики Тыва были квалифицированы, как необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи Закона о защиты конкуренции), вместе с тем доказательств, что принятие постановления от 10.06.2011 N 45 препятствует деятельности хозяйствующих субъектов антимонопольным органом не представлено. Суд апелляционной инстанции считает, что само по себе увеличение цены на электрическую энергию о данном обстоятельстве не свидетельствует и требует доказывания антимонопольным органом.
Поскольку антимонопольным органом не доказано нарушение Службой по тарифам Республики Тыва пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, то решение от 24.04.2012 по делу N 05-15-01/31-15-11 следует признать недействительными как несоответствующие Закону о защите конкуренции.
Кроме того, как было указано, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Перечень запретов, указанный в данной статье, является открытым, в связи с чем суд апелляционной инстанции не соглашается с доводом суда первой инстанции о том, что поскольку конкретное выявленное нарушение комитетом норм законодательства в области энергетики и ценообразования не попадает под перечень нарушений, установленных статьёй 15, решение антимонопольного органа неправомерно; однако соглашается с доводом Арбитражного суда Республики Тыва в части утверждения, что в качестве такового нарушения должно расцениваться не любое выявленное нарушение действующего законодательства, а исключительно в сфере, защищаемой антимонопольным законодательством, - то есть посягающее на конкуренцию. При применении статьи 15 закона следует учитывать правовой смысл и содержание понятия признаков ограничения конкуренции, определенного в статье 4 Закона о защите конкуренции. В данном случае установленные Службой по тарифам правила терифного регулирования распространялись на всех без исключения хозяйствующих субъектов, не зависимо от их организационно-правовой формы, сферы деятельности, финансового и хозяйственного положения; не создавали преимуществ кому-либо и не ограничивали избирательно права иных лиц, что, в совокупности с фактом того, что служба действовала во исполнение норм законодательства, свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Поскольку решение антимонопольного органа не соответствует закону, выданное на его основе предписание от 24.04.2012 по делу N 05-15-01/31-15-11 об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства также подлежит признанию недействительным.
Кроме того, оценивая законности вынесенного предписания, суд учитывает следующие обстоятельства. Названным предписанием Службе по тарифам Республики Тыва предписано прекратить нарушения антимонопольного законодательства и совершить следующие действия:
1) признать недействительным Постановление Службы по тарифам Республики Тыва N 45 от 10.06.2011 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011 в период его действия как вынесенного вне пределов предоставленной компетенции;
2) направить информацию организациям, осуществляющим начисление платы за поставку электрической энергии о признании Постановления Службы по тарифам Республики Тыва N 45 от 10.06.2011 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011 нарушающим требования антимонопольного законодательства и необходимости совершения действий по приведению тарифа за поставку электрической энергии в соответствие с постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30 декабря 2010 года N 80 с учётом признания недействительным Постановления Службы по тарифам Республики Тыва N 45 от 10.06.2011 в части разбивки тарифа на передачу электрической энергии по группам потребителей с 01.01.2011.
В силу статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения антимонопольный орган выдаёт предписание. Перечень возможных предписаний, выдаваемых, в том числе, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и обязательных для исполнения, содержится в пункте 3 части 1 статьи 23 Закона. В подпункте "а" указано на предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
В Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 N 630-О "По запросу Администрации Краснодарского края о проверке конституционности подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" указано, что реализация полномочия по выдаче предписаний об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, осуществляется антимонопольным органом в рамках административных процедур по правилам, предусмотренным главой 9 Федерального закона "О защите конкуренции", и представляет собой форму контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в системе органов исполнительной власти и административный способ защиты публичных интересов, позволяющие оперативно реагировать на акты федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных указанных в законе органов и организаций в целях исключения положений, нарушающих антимонопольное законодательство.
При этом сами по себе предписания антимонопольного органа об отмене или изменении нарушающих антимонопольное законодательство актов силой принудительного исполнения не обладают, а преследуют цель понудить соответствующие органы (организации) и их должностных лиц исполнить содержащиеся в них требования прежде всего в добровольном порядке в условиях, когда полномочиями самостоятельно признавать недействительными (недействующими) такие акты антимонопольные органы не наделены (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 года N 237-О).
Соответственно, антимонопольный орган не мог обязать Службу "признать недействительным" нормативный акт, поскольку данная процедура регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не входит в компетенцию органа исполнительной власти, который вправе только отменить или изменить свой акт. Об указанном свидетельствует так же судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 11390/09 по делу N А32-23959/2008-4/402, Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11923/09 по делу N А45-9398/2008-46/266.
Кроме того, обязывая Службу направить информацию <_>, то есть довести до описанного круга лиц сведения о признании недействительным нормативного акта, антимонопольный орган не учел, что изменения в нормативный акт или его отмена производятся, в свою очередь, путем издания нормативного акта. Нормативный акт адресуется неопределенному количеству лиц, в том числе и осуществляющих начисление платы за поставку электрической энергии, используется в разных хозяйственных отношениях - определить круг субъектов невозможно. Кроме того, действующее законодательство устанавливает правила обязательного опубликования нормативных актов, в том числе в области тарифообразования в сфере электроэнергетики, и тем самым гарантирует доведение их до сведения неопределенного круга лиц.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "27" июля 2012 года по делу N А69-1015/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1015/2012
Истец: Служба по тарифам РТ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, УФАС по РТ
Третье лицо: Глава крестьянско-фермерского хозяйства С. П. Суханова, Глава КФХ Суханова С. П.