г. Киров |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А29-4078/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Замятиной Р.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" представляющего интересы Агентства Республики Коми по управлению имуществом и Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 по делу N А29-4078/2012, принятое судом в составе судьи Войнова С.А.
по иску муниципального унитарного предприятия "Сыктывкарский Водоканал" муниципального образования городского округа Сыктывкар (ИНН: 1101462003, ОГРН 1031100405797)
к обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" (ИНН: 1101462003, ОГРН 1031100405797), Сельскому поселению "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт" (ИНН: 1109007817, ОГРН 1061109001304), Республике Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом (ИНН: 1101481535, ОГРН 1021100533607)
третье лицо: Агентство Республики Коми по управлению имуществом
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Сыктывкарский Водоканал" муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (МУП "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" (ООО "Расчетный центр") о взыскании 222 878 руб. 37 коп. задолженности за отпуск питьевой воды, прием сточных вод в отношении объекта, находящегося по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт, ул. СПТУ-2, д.4 (общежитие), за период с ноября 2011 года по февраль 2012 года за счет казны Республики Коми.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее - третье лицо).
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: сельское поселение "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт" (администрация), Республика Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 с Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу истца взыскано 222 878 руб. 37 коп. задолженности и 7 457 руб. 57 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В исковых требованиях к ООО "Расчетный центр", Сельскому поселению "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт" отказано.
Агентство Республики Коми по управлению имуществом и Министерство финансов Республики Коми (не привлеченное к участию в деле) с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Республики Коми отменить и в удовлетворении иска о взыскании задолженности за счет казны Республики Коми отказать.
По мнению третьего лица, в спорный период обязанность по несению расходов, в том числе связанных с оплатой коммунальных услуг возлагается на ссудополучателя по договору безвозмездного пользования, а не на собственника имущества.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Коми указывает, что является государственным органом уполномоченным представлять интересы Республики Коми в судебных органах, в связи с чем обжалуемый судебный акт затрагивает его права и законные интересы. Просит привлечь его к участию в деле. Также заявляет доводы об обязанности ссудополучателя по несению расходов на оплату коммунальных услуг, а также считает неправомерным отсутствие указания в резолютивной части решения наименования государственного органа, действующего от имени Республики Коми.
МУП "Сыктывкарский водоканал", ООО "Расчетный центр", Администрация в отзывах считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
До рассмотрения дела по существу от открытого акционерного общества "Сыктывкарский водоканал" (ОАО "Сыктывкарский водоканал") поступило заявление о замене истца МУП "Сыктывкарский водоканал" (ИНН: 1101462003, ОГРН 1031100405797) на правопреемника ОАО "Сыктывкарский водоканал" (ИНН: 1101205944, ОГРН 1121101013054) в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования. Принимая во внимание наличие достаточных доказательств реорганизации МУП "Сыктывкарский водоканал" в ОАО "Сыктывкарский водоканал" апелляционный суд руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену первоначального истца на правопреемника.
ОАО "Сыктывкарский водоканал" просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, собственником общежития, находящееся по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Выльгорт, ул. СПТУ-2, д.4, является Республика Коми.
10.10.2011 между Агентством Республики Коми по управлению имуществом (ссудодатель) и Администрацией сельского поселения "Выльгорт" (ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Коми N Б-1116-10-2011 (л.д. 8-11), согласно которому имущество Республики Коми в составе: здание общежития на 360 мест общей площадью 3 937,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. СПТУ-2, д.4, было принято в безвозмездное пользование муниципальным образованием сельского поселения "Выльгорт".
10.10.2011 сторонами был подписан акт приема-передачи указанного выше объекта недвижимости (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 3.2.4 ссудополучатель обязался нести расходы на содержание имущества, в том числе коммунальные, поддерживать в исправности, надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, за свой счет производить ремонт.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2012 по делу N А29-1207/2012 договор N Б-1116-10/2011 безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Коми, был признан расторгнутым с 28.01.2012.
В период с октября 2011 года по февраль 2012 года истцом были оказаны услуги по холодному водоснабжению и водоотведению вышеуказанного объекта. Объем поставленного коммунального ресурса определен истцом на основании показаний общедомового прибора учета. По расчету истца, сумма задолженности за указанный период составила 222 878 руб. 37 коп. (л.д. 28).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по данному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Коми, не привлеченного к участию в настоящем деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований считать обжалуемое решение непосредственно затрагивающим права данного заявителя и принятым о его правах и обязанностях.
Как следует из материалов дела, уполномоченный выступать от имени Республики Коми орган по управлению имуществом (Агентство Республики Коми по управлению имуществом) являлся стороной договора безвозмездного пользования от 10.10.2011 и привлечен судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Обжалуемое судебное решение не содержит выводов о правах и обязанностях Министерства финансов Республики Коми
Изложенное позволяет сделать вывод, что апелляционная жалоба Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями действующего законодательства, а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по жалобе Министерства финансов Республики Коми.
Рассмотрев апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по управлению имуществом, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Обязанность по оплате оказанных истцом услуг по водоснабжению и водоотведению в рассматриваемой ситуации следует из статей 539, 544, 547, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет задолженности произведен истцом на основании показаний общедомового прибора учета и действовавших в исковой период тарифов. Указанный порядок расчета и сумма задолженности ответчиками не оспаривалась.
Разногласия сторон возникли относительно лица, обязанного оплачивать оказанные истцом услуги. Суд первой инстанции, рассмотрев представленные в дело доказательства, пришел к выводу о необходимости взыскания суммы задолженности с собственника общежития - Республики Коми за счет ее казны.
В апелляционной жалобе Агентство указывает на необходимость удовлетворения требований истца за счет ссудополучателя, а именно сельского поселения "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт".
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника содержать принадлежащее ему имущество, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем ссудополучатель обязан нести все расходы по содержанию вещи, полученной в безвозмездное пользование, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (статья 695 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, при отсутствии иных договоренностей содержать имущество обязан ссудополучатель.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию сельское поселение "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт" в безвозмездное пользование было передано здание общежития, подписан акт приема-передачи. По условиям договора безвозмездного пользования от 10.10.2011 собственник имущества (Республика Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом) не возлагал на себя бремя содержания данного имущества. Компенсация ссудополучателю за коммунальные услуги указанной сделкой также не предусмотрена. Более того, в самом договоре (пункт 3.2.4) ссудополучатель принял на себя обязательства перед ссудодателем нести коммунальные расходы на содержание имущества.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что при вышеуказанных обстоятельствах муниципальное образование сельское поселение "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт", как ссудополучатель, который принял государственное имущество в безвозмездное пользование, является надлежащим ответчиком по делу и обязано оплатить оказанные истцом услуги по водоснабжению и водоотведению в заявленном размере. Указанные выводы апелляционного суда соответствуют имеющейся судебной практике по данному вопросу (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.06.2012 по делу N А31-5878/2011 и от 01.10.2012 по делу N А17-9254/2011).
Принимая во внимание привлечение к участию в деле исполнительно-распорядительного органа, управомоченного выступать от имени муниципального образования - Администрации, апелляционный суд исходит из доказанности наличия ответственности муниципального образования сельское поселение "Выльгорт" по заявленным исковым требованиям и считает целесообразным удовлетворение исковых требований о взыскании задолженности за счет средств казны соответствующего муниципального образования.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" представляющего интересы Агентства Республики Коми по управлению имуществом удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 по делу N А29-4078/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с муниципального образования сельское поселение "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт" за счет казны муниципального образования сельское поселение "Выльгорт" в пользу открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал" 222 878 руб. 37 коп. задолженности, 7 457 руб. 57 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" и Республике Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом отказать.
Открытому акционерному обществу "Сыктывкарский Водоканал" (правопреемнику муниципального унитарного предприятия "Сыктывкарский Водоканал" муниципального образования городского округа "Сыктывкар") выдать справку на возврат 2 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной в федеральный бюджет по платежному поручению N 1700 от 19.04.2012.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Производство по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" представляющего интересы Министерства финансов Республики Коми прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4078/2012
Истец: МУП Сыктывкарский Водоканал МОГО Сыктывкар
Ответчик: ООО Расчетный центр, Республика Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом, Сельское поселение "Выльгорт" в лице Администрации сельского поселения "Выльгорт"
Третье лицо: Агентство Республики Коми по управлению имуществом, ГБУ РК "Центр правового обеспечения", Министерство финансов Республики Коми