г. Владивосток |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А51-18452/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Приморского отделения N 8635,
апелляционное производство N 05АП-9608/2012
на решение от 08.10.2012 года
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-18452/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Приморского отделения N 8635 (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893)
о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН 1037700013020, ИНН7702235133) N 05-12-Ю/0036/3110 от 25.07.2012 года по делу об административном правонарушении,
при участии:
от Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Приморского отделения N 8635 - Гамзаева И.Р., ведущий юрисконсульт по доверенности N 21-03/11-78 от 05.11.2010 года, сроком действия до 01.11.2013 года,
от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю - Иматова М.Ю., начальник отдела по доверенности N 25 АА 0427255 от 25.10.2011 года, сроком действия до 16.12.2013 года; Фортуна В.И., ведущий юрисконсульт по доверенности N 25 АА 0626740 от 25.04.2012 года, сроком действия до 16.12.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", заявитель, общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю (далее - управление, ГУ ЦБ России по Приморскому краю, административный орган) N 05-12-Ю/0036/3110 от 25.07.2012 года о наложении штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 15.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Сбербанк России" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование судом представленных доказательств, а так же нарушение норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает на отсутствие в действиях Банка события административного правонарушения.
Кроме того, по мнению заявителя, суд первой инстанции не обоснованно не применил статью 2.9. КоАП РФ, так как Банком приняты все меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда от 08.10.2012 года просил отменить.
Представители ГУ ЦБ России по Приморскому краю в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда от 08.10.2012 года считают законным и обоснованным и не подлежащем отмене.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В ходе проверки информации уполномоченного органа ГУ ЦБ России по Приморскому краю было установлено фиксирование Банком неверных сведений в полях плательщиков и получателей, что привело к нарушению порядка формирования отчетов в виде электронного сообщения, установленного пунктом 13 Приложения N 3, пункта 6, пункта 23 Приложения N 4 Положения Банка России от 29.08.2008 года N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", выразившемся в неверном заполнении полей в отчетах в виде электронного сообщения (далее ОЭС).
13.09.2011 года Приморским отделением N 8635 в уполномоченный орган направлен отчет в виде электронного сообщения, содержащий сведения о клиентской сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) обязательному контролю (запись N 9917; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 29.08.2011 года б/н на сумму 3 000 000,00 руб. между Никитенко Д.А. (клиент кредитной организации), Никитенко Л.В. (продавцы) и Ережеповым Б.К. (клиент кредитной организации), Ережеповой Д.Е., Ережеповым Э.Б. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 07.09.2011 года, получена филиалом банка N 8635/0187 (г. Уссурийск) - 12.09.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. При этом, в поле "DATA_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) записи ОЭС филиал указал - 13.09.2011 года.
Кроме того, в поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Ережепов Берик Калакбаевич" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, передающих недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Никитенко Денис Алексеевич" (один из продавцов) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
14.09.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12034; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 29.09.2011 года б/н на сумму 4 200 000,00 руб. между Русаченко Н.Е. (клиент кредитной организации) (продавец) и Филипповым М.Ю. (клиент кредитной организации), Филипповой Е.А. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 11.10.2011 года, получена филиалом 21.10.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. В поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Филиппов Михаил Юрьевич" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, передающего недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Русаченко Наталья Евгеньевна" (продавец) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
25.10.2011 года Приморское отделение 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12075; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 08.10.2011 года на сумму 4 980 000,00 руб. между Васильевой А.Б. (клиент кредитной организации), Васильевым Б.С., Васильевой О.Т. (продавцы) и Кульбякиным А.С. (клиент кредитной организации), Кульбякиной А.Н. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 14.10.2011 года, получена филиалом 24.10.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. В поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Кульбякина Антонина Николаевна" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, передающих недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Васильева Альбина Борисовна" (один из продавцов) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
25.10.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12076; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 13.10.2011 года б/н на сумму 5 750 000,00 руб. между Саврасовой Е.С. (клиент кредитной организации) (продавец) и Алисеевичем А.П. (клиент кредитной организации), Алисеевич Л.С. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 17.10.2011 года, получена филиалом 24.10.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. В поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Алисеевич Любовь Сергеевна" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, передающего недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Саврасова Елена Сергеевна" (продавец) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
26.10.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12185; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 20.09.2011 года б/н на сумму 4 100 000,00 руб. между Солдатовым С.П. (продавец) и клиентом кредитной организации Курусь И.Н. (покупатель), прошедшего государственную регистрацию 30.09.2011 года, получена филиалом 25.10.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. Таким образом, филиалу стало известно о факте совершения сделки, подлежащей обязательному контролю, 25.10.2011 года. При этом в поле "DATE_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) записи ОЭС филиал указал 26.10.2011 года.
Кроме того, в поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Курусь Илларион Николаевич" (покупатель) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, передающего недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Солдатов Сергей Петрович" (продавец) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, получающего недвижимое имущество по договору.
07.11.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12743; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 28.10.2011 года на сумму 3 100 000,00 руб. между Горячей Л.И. (клиент кредитной организации) (продавец) и Горбуновой Л.А. (клиент кредитной организации), Горбуновым В.П. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 02.11.2011 года, получена филиалом 03.11.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. Таким образом, филиалу стало известно о факте совершения сделки, подлежащей обязательному контролю 03.11.2011 года. При этом в поле "DATE_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) записи ОЭС филиал указал 07.11.2011 года.
Кроме того, в поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Горбунова Любовь Алексеевна" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, передающего недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Горячая Лидия Ивановна" (продавец) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
08.11.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12789; код вида операции - 8001 (сделки с I недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 31.10.2011 года б/н на сумму 3 500 000,00 руб. между Кривогубец А.А. (клиент кредитной организации) (продавец) и Самосюк Л.С. (клиент кредитной организации), Бородийчук Д.А., Бородийчук О.А., Бородийчук А.Д. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 03.11.2011 года, получена филиалом 07.11.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. Таким образом, филиалу стало известно о факте совершения сделки, подлежащей обязательному контролю, 07.11.2011 года. При этом в поле "DATE_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) записи ОЭС филиал указал 08.11.2011 года.
Кроме того, в поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Самосюк Людмила Сергеевна" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, передающего недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Кривогубец Александра Апатьевна" (продавец) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
09.11.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган, сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 12917; код вида операции - 5007 (предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа)).
Согласно выписке по счету клиента кредитной организации ООО "Востокшинторг" (N 40702810050000000707) 08.11.2011 года на основании платежного поручения от 07.11.2011 года N 388 на указанный счет поступили денежные средства в размере 9 000 000,00 руб. от ООО "Красное Колесо-Сибирь". В назначении платежа значилось "Предоставление денежных средств согласно договора беспроцентного займа от 31.10.2011 года N 13-3 НДС не облагается".
Согласно части 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор займа считается заключенным с момента передачи денег, следовательно, датой совершения подлежащей обязательному контролю операции, равно как и датой ее выявления является дата зачисления денежных средств на счет, т.е. 08.11.2011 года.
Однако в поле "DATA" (дата совершения операции (сделки)) записи ОЭС, направленного в уполномоченный орган 09.11.2011 года, филиал указал 07.11.2011 года, а в поле "DATE_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) - 09.11.2011 года.
11.11.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 13051; код вида операции - 5007 (предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа)).
Согласно выписке по счету клиента кредитной организации ООО "Востокшинторг" (N 40702810050000000707) 10.11.2011 года на основании платежного поручения от 09.11.2011 года N 417 на указанный счет поступили денежные средства в размере 4 000 000,00 руб. от ООО "Красное Колесо-Сибирь". В назначении платежа значилось "Предоставление денежных средств согласно договора беспроцентного займа от 31.10.2011 года N 13-3 НДС не облагается".
Согласно части 1 статьи 807 ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег, следовательно, датой совершения подлежащей обязательному контролю операции, равно как и датой ее выявления является дата зачисления денежных средств на счет, т.е. 10.11.2011 года.
Однако в поле "DATA" (дата совершения операции (сделки)) записи ОЭС, направленного в уполномоченный орган 11.11.2011 года, филиал указал 09.11.2011 года, а в поле DATE_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) - 11.11.2011 года.
16.11.2011 года Приморское отделение N 8635 направило в уполномоченный орган сформированный ненадлежащим образом ОЭС, содержащий сведения о сделке, подлежащей на основании пункта 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю (запись N 13197; код вида операции - 8001 (сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю)).
Копия договора купли-продажи квартиры от 03.11.2011 года б/н на сумму 3 406 000,00 руб. между Юрченко Д.И. (клиент кредитной организации) (продавец) и Павлюком В.В. (клиент кредитной организации), Павлюк В.О., Павлюком В.В. (покупатели), прошедшего государственную регистрацию 08.11.2011 года, получена филиалом 15.11.2011 года, что подтверждается отметкой на нем. Таким образом, филиалу стало известно о факте совершения сделки, подлежащей обязательному контролю, 15.11.2011 года. При этом в поле "DATE_S" (дата получения документа и (или) сведений, подтверждающих факт совершения операции (сделки)) записи ОЭС филиал указал 16.11.2011 года.
Кроме того, в поле "NAMEU0" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Павлюк Вера Осиповна" (один из покупателей) вместо фамилии, имени и отчества физического лица, передающего недвижимое имущество по договору. В поле "NAMEU3" (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом) записи ОЭС филиал указал "Юрченко Дарья Ивановна" (продавец) вместо фамилии, имени и отчества одного из физических лиц, получающих недвижимое имущество по договору.
Нарушения в деятельности филиала - Приморского отделения N 8635 послужили основанием для составления 12.07.2012 года в отношении ОАО "Сбербанк России" протокола об административном правонарушении N 05-12-Ю/0036/1020 по части 2 статьи 15.27. КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 176-ФЗ)).
На момент совершения правонарушения ответственность за неисполнение требований законодательства в части в части фиксирования неверной информации в полях записей ОЭС, была установлена частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ (в редакции Закона N 176-ФЗ).
С 21.11.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 308-ФЗ), статьёй 2 которого статья 15.27. КоАП РФ изложена в новой редакции.
Частью 1 статьи 15.27. КоАП РФ (в редакции Закона N 308-ФЗ) установлена ответственность за неисполнение законодательства в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока. За данное правонарушение предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от 50 000,00 руб. до 100 000,00 руб.
Санкция, установленная частью 1 статьи 15.27. КоАП РФ в новой редакции, смягчает административную ответственность юридических лиц за допущенное правонарушение.
Постановлением от 25.07.2012 года N 05-12-Ю/0036/3110 с учетом части 2 статьи 1.7. КоАП РФ ОАО "Сбербанк России" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ (в редакции Закона N 308-ФЗ) с наложением административного штрафа в размере 55 000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании данного постановления незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ, отсутствия оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным, и, соответственно, правомерности вынесенного постановления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2012 года законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ (в редакции Закона N 176-ФЗ) неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000,00 руб. до 100 000,00 руб.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Из статьи 4 Закона N 115-ФЗ следует, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со статьёй 5 Закона N 115-ФЗ в целях данного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.
Из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Согласно пункту 1.1. статьи 6 Закона N 115-ФЗ, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000,00 руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000,00 руб., или превышает ее.
В соответствии с абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000,00 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000,00 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
В целях исполнения требований законодательства Центральным банком Российской Федерации издан нормативный акт, устанавливающий порядок представления кредитными организациями сведений в уполномоченный орган (Положение Банка России N 321-П).
В поле "DATE_S" в соответствии с пунктом 6 приложения N 4 к Положению N 321-П указывается дата получения кредитной организацией сведений (документов, подтверждающих факт совершения операции (сделки)). Таким образом, в данном поле должна фиксироваться дата поступления в филиал документов, а не дата направления сведений в уполномоченный орган.
Сведения о дате совершения операции (поле "DATA"), получателе и плательщике по операции (поле "NAMEUO") и (поле "NAMEU3") входят в перечень сведений, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
В поле "DATA" согласно пункту 23 приложения N 4 к Положению указывается дата совершения операции, а не дата платежного документа.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Банк, представил неверные сведения в полях "NAMEU0", "NAMEU3", "DATE_S" записи ОЭС, что привело к неисполнению кредитной организацией требований Положения Банка России N 321-П, Закона N 135-ФЗ.
В силу вышеизложенного, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ.
Часть 1 статьи 1.5. КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Банка в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ОАО "Сбербанк России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ.
Довод заявителя, о том, что Банк уже был привлечен 28.12.2011 года к административной ответственности за период с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года рассмотрен судом первой инстанции, ему дана надлежащая оценка и данный довод правомерно отклонен, как необоснованный.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Банком принята совокупность мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в связи с чем суд первой инстанции не обоснованно не применил статью 2.9. КоАП РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации указанные меры явились недостаточными и не привели к правильному выполнению Банком обязанностей, установленных законодательством.
Из положений статьи 2.9. КоАП РФ и пунктов 18, 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учетом пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания, допущенного заявителем правонарушения малозначительным, поскольку в результате их совершения возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного финансового мониторинга в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании вышеизложенного довод заявителя о возможности применения статьи 2.9. КоАП РФ отклоняется судом апелляционной инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в признании незаконным постановления ГУ ЦБ России по Приморскому краю N 05-12-Ю/0036/3110 от 25.07.2012 года о назначении административного наказания предусмотренного частью 2 статьи 15.27. КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2012 года по делу N А51-18452/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18452/2012
Истец: ОАО "Сбербанк России" в лице Приморского отделения N 8635
Ответчик: ЦБ РФ в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации, ЦБ РФ по Приморскому краю