город Москва |
|
13 декабря 2012 г. |
N А40-94773/12-79-944 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СПК Мосэнергострой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2012
по делу N А40-94773/12-79-944, принятое судьей Дранко Л.А.,
по заявлению ОАО "СПК Мосэнергострой" (ОГРН 1037739028073, ИНН 7705008315, 115191. город Москва, улица Городская, дом 8)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (119017, город Москва, Старомонетный пер., дом 3, строение 1)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя: Песелева И.М. по доверенности от 30.12.2011 N 11-05/09;
ответчик: Плискач Н.С. по доверенности от 03.10.2012 N 73-12-ИГ-05/52583;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2012 в удовлетворении заявления ОАО "СПК Мосэнергострой" об оспаривании постановления Регионального отделения в Центральном федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.06.2012 N 73-12-329/пн о назначении административного наказания, отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности у административного органа имелись; вина общества в совершении названного административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
Представители сторон в судебное заседание явились.
Представитель общества считает, что административным органом нарушена установленная Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении процедура привлечения к административной ответственности.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции, рассмотревшего дело в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаны на исследовании представленных документов в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 03.04.2012 РО ФСФР в ЦФО в отношении общества вынесено предписание об осуществлении комплекса организационно-распорядительных действий, направленных на устранение нарушений, выразившихся в нарушении требований п. п. 1, 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по факту невыплаты дивидендов за 2007 и 2008 в срок до 14.05.2012 включительно, а также в срок до 20.08.2012 включительно осуществить комплекс организационно-распорядительных действий, направленных на устранение нарушения, указанного в п. 2 установочной части данного предписания и представить в РО ФСФР России отчет о действиях, осуществленных в рамках исполнения п. 3 предписания с приложением подтверждающих документов.
Предписание получено обществом 09.04.2012, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления с отметкой почтового отделения связи.
08.06.2012 (вх. 73-12-19535) в региональное отделение во исполнение указанного предписания заявителем представлены документы по п. 2 предписывающей части предписания, то есть с нарушением срока, указанного в предписании. При этом указанный пункт исполнен частично.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания административного органа от 03.04.2012 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 500.000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, указывая на существенное процессуальное нарушение, а именно участие в качестве представителя общества при производстве по административному делу неуполномоченного лица.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден и оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В соответствии с п. 4 Положения о ФСФР Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии со ст. 23.47 КоАП РФ и на основании п. 2.1.4 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2009 N 06-69/пз-н, п. 1.3 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.03.2010 N 10-47/пз, действовавшего на момент рассмотрения дела, РО ФСФР России в ЦФО рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.
В материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении; обществу направлялась телеграмма от 28.05.2012 о вызове руководителя ОАО "СПК "Мосэнергострой" для составления протокола об административном правонарушении на 04.05.2012, полученная сотрудником общества Кудрявцевой 28.05.2012, также в адрес общества направлялось определение от 06.06.2012 о назначении времени и места рассмотрения дела и о вызове руководителя (защитника) общества, полученное, исходя из отметки на почтовом отправлении, 14.06.2012 указанным сотрудником.
Таким образом, Региональное отделение обладало достаточной информацией о надлежащем извещении заявителя о вызове на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении.
При этом при составлении протокола об административном правонарушении 04.06.2012, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении 15.06.2012 участвовал в качестве защитника общества Семин О.В., действовавший по доверенности N 11-05/04 от 30.12.2011.
Согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 24 указанного постановления КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении, с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
Из содержания данного постановления Пленума ВАС РФ следует, что доказательства надлежащего извещения общества или его законного представителя является достаточным основанием для допущения к участию в деле представителя, действующего по общей доверенности.
Вместе с тем, общество, надлежащим образом извещенным о месте и времени составления процессуальных документов, не направило в административный орган иное лицо для представления интересов общества с надлежащим образом оформленными полномочиями.
Судом установлены основания для привлечения общества к административной ответственности.
РО ФСФР России в ЦФО 03.04.2012 (исх. N 73-12-МБ-07/18791) в отношении ОАО "СПК "Мосэнергострой" вынесено предписание, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 14.05.2012 включительно, осуществить комплекс организационно-распорядительных действий, направленных на устранение нарушений, выразившихся в нарушении требований п. п. 1, 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по факту невыплаты дивидендов за 2007 и 2008.
Предписание получено обществом 09.04.2012, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления с отметкой почтового отделения связи.
Общество в установленные законодательством Российской Федерации порядке и сроки предписание не обжаловало.
В РО ФСФР России в ЦФО 07.03.2012 (исх. N 73-12-7377) поступило письмо ОАО "СПК "Мосэнергострой" от 07.03.2012 (исх. N 14) с приложением документов, из которого следует, что в связи с последствиями экономического кризиса ОАО "СПК "Мосэнергострой" имеет финансовые затруднения и выплаты дивидендов за 2007 и 2008 временно задерживаются.
По состоянию на 25.05.2012 ОАО "СПК "Мосэнергострой" предписание не исполнено, что подтверждается актом о непредставлении документов (информации) в РО ФСФР России в ЦФО N 73-12-321-07/акт от 24.05.2012, имеющимся в материалах административного дела.
04.06.2012 в отношении ОАО "СПК "Мосэнергострой" составлен протокол об административном правонарушении N 73-12-364/пр-ап, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 10 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Закона федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания ФСФР России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона о защите прав инвесторов предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным Законом о защите прав инвесторов, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В соответствии с пунктом 5.4.15 Положения ФСФР России выдает предписания эмитентам.
Право федерального органа исполнительной власти направлять поднадзорным организациям обязательные для исполнения в установленный срок предписания о предоставлении документов или об устранении нарушений законодательства Российской Федерации закреплено п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", п. 5.4.15 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717.
В РО ФСФР России в ЦФО 08.06.2012 (вх. N 73-12-19935) во исполнение предписания ОАО "СПК "Мосэнергострой" представлены документы по п. 2 предписывающей части предписания, то есть с нарушением срока, указанного в предписании.
При этом, из представленных обществом документов следует, что в части исполнения обязательств перед частной акционерной компанией с ограниченной ответственностью АРКТУР ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД (место регистрации: Кипр, Аматоунтос 5 Пирилидес Билдинг а/я 3105 Лимасол) платежным поручением N 576 от 06.06.2012 произведена частичная выплата дивидендов за 2008 в сумме 2.000.000 (два миллиона) руб., платежным поручением N 577 от 06.06.2012 в Межрайонную ИФНС N 45 перечислен налог с доходов, полученных в виде дивидендов в сумме 200.000 (двести тысяч) рублей, что подтверждается копиями платежных поручений N 576, N 577.
В срок до 15.08.2012 будет произведена выплата дивидендов за 2007 в сумме 2.328.690, 52 и остаток за 2008 в сумме 307.820, 56 руб.
Таким образом, ОАО "СПК "Мосэнергострой" не выполнены в срок обязательное для исполнения предписание РО ФСФР России в ЦФО от 03.04.2012, нарушены требования ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение штрафа, в том числе, на юридическое лицо.
По результатам рассмотрения спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции об указанных обстоятельствах основаны на доказательствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии необходимых условий для привлечения общества к административной ответственности, в том числе наличие доказательств события и состава правонарушения, что указано в обжалуемом судебном акте и которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приведено доводов, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены принятого по делу обжалуемого судебного акта. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2012 по делу N А40-94773/12-79-944 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94773/2012
Истец: ОАО "СПК Мосэнергострой"
Ответчик: Региональное отделение в ЦФО ФСФР России, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО (РО ФСФР РОССИИ В ЦФО)