Тула |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А54-5967/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Каструбы М.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в открытом судебном заседании рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.09.2012 по делу N А54-5967/2011 (судья Стрельникова И.А.), принятое по иску индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Ильина Александра Ивановича (г. Рязань, ОГРНИП 305623408000139) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1047796940465), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480), о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконным действий, выраженных в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, Ильин Александр Иванович (далее - Ильин А.И.) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконным действий, выраженных в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (далее - ООО "АварКом"), Правительство Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба государственной регистрации кадастра и Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
В порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчика (соответчика) привлечено ООО "АварКом".
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил свои требования и просил суд:
- признать недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070040:39, общей площадью 3716,9 кв. м, в размере 26 885 750 рублей 12 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 7 233 рублей 38 копеек за 1 кв. м.
Данное требование предъявляется к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области; Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии и к ООО "Аварком";
- установить вместо недостоверной с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070040:39, общей площадью 3716,9 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 4 075 841 рубля.
Данное требование предъявляется к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области; Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии и к ФГБУ "ФКП Росреестра";
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости вместо недостоверной с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070040:39, общей площадью 3716,9 кв. м, равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 4 075 841 рубля.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.09.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области считает вывод суда о том, что требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, не соответствующим требованиям статьи 49 АПК РФ, поскольку, по мнению ответчика, изначально требования были заявлены в рамках главы 24 АПК РФ и их уточнение заявителем не дает возможность суду перейти в рамках одного дела из особого производства в исковое.
Заявитель отмечает, что в мотивировочной части решения не указаны мотивы, по которым суд не применил пункт 9.5 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), ограничивающий полномочия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области лишь предварительной проверкой представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания, хотя именно это обстоятельство является основным доводом относительно того, что указанные требования не могут быть заявлены к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, поскольку выходят за рамки его компетенции.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается спор о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, достоверность рыночной оценки не должна быть предметом исследования, так как не может являться доказательством несоответствия закону действий ответчика.
Отмечает, что замена кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость предусмотрена законом; однако исследование вопроса достоверности рыночной стоимости, исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, по мнению заявителя, возможно при обращении в суд с иском, обоснованным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а не незаконностью действий органа кадастрового учета.
Заявитель считает, что, исходя из полномочий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, которые носят формальный, а не самостоятельный характер и сводятся лишь к проверке отчета о кадастровой стоимости на соответствие техническому заданию по проведению кадастровой оценки, оно не может оспорить величину рыночной стоимости.
Указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости не должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что судом не был принят во внимание довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о том, что отчет, представленный истцом в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка, подготовлен оценщиком на иную дату (01.01.2010), нежели та, на которую была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
По мнению заявителя, суд осуществил переоценку спорного земельного участка, установив кадастровую стоимость равной рыночной как следствие недостоверности кадастровой оценки.
В апелляционной жалобе Федеральной службы государственной регистрации и картографии изложены аналогичные доводы.
Истец представил письменный отзыв, считает принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Правительство Рязанской области представило отзыв, в котором отмечает, что принятое решение направлено на изменение (признание недействительным) постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области". Заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
ИП Ильин А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070040:39, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации магазина и производственного помещения, общей площадью 3716,9 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 38а (Железнодорожный округ) (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серия 62-МД N 218467 - том 1, л. д. 9).
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего ИП Ильину А.И. (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), является ООО "АварКом", предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008.
При исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков был утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008 и представлен в таблице 20 Основного тома отчета (том 3, л. д. 47).
Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельного участка, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Поскольку заявленные ИП Ильиным А.И. требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, и заявленные требования подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
По смыслу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет оценщика общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" (далее - ООО КАФ "Спектр") от 14.10.2011 N 246/2011, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 4 075 841 рубль (том 1, л. д. 21 - 74).
Ответчики представленный истцом отчет независимого оценщика не оспорили, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном деле отсутствует спор о достоверности величины рыночной оценки объекта недвижимости, указанной в заключении оценщика ООО КАФ "СПЕКТР" от 14.10.2011 N 246/2011.
Проведенная оценка и составленный 14.10.2011 отчет N 246/2011 правомерно признаны судом первой инстанции соответствующими требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и приняты в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной как следствие недостоверности кадастровой оценки и что суд первой инстанции осуществил переоценку спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится в следующем порядке:
- сбор рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки;
- при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели;
- при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки;
- при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется не в отрыве, а на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Состав факторов стоимости земельных участков был утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008 и представлен в таблице 20 Основного тома отчета (том 3, л. д. 47 - 58).
Вместе с тем при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка оценочной организацией - ООО "АварКом" использовались не утвержденные и не согласованные межведомственной комиссией факторы стоимости, а иные факторы стоимости, самостоятельно им примененные. В отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области представлены письма только трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье", Центрального агентства недвижимости) о направлении в электронном виде обществу "АварКом" архива данных по предложениям о продаже недвижимости (том 2, л. д. 47 - 50).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций-банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и ООО "АварКом" не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что права и законные интересы истца нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка и заявленные ИП Ильиным А.И. требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Суд первой инстанции также обоснованно указал на то, что согласно положениям действующего законодательства орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (переименованной Федеральной регистрационной службе).
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что соблюдение административной процедуры Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и утверждение акта проверки не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
Согласно пункту 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
В силу требований пунктов 9.6 - 9.12 Административного регламента Роснедвижимостью осуществляется проверка отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего истцу, являлось ООО "АварКом", предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008 от 11.09.2009 (том 3, л. д. 1 - 89).
По результатам проверки указанного отчета Управлением Роснедвижимости по Рязанской области было принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям.
После совершения указанных действий и принятия решения Управлением Роснедвижимости по Рязанской области материалы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области были представлены в исполнительный орган государственной власти Рязанской области и утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
На основании данных результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных названным актом, Управлением Росреестра по Рязанской области были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Результатами государственной кадастровой оценки земель являются: расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и определение кадастровой стоимости каждого из земельных участков, расположенных на соответствующей территории. Контроль достоверности этих сведений осуществляется территориальным органом Росреестра.
Учитывая особые полномочия службы Росреестра по осуществлению контроля проведения кадастровой оценки земель, а также установленную законом обязанность службы по внесению в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений об объекте недвижимости, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что права и законные интересы заявителя нарушены оспариваемыми действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка из кадастра недвижимости.
Как внесение, так и исключение сведений из государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит в полномочия территориальных органов Росреестра.
Поэтому довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заявленные истцом требования не могут относиться к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, поскольку выходят за рамки его компетенции, несостоятелен.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что в данном деле присутствует спор о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, судом отклоняется как противоречащий тексту уточненных требований истца и оспариваемого решения, в которых указано, что спор рассматривается по общим правилам искового производства.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о нарушении судом первой инстанции статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку изначально требования были заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются как противоречащие правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
На основании изложенного и приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные требования ИП Ильина А.И., предъявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что судом области в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие правовое значение по настоящему делу, отношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Доводы апелляционных жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено. Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, и взаимоотношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб относится на заявителей, которые в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.09.2012 по делу N А54-5967/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5967/2011
Истец: индивидуальный предприниматель Ильин Александр Иванович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, ФГБУ "ФКП Росреестра", Общество ограниченной ответственностью "АварКом", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Рязанской области
Третье лицо: Правительство Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5673/12
21.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5675/12
08.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5673/12
08.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5675/12
28.09.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5967/11