город Омск |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А46-4250/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9072/2012) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2012 по делу N А46-4250/2012 (судья Ярковой С.В.), принятое по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ОГРН 1045504022740, ИНН 5503083235) к Открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) о взыскании 5 196 329 руб. 48 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области - Понамарева Т.Г. по доверенности N 01/3637 от 09.06.2012, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Беклемишева С.М. по доверенности N 03-03/248ОФ от 27.12.2012 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора по Омской области е) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - заинтересованное лицо, ОАО "ТГК-11", Общество) 5 196 329 руб. 48 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2012 по делу N А46-4250/2012 требования заявителя удовлетворены в полном объеме, с ОАО "ТГК-11" в пользу Управления Росприроднадзора по Омской области взыскано 5 196 329 руб. 48 руб. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, а также с Общества взыскана в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявленной к взысканию задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год в испрашиваемом Управлением Росприроднадзора по Омской области размере.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "ТГК-11" указывает на то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год внесена в полном объеме, а сверхлимитных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников СП "ТЭЦ-4" не осуществлялось, в связи с чем суд первой инстанции при определении платы необоснованно руководствовался пунктом 5 Порядка, в котором изложен порядок определения платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
В судебном заседании представитель ОАО "ТГКN 11" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ОАО "ТГК-11" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1055406226237.
ОАО "ТГК-11" является субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Управление Росприроднадзора по Омской области направило в адрес ОАО "ТГК-11" письмо от 12.12.2011 N 09-36/7507 о наличии задолженности в сумме 5 995 897 руб. 89 коп. по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, которую необходимо внести в бюджет до 01.01.2012.
ОАО "ТГК-11" письмом от 16.12.2012 N 29-0282/7687 уведомило Управление Росприроднадзора по Омской области о том, что оплата за фактические негативное воздействие на окружающую среду проведена в полном объеме в установленные действующим законодательством сроки.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательства по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду Управление Росприроднадзора по Омской области направило в адрес ОАО "ТГК-11" требование от 26.01.2012 N 09-05/364 с предложением погасить задолженность в сумме 5 998 121 руб. 62 коп. в добровольном порядке.
Поскольку требование добровольно исполнено не было, Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением (с учетом уточнений).
30.08.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее по тексту - Порядок).
Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (пункт 1).
В силу пункта 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993 предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Как следует из пункта 2 Порядка определения платы установлены два вида базовых ставок, за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия либо в пределах допустимых нормативов, либо в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
В силу пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ осуществляется по нормативам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, с использованием коэффициента, учитывающего инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.
Полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно: по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В случае, если в результате деятельности физических и юридических лиц происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе, на них возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу А46-1014/2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012, установлено, что в период с 16.11.2011 по 16.12.2011 Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ОАО "ТГК N 11", в ходе которой установлено, что ОАО "ТГК N 11" в 2010 году осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов структурного подразделения ТЭЦ-4 Омского филиала ОАО "ТГК N11", размещенных на промышленной площадке по ул. Комбинатская, д. 46 в г. Омске. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 9/26, выданным Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора, ОАО "ТГК N11" на период с 15.09.2009 по 07.09.2014 разрешен выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников СП ТЭЦ-4 Омского филиала в количестве 32 278,464 т/год. Согласно формы государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) за 2010 год, ОАО "ТГК N11" от стационарных источников выбросов СП ТЭЦ-4 Омского филиала в 2010 году в атмосферный воздух выброшено 42 308,863 тонны, что превышает разрешенное количество вредных веществ на 10 030,399 тонн. ОАО "ТГК N 11" внесено в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год 48 612 124, 37 рублей. Однако размер платы за 2010 год с учетом доначисления за сверхлимитный выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составляет 54 607 992,46 рублей, таким образом, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год по состоянию на 01.12.2011 составила 5 995 968,09 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии у ОАО "ТГК-11" задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год в сумме 5 196 329 руб. 48 коп. несостоятелен и опровергается фактическим обстоятельствами дела.
Доводы ОАО "ТГК N 11" о том, что у него в 2010 году отсутствовали сверхлимитные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и необоснованном применении судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям пункта 5 Порядка, регламентирующего определение платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, несостоятелен и подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 12 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно Административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, утв. Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288, для получения разрешения на выбросы хозяйствующие субъекты представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора, заявление и следующие документы:
-утвержденные в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимиты на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Как следует из пункта 4.1. Административного регламента, при наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение выдается на срок действия утвержденных ПДВ.
В силу пункта 7.1 части 2 Нормирование выбросов в атмосферу "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", утвержденного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333, нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и объекта в целом.
В соответствии с пунктом 17 части 2 нормативы ПДВ (ВСВ) вводятся в действие Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В рассматриваемый период предприятием (СП ТЭЦ-4) осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ на основании разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 9/26, выданного Западно-сибирским управлением Ростехнадзора на период с 15.09.2009 по 07.09.2014.
При этом, проект нормативов ПДВ, на который ссылается в апелляционной жалобе заявитель, не мог являться разрешительным документом на выбросы в четвертом квартале 2010 года как в силу закона, так и поскольку на 07.10.2010 не имел необходимых согласований вследствие необходимости проведения корректировок, изменения в связи с увеличением мощности предприятия внесены только в 20.01.2011.
Указанный проект нормативов ПДВ введен в действие разрешением на выбросы от 09.02.2011 N 7-2011 и действует с этого времени, т.е. с 09.02.2011.
В то время как сверхлимитные вредные выбросы осуществлены обществом в 2010 году, и указанное разрешение, как было указано выше, не распространялось на 2010.
Довод заявителя о том, что на 22.04.2011 Управление Росприроднадзора по Омской области не выявило наличие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, о чем сообщило письмом от 22.04.2011 N 09-36/2017 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку наличие задолженности по плате за негативное воздействие установлено Омским межрайонным природоохранным прокурором 16.12.2011 на основании формы государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) за 2010 год, показавшей, что фактически предприятием выброшено 42 308, 863 тонны, что превышает разрешенное количество вредных веществ на 10 030, 399 тонн.
Как подтверждается материалами дела на предприятии имело место превышение фактического объема выбросов над установленными, а новое разрешение на выброс загрязняющих веществ получено предприятием не в течении отчетного периода, а только 09.02.2011, в связи с чем ОАО "ТГК N 11" должно было исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом сверхлимитных выбросов 2010 года.
В апелляционной жалобе общество ссылается на письмо от 22.04.2011 N 09-36/2017 Управления Росприроднадзора по Омской области в котором указано, что по платежам, внесенным за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году, имеется переплата в размере 56 353 руб. 14 коп. Однако из указанного письма не представляется возможным установить в связи с чем данная переплата возникла в апреле 2011 года. Более того, из письма следует, что такая переплата существует по состоянию на 01.01.2004. Даже если указание года (2004) расценивать как опечатку, то все равно неясно в связи с чем возникла эта переплата.
Учитывая изложенное и то, что факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 5 196 329 руб. 48 коп. подтвержден материалами дела, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований Управления Росприроднадзора по Омской области у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "ТГК N 11".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2012 по делу N А46-4250/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4250/2012
Истец: Управление Росприроднадзора по Омской области
Ответчик: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11"
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-968/13
13.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9072/12
02.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9072/12
08.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9072/12
30.08.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4250/12