г. Москва |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А40-10187/11-105-79 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "19" декабря 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: С.Н. Овчинниковой, Б.В. Стешана
при ведении протокола судебного заседания Н.В. Висловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Москапстрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 ноября 2012 года
по делу N А40-10187/11-105-79, принятое судьей О.И. Никоновой
по иску ОАО "Москапстрой"
к Правительству Москвы
третьи лица: Компания "Тверская Файненс Б.В.", ООО "Компания Б.В.С.", ООО "Национальная строительная компания", ГУК города Москвы "Московская галерея народного художника СССР А. Шилова", Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент финансов города Москвы
о взыскании неосновательного обогащения в размере 63 116 593 руб. 37 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8 834 481 руб. 65 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Глазкова В.Е. - дов. от 27.12.2011 N МКС/11-27/01-4005
от ответчика: Мясоедов А.Н. - дов. от 12.05.2012 N 4-47-441/2
от третьих лиц:
от Компании "Тверская Файненс Б.В.": неявка, извещена
от ООО "Компания Б.В.С.": неявка, извещено
от ООО "Национальная строительная компания": неявка, извещено
от ГУК города Москвы "Московская галерея народного художника СССР А. Шилова": неявка, извещено
от Департамента городского заказа капитального строительства города Москвы: неявка, извещен
от Департамента экономической политики и развития города Москвы: неявка, извещен от Департамент финансов города Москвы: Полищук Д.А. - дов. от 26.12.2011 N 03-19/108
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Москапстрой" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Правительству Москвы о взыскании неосновательного обогащения в размере 63 116 593 руб. 37 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 846 169 руб. 16 коп., всего 64 962 762 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2011 года решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 августа 2011 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2011 года указанные решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 августа 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2011 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной указал, что суду при новом рассмотрении следует определить круг лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты судебным актом по заявленным исковым требованиям, обсудить вопрос об их привлечении к участию в деле; конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебно-арбитражной практики по рассматриваемому вопросу, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Истец заявил об увеличении размера взыскиваемых процентов за пользование чужими денежными средствами до 8 834 491 руб. 65 коп.
Определением от 14.06.2012 заявление принято к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ.
Во исполнение постановления Федерального арбитражного суд Московского округа суд первой инстанции предложил истцу и ответчику уточнить круг лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты судебным актом по заявленным исковым требованиям.
Истец пояснил, что лица, права и обязанности которых могут быть затронуты судебным актом по заявленным исковым требованиям, привлечены к участию в деле.
Ответчик пояснил, что к участию в деле можно привлечь Департамент имущества города Москвы, как лицо, уполномоченное собственником на управление объектами недвижимости. Доводы о том, каким образом права и обязанности ДИГМ могут быть затронуты судебным актом по заявленным исковым требованиям, не приведены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции не нашел оснований для привлечения Департамента имущества города Москвы к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06 ноября 2012 года в иске отказано.
ОАО "Москапстрой", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его необоснованным, принятым с нарушением действующего законодательства и противоречащим выводам, изложенным в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по данному делу от 22 марта 2012 года.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что разница между стоимостью строительства объекта по заключениям Мосгосэкспертизы и денежными средствами инвестора (Компании "Тверская Файненс Б.В.") вложенными по инвестиционному контракту, должна была быть профинансирована из средств городского бюджета.
Также заявитель жалобы указывает на то, что Правительством Москвы неоднократно рассматривался вопрос о завершении финансирования строительства данного объекта с целью его своевременного ввода в эксплуатацию.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что Протоколом совещания у Мэра Москвы от 02.04.2010 N 4-ТС-33/10 был установлен механизм финансирования завершения строительных работ по спорному объекту.
Помимо этого, заявитель жалобы указывает на то, что денежные средства, полученные истцом от заказчика-застройщика, были полностью направлены на оплату выполненных подрядных работ, и завершение строительства объекта осуществлялось за счет собственных средств истца, при этом ответчик знал о наличии у него долга перед истцом, поскольку еще до начала строительства из заключения экспертизы следовало, что денежных средств инвестора недостаточно для завершения реконструкции и приспособления объекта.
Также заявитель жалобы указывает на то, что у Правительства Москвы возникло неосновательное обогащение в виде улучшенного объекта недвижимости, а именно - зданий д. 7 стр. 1 и стр. 2 по ул. Знаменка, реконструированных под нужды Московской Государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова, стоимость которых существенно отличается от первоначальной, существовавшей до момента реконструкции.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик, третье лицо Департамент финансов города Москвы с доводами жалобы не согласны, решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы и возражений по ней, пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, согласно Постановлению Правительства Москвы от 18.07.2000 N 557 (ред. от 28.12.2005) "О реализации проекта реставрации, строительства и реконструкции комплекса зданий Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова по ул. Знаменке, д. 3, строения 1, 2 и частичном изменении и дополнении постановления Правительства Москвы от 20.10.98 N 805" в целях развития Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова и привлечения инвестиций для реализации этого проекта Правительство Москвы постановляет: разрешить осуществить реставрацию, строительство и реконструкцию комплекса зданий Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова по ул. Знаменке, д. 3, строения 1, 2 до 31.12.2007 с привлечением средств инвестора - компании "Тверская Финанс Б.В." ("Tverskya Finance B.V.").
В качестве компенсации затрат инвестора на финансирование проекта (п. 1) разрешить компании "Тверская Финанс Б.В." завершить до 31.12.2007 строительство многофункционального комплекса во владении 5-7 по ул. Знаменке с использованием подземного пространства и реконструкцией существующих зданий по ул. Знаменке, д. 7, строения 1, 2 в соответствии с исходно-разрешительной документацией Москомархитектуры.
Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2007 N 447-ПП "О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы от 18 июля 2000 г. N 557 и от 17 апреля 2001 г. N 373-ПП" в связи с нарушениями условий и порядка реализации постановлений Правительства Москвы от 18 июля 2000 г. N 557 "О реализации проекта реставрации, строительства и реконструкции комплекса зданий Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова по ул. Знаменке, д. 3, строения 1, 2 и частичном изменении и дополнении постановления Правительства Москвы от 20.10.98 N 805" и от 17 апреля 2001 г. N 373-ПП "О реализации проекта реставрации, строительства и реконструкции комплекса зданий Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова", а также допущенными нарушениями производства работ на объекте Правительство Москвы постановляет: признать утратившими силу постановления Правительства Москвы от 18 июля 2000 г. N 557 "О реализации проекта реставрации, строительства и реконструкции комплекса зданий Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова по ул. Знаменке, д. 3, строения 1, 2 и частичном изменении и дополнении постановления Правительства Москвы от 20.10.98 N 805" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1081-ПП) и от 17 апреля 2001 г. N 373-ПП "О реализации проекта реставрации, строительства и реконструкции комплекса зданий Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1081-ПП).
Постановлением Правительства Москвы от 25.03.2008 N 221-ПП (ред. от 29.06.2010) "О дополнительных мерах по дальнейшей реализации инвестиционного контракта от 14 декабря 2000 г. N 2-2000") в целях завершения реализации инвестиционного проекта строительства, реконструкции с реставрацией комплекса зданий по адресу: ул. Знаменка, вл. 3-7, вл. 9/12 и в соответствии с соглашением о дальнейшей реализации инвестиционного контракта от 14 декабря 2000 г. N 2-2000 (запись в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы от 14 ноября 2007 г. N 13-000043-5001-0012-00001-00-ДС-4) Правительство Москвы постановляет: продлить компании "Тверская Файненс Б.В." срок строительства, реконструкции с реставрацией комплекса зданий в рамках реализации инвестиционного контракта от 14 декабря 2000 г. N 2-2000 (запись в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 13-000043-5001-0012-00001-00) (далее - контракт) не более чем на 18 месяцев с даты заключения дополнительного соглашения к контракту на условиях настоящего постановления без применения штрафных санкций.
Приняты к сведению обязательства инвестора компании "Тверская Файненс Б.В.": профинансировать в размере 73585800 руб. работы по приспособлению строений 1 и 2 дома 7 по ул. Знаменке под нужды Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова, в том числе по созданию новой независимой системы тепло- и энергоснабжения, вентиляции и кондиционирования, а также по организации надземных переходов между строениями 1 и 2 дома 7 и домами 5 и 7 по ул. Знаменке для возможного сквозного перехода из здания в здание по согласованному в установленном порядке проектному решению; заключить с ОАО "Москапстрой" договор на выполнение функций технического заказчика по выполнению указанных работ в полном объеме в I квартале 2009 г.
Принято к сведению согласие сторон по контракту о внесении следующих изменений в имущественное распределение по результатам реализации проекта (п. 1):
По первой очереди проекта:
- исключить из имущественного раздела между сторонами дом 5 по ул. Знаменке;
- исключить из имущественного раздела между сторонами подземные площади дома 3, строений 1 и 2 дома 7 по ул. Знаменке, являющихся собственностью города Москвы, до начала ремонтно-строительных работ;
- передать в собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы 100% площади строений 1 и 2 дома 7 по ул. Знаменке с последующим их оформлением в оперативное управление Государственному учреждению культуры города Москвы "Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова";
- передать в собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы 5 машиномест в подземной автостоянке в строении 3 дома 7 по ул. Знаменке;
- в связи с выходом распоряжения Правительства Москвы от 1 октября 2007 г. N 2173-РП "О завершении строительства часовни Николая Чудотворца в районе Боровицкой площади" оформить в собственность города Москвы 100% площади построенной часовни на месте утраченной церкви (объект N 2) и передать в безвозмездное пользование Московской патриархии Русской Православной Церкви.
По второй очереди реализации проекта установить долевой раздел между сторонами на условиях контракта следующим образом:
- 100% строений 1 и 2 дома 9/12 по ул. Знаменке передать в собственность инвестора;
- долю города Москвы выделить во второй очереди строящегося торгово-делового центра (объект N 5) в соответствии с условиями, установленными контрактом, с учетом передачи в собственность инвестору строений 1 и 2 дома 9/12 по ул. Знаменке и исключения из долевого раздела площади, находящейся в собственности инвестора (п. 3.3).
- в составе доли города по второй очереди строящегося торгово-делового комплекса предусмотреть передачу инвестору в долгосрочную аренду сроком на 25 лет помещений общей площадью, равной доле города в нежилых помещениях во второй очереди строительства объекта, с правом сдачи в субаренду.
Между Правительством Москвы, Московской государственной картинной галереей народного художника СССР А.Шилова и Компанией "Тверская Файненс Б.В." заключен инвестиционный контракт, согласно которому в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор - Компания "Тверская Файненс Б.В." обязуется за счет собственных и привлеченных инвестиций в соответствии с проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном в г. Москве порядке, в 2000-2003 гг. произвести реконструкцию существующих зданий и осуществить новое строительство.
В соответствии с п. 3.4 в редакции дополнительного соглашения N 2 от 09.02.2006 (п.2.1.4) по соглашению сторон инвестор в счет доли администрации может произвести дополнительные работы для Галереи, с зачетом стоимости дополнительных работ в счет доли администрации, исходя из расчета: 1200 долларов США за 1 кв.м.
Согласно п. 10.5 в редакции дополнительного соглашения N 2 от 09.02.2006 администрация не несет ответственности по договорам и взаиморасчетам с третьими лицами.
Согласно дополнительному соглашению N 5 к инвестиционному контракту от 01.08.2008 инвестор обязался обеспечить передачу в собственность города Москвы строения 1 дома 7 по ул.Знаменке и 5 машино-мест в подземной автостоянке строения 3 дома 7 по ул.Знаменке путем урегулирования имущественных отношений с собственниками строений 1 и 3 дома 7 по ул.Знаменке (п. 4.6).
Сторонами 01.09.2006 подписан акт о результатах реализации инвестиционного контракта.
09.09.2008 сторонами подписано дополнение к акту о результатах реализации инвестиционного контракта.
Между Правительством Москвы и Компанией "Тверская Файненс Б.В." 14.11.2007 подписано соглашение о дальнейшей реализации инвестиционного контракта от 14.12.2000 N 2-2000, согласно которому инвестор принял на себя обязательства профинансировать в размере 3 (трех) миллионов долларов США в рублевом эквиваленте по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день подписания Соглашения работы по приспособлению наземной части стр. 1 и 2 дома 7 по ул. Знаменка под нужды Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А.М.Шилова, в том числе создать новую независимую систему тепло- и энергоснабжения по проектному решению, согласованному соответствующими городскими структурами. Заключить соглашение с ОАО "Москапстрой" на выполнение функций технического заказчика по выполнению вышеуказанных работ; полностью устранить все дефекты, выявленные в зданиях Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А.Шилова в домах 3 и 5 по ул. Знаменка за собственный счет, в согласованные сроки по утвержденному графику в соответствии с дефектной ведомостью по техническому заключению Мосгосэкспертизы, в том числе произвести замену системы кондиционирования и климат контроля в домах 3 и 5 по ул. Знаменка без последующей компенсации. Перечень и стоимость работ, указанных в дефектной ведомости являются окончательными, составленной по итогам работы Комиссии по проверке качества выполненных работ на объекте.
Дополнением к соглашению от 01.08.2008 стороны изменили соглашение, указав, что инвестор обязуется профинансировать в размере 73 585 800 руб. работы по приспособлению строений 1 и 2 дома 7 по ул. Знаменка под нужды Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова, в том числе по созданию новой независимой системы тепло- и энергоснабжения, вентиляции и кондиционирования согласованному в установленном порядке проектному решению;
Заключить с ОАО "Москапстрой" договор на выполнение функций технического заказчика на выполнение указанных работ в полном объеме в 2008 году;
Кроме того, выполнить работы по изолированию подвальной части зданий галереи от территории бизнес-центра; устройству подземного пешеходного перехода между строениями 1 и 2 дома 7; строительству дополнительного пожарного выхода в торгово-деловой зоне комплекса.
Как указал суд в решении, из указанных выше документов следует, что финансирование строительства за счет средств городского бюджета не предусматривалось.
Между Частной компанией с ограниченной ответственностью "Тверская Файненс Б.В." (инвестор) и ООО "Национальная строительная компания" (заказчик-застройщик) заключен договор, согласно которому инвестор поручает, а заказчик принимает на себя обязанности по выполнению функций заказчика-застройщика при строительстве и сдаче в эксплуатацию инвестиционного объекта. При осуществлении указанных функций по организации строительства заказчик действует от своего имени, но за счет средств инвестора или средств третьих лиц, привлеченных инвестором. Заказчик обеспечивает сооружение и сдачу в эксплуатацию инвестиционного объекта на условиях "под ключ" в согласованные сторонами сроки.
Между ООО "Национальная строительная компания" (заказчик) и ОАО "Москапстрой" (технический заказчик) заключен договор от 12.03.2008, согласно которому технический заказчик обязуется по заданию заказчика выполнить функции технического заказчика на проектные и строительные работы по приспособлению зданий 7 стр. 1 и 7 стр. 2 по ул. Знаменка под нужды картинной галереи народного художника А.Шилова связанных с ними инженерных сетей и сооружений, а заказчик обязуется финансировать работы по проектированию и строительству в соответствии с п. 3.1 договора, а также оплатить техническому заказчику стоимость его услуг по исполнению настоящего договора в соответствии с п. 3.5 договора.
Общая стоимость договора составляет 73 000 000 руб. Вознаграждение технического заказчика по настоящему договору входит в общую стоимость договора и составляет 5% от стоимости договора.
Согласно п. 3.6 оплата вознаграждения технического заказчика осуществляется заказчиком ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным, на основании оформляемых двусторонних актов.
Между Частной компанией с ограниченной ответственностью "Тверская Файненс Б.В." и городом Москвой в лице Департамента имущества города Москвы заключен договор дарения недвижимого имущества от 29.08.2008, согласно которому даритель (компания) обязуется безвозмездно передать одаряемому (городу) в собственность объект недвижимого имущества - нежилое здание, расположенное по адресу: Москва, ул. Знаменка, д. 7, стр. 1, общей площадью 792, 4 кв.м. Здание принадлежит дарителю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными правлением Федеральной регистрационной службы по Москве, а чем в ЕГРП 28.08.2008 сделаны записи N 77-77-11/072/2008-042 и N 77-77-11/072/2008-545.
Согласно свидетельству от 17 сентября 2008 года 77 АЖ 620087 город Москва является собственником здания, площадью 608,4 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, ул. Знаменка, д. 7 стр. 2 (документы основание: инвестиционный контракт от 14 декабря 2000 года N 2-2000 с дополнительными соглашениями от 27 мая 2002 года N 1, от 09 февраля 2006 года N 2, от 02 августа 2006 года N 3, от 01 августа 2008 года N 5; акт законченного строительством объекта приемочной комиссией от 22 декабря 2005 года, утвержденный Распоряжением Префекта ЦАО города Москвы от 30 декабря 2005 года N 5610-р; Акт о результатах реализации инвестиционного проекта от 01 сентября 2006 года; Соглашение от 14 ноября 2007 года с Дополнением от 01 августа 2008 года; Дополнение от 09 сентября 2008 года к акта о результатах частичной реализации от 01 сентября 2006 года; кадастровый (условный номер объекта) 77-77-12/016/2008-023; запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним N 77-77-12/016/2008-023 - л.д. 4 - 5 т. 6).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 77 АЖ 990725 от 05 сентября 2008 года город Москва также является собственником здания, площадью 792,4 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, ул. Знаменка, д. 7 стр. 1 (документы основание: договор дарения недвижимого имущества от 29 августа 2008 года, заключенный между Компанией "Тверская Файненс Б.В." и Департаментом имущества города Москвы; кадастровый (условный номер объекта) 77-77-11/072/2008-772; запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним N 77-77-11/072/2008-774 - л.д. 2 - 3 т. 6).
Согласно Акту приемочной комиссии от 03.09.2010 принят в эксплуатацию объект социальной сферы: приспособление существующих строений под нужды Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР А.Шилова по ул. Знаменка, дом. N 7, стр. 1, 2.
В п. 3 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию выполненных ремонтно-реставрационных работ на объекте социальной сферы от 03 сентября 2010 года обращается внимание на то, что проектно-сметная документация на ремонтно-реставрационные работы разработана (проект N 16-02-1023-(129)1 от 27 марта 2009 года) ООО "ПСКНовый город" совместно с ООР "Фирма АР С С" и откорректирована ООО "Проекткоммундортранс", имеет положительное заключение Мосгосэкспертизы N 77-1-3-0615-09 от 01 июля 2010 года.
В п. 7 Акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию выполненных ремонтно-реставрационных работ на объекте социальной сферы от 03 сентября 2010 года указывается, что архитектурно-строительные решения по предъявленным объектам характеризуются следующими данными: проектом приспособления не изменяются габариты зданий, но объединяются надземными переходами в уровне второго этажа, демонтируется лифт и часть лестниц на антресольный этаж, устраиваются эвакуационные лестницы из подвала, монтируются перекрытия антресольного этажа, выполняется реставрация с воссозданием лепнины, отделка экспозиционных помещений выполняется с использованием декорирующих элементов, создающих стиль конца XVIII в., применяются люстры и бра, разрабатываются специальные технические условия и выполняется комплекс работ по противопожарной защите, все помещения оборудуются вентиляцией, и частично кондиционированием.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы (дело N 9-5/09 МГЭ) стоимость работ на объекте: ул. Знаменка, дом. N 7, стр. 1, 2 составляет 129 865,68 тыс. руб.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 21.05.2010 г. по корректировке проектной документации, включая смету на строительство, корректировка проектной документации не предусматривает изменения основных технико-экономических показателей объекта, кроме стоимостных показателей.
В процессе рассмотрения неоднократно переделывалась сметная документация с целью определения разницы стоимости работ, материалов и изделий, предусмотренных в ранее согласованном проекте. В результате, Мосгосэкспертизой признаны обоснованными затраты в сумме - 4692,38 тыс. руб. Кроме того, приведены затраты, подтвержденные только актами выполненных работ, подписанными заказчиком, проектной и подрядной организациями, на сумму 13567,61 тыс. руб.
В соответствии протоколом совещания у Мэра Москвы Ю.М. Лужкова от 02 апреля 2010 года N 4-ТС-33/10 (л.д. 79-83 т. 1) в том числе по вопросу о финансировании завершения II этапа строительных работ по объектам галереи А.М. Шилова была принята к сведению информация:
- об обязательствах инвестора (Компания "Тверская Файненс Б.В.") по выполнению данного инвестиционного проекта, предусматривающих финансирование работ на сумму 73 млн. 825 тыс. руб., и отсутствии у инвестора иных обязательств перед городом в рамках инвестконтракта;
- о подтвержденном в соответствии с заключением Мосгорэкспертизы, объеме финансовых средств по работам на данном объекте в размере 132 млн. руб., фактически образовавшемся дефиците средств в размере около 59 млн. руб. и отсутствии у города юридических обязательств по оплате недостатка средств, необходимых для завершении реализации проекта;
- о дополнительных работах, выполненных в процессе реализации проекта, но не оформленных соответствующим образом, требующих выделения финансовых средств в размере ориентировочно 20,6 млн. руб. (до настоящего времени заключение на дополнительные работы Мосгосэкспертизой не оформлено);
- об общем объеме финансовых средств, необходимых для завершения реализации проекта, составляющем около 79 млн. руб.;
- об отсутствии у города юридических оснований для оплаты вышеуказанной оставшейся части финансовых средств из городского бюджета;
- о предложениях по решению проблемы с дополнительным финансированием проекта (около 79 млн. руб.), заключающегося в реализации следующего организационно-финансового механизма:
- оформление техническим заказчиком ОАО "Москапстрой" с инвестором документации на полную стоимость выполненных работ;
- завершение ОАО "Москапстрой" строительных работ за счет собственных финансовых средств;
- обращение ОАО "Москапстрой" в судебные инстанции с иском к Правительству Москвы о взыскании израсходованных при реализации проекта, но не оплаченных городом средств в размере 79 млн. руб. с последующим заключением между истцом и ответчиком мирового соглашения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный протокол не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, поскольку в протоколе общий объем финансовых средств указан приблизительно, указано, что ОАО "Москапстрой" осуществляет работы за счет собственных средств, условия мирового соглашения или иного соглашения по компенсации городом затрат ОАО "Москапстрой" в протоколе не отражены. Как указал суд в решении, протокол совещания у Мэра Москвы Ю.М. Лужкова от 02 апреля 2010 года N 4-ТС-33/10 не является правовым актом и не создает ни каких прав и обязанностей для субъектов инвестиционной деятельности.
Однако апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции как основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, истец ОАО "Москапстрой" просил взыскать спорную сумму именно как неосновательное обогащение, ссылаясь на то, что, по его мнению, у ответчика в силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает обязанность возвратить неосновательное обогащение, поскольку ОАО "Москапстрой" выполнило за счет собственных средств работы на имуществе, являющемся собственностью города Москвы, а Правительство Москвы без установленных правовыми актами оснований и без заключения договора приобрело имущество за счет истца. При этом ОАО "Москапстрой" указало на то, и это подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, что последним неоднократно предлагалось ОАО "Москапстрой" возместить свои затраты на строительство галереи А. Шилова путем обращения в Арбитражный суд города Москвы к Правительству Москвы с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, а также на то, что Департамент экономической политики и развития города Москвы и Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы письмами N 4-ВС-2/10 от 26 апреля 2010 года, N ДПР/10-5488 от 28 июля 2010 года, N 4-19-21086/9 от 04 августа 2010 года и N ДПР/10-15695 от 11 ноября 2010 года подтвердили сумму затрат на строительство объекта городского заказа как сумму, подлежащую взысканию из городского бюджета.
Положения, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения закреплены в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 60 "Обязательства вследствие неосновательного обогащения": ст.ст. 1102-1109).
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Исходя из системного толкования положений действующего законодательства (в том числе главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации) можно прийти к выводу о том, что применение норм о неосновательном обогащении возможно только к внедоговорным отношениям и обязанность возместить вред не связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Задачей обязательств о неосновательном обогащении является защита имущественных прав и интересов граждан и организаций в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" при рассмотрении споров, возникающих в связи с неосновательным обогащением одного лица за счет другого лица (глава 60 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. В тех случаях, когда денежные средства передаются приобретателю в безналичной форме (путем зачисления их на его банковский счет), следует исходить из того, что приобретатель должен узнать о неосновательном получении средств при представлении ему банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета. При представлении приобретателем доказательств, свидетельствующих о невозможности установления факта ошибочного зачисления по переданным ему данным, обязанность уплаты процентов возлагается на него с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств. На основании подп. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации положения о возмещении потерпевшему неполученных доходов (ст. 107 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются и в отношении требований одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, в частности при повторной или излишней оплате товара, работ, услуг и т.д.
Принимая во внимание вышеизложенное, в частности, условия инвестиционного контракта от 14.12.2000 между Правительством Москвы, Московской государственной картинной галерей народного художника СССР А. Шилова и Компанией "Тверская Файненс Б.В. (инвестор), содержание свидетельства от 17 сентября 2008 года 77 АЖ 620087, согласно которому город Москва является собственником здания, площадью 608,4 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Знаменка, д. 7 стр. 2, свидетельства о государственной регистрации права 77 АЖ 990725 от 05 сентября 2008 года, согласно которому город Москва также является собственником здания, площадью 792,4 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Знаменка, д. 7 стр. 1, факт принятия в эксплуатацию указанных объектов в 2010 году (Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию выполненных ремонтно-реставрационных работ на объекте социальной сферы от 03 сентября 2010 года), содержание протокола совещания у Мэра Москвы Ю.М. Лужкова от 02 апреля 2010 года N 4-ТС-33/10, фактическое выполнение и оплату истцом работ, о возмещении которых как суммы неосновательного обогащения заявлен иск, и то, что они проводились после получения свидетельства о государственной регистрации права ответчиком (Правительство Москвы), и то обстоятельство, что спорные объекты были приняты в эксплуатацию позднее выдачи указанных свидетельств о праве, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности заявленного истцом требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения.
При этом апелляционный суд учитывает, что размер неосновательного обогащения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, вышеуказанными заключениями экспертизы, а также документами, подтверждающими фактическую оплату истцом работ, стоимость которых заявлена ко взысканию как сумма неосновательного обогащения (т. 2 л.д. 93-133). Кроме того, стоимость спорных работ, размер понесенных истцом затрат, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению в заявленном размере, в сумме 63 116 593 руб. 37 коп.
Учитывая изложенное, ссылка в решении суда первой инстанции на то, что в материалах дела не имеется доказательств изменения стоимости работ по договору между истцом и ООО "Национальная строительная компания", на отсутствие соглашения о порядке финансирования городом Москвой дополнительных работ, не может являться основанием для отказа в иске.
Также, учитывая наличие у ответчика неосновательного обогащения за счет истца, правомерным является требование последнего о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст.ст. 1107, 395 ГК РФ.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами апелляционным судом проверен, он является правильным, соответствующим обстоятельствам дела и положениям закона.
При этом апелляционный суд при проверке расчета истца процентов за пользование чужими денежными средствами, в том числе, периода их начисления, учитывает, что, как указано выше, работы, стоимость которых заявлена ко взысканию в качестве неосновательного обогащения, выполнялись после получения свидетельства о государственной регистрации права ответчиком (Правительство Москвы), и принимает во внимание положения п. 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в заявленном размере, в сумме 8 834 491 руб. 65 коп.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "Москапстрой" подлежит отмене.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 ноября 2012 года по делу N А40-10187/11-105-79 отменить.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ОАО "Москапстрой" неосновательное обогащение в размере 63 116 593 руб. 37 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8 834 491 руб. 65 коп., расходы по оплате госпошлины по иску в размере 200 000 руб., расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10187/2011
Истец: ОАО "Москапстрой"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство города Москвы
Третье лицо: ГУ "Галерея художника А. Шилова", ГУ культуры города Москвы "Московская галерея народного художника СССР А. .Шилова", Департамент строительства г. Москвы, Департамент финансов г. Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент финансов г. Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Компания "Тверская Файненс Б. В., Компания "Тверская Файненс Б. В.", ООО "Компания Б. В.С.", ООО "Национальная строительная компания", ООО "Компания Б. В.С.", Частная компания с ограниченной ответственностью "ТВЕРСКАЯ ФАЙНЕНС Б. В."
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37036/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-10187/11
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-143/12
14.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27313/11