Тула |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А54-3089/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-3089/2010 (судья Шуман И.В.), принятое по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Точинвест" (ОГРН 1026201102245) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН 1046209031384), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (ОГРН 1056204061330), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Рязанской области (ОГРН 1026201259480), о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, при участии от истца - Акимкина К.А. (доверенность от 14.12.2012), в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Точинвест" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - ответчик, управление) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119, общей площадью 6 653,7 кв. м, в размере 36 507 986 руб. 91 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 486 руб. 87 коп. за 1 кв. м; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, действий Управления Росреестра по Рязанской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119, общей площадью 6 653,7 кв. м, в размере 36 507 986 руб. 91 коп. и удельным показателем кадастровой стоимости в сумме 5 486 руб. 87 коп. за 1 кв. м; о понуждении Управления Росреестра по Рязанской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119, общей площадью 6 653,7 кв. м, в размере 36 507 986 руб. 91 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 486 руб. 87 коп. за 1 кв. м.
Определениями от 05.08.2010 и 12.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Правительство Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области.
В соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) наименование Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области было уточнено судом в судебном заседании от 12 декабря 2011 года, как Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
По ходатайству общества определениями от 12.12.2011 и 19.01.2012 процессуальное положение Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и общества с ограниченной ответственностью "АварКом" изменено, в соответствии со статьей 46 АПК РФ они привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
В судебном заседании от 12.12.2011 общество уточнило заявленные требования и просило суд признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119, общей площадью 6 653,7 кв. м, в размере 36 507 986 руб. 91 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 486 руб. 87 коп. за 1 кв. м; установить вместо недостоверной с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:119, общей площадью 6 653,7 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 266 413 руб.; обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости вместо недостоверной с 01 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119, общей площадью 6 653,7 кв. м, равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 266 413 руб.
Определением арбитражного суда от 16.02.2012 в соответствии со статьей 48 АПК РФ произведена замена ответчика - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая доводы жалобы, заявитель указывает, что рассмотрение требований общества в рамках искового производства является процессуальным нарушением, поскольку действия управления, как госоргана, должны рассматриваться в порядке главы 24 АПК РФ, действия управления, которые при проведении кадастровой оценки носят только технический характер, истцом не оспаривались.
Полагает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости не относится к компетенции управления, не может быть к нему заявлено, соответственно, управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Считает, что Управление в силу своей компетенции и юридической квалификации не имеет права доказывать достоверность рыночной оценки, предъявлять в качестве доказательств иную рыночную оценку, так как обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке.
По мнению заявителя, судом не был принят во внимание довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о том, что отчет, представленный истцом в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка, подготовлен оценщиком на иную дату (01.01.2010), нежели та, на которую была установлена кадастровая стоимость спорного участка (01.01.2008).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Точинвест" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации склада металла, общая площадь 6 653,71 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Зубковой, 8а, (Октябрьский округ).
Опубликованным в газете "Рязанские ведомости" за 23 декабря 2009 года (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3) постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению).
Вновь принятым постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100008:0119 составил 5 486 руб. 87 коп. за один квадратный метр, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 36 507 986 руб. 91 коп. (т. 1, л. д. 144).
Не согласившись с указанным определением кадастровой стоимости земельного участка, общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 16.06.2010 N 187/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 11 266 413 руб.
Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельного участка, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ЗАО "Точинвест" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ЗАО "Точинвест", утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Поскольку заявленные ЗАО "Точинвест" требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 16.06.2010 N 187/2010, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 11 266 413 руб.
Оценка, проведенная обществом с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр", и представленный им отчет правомерно признаны судом первой инстанции соответствующими требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и приняты в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка.
Поскольку управление рыночную стоимость земельного участка, определенную на основании указанного заключения, не оспорило, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявило, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал рыночную стоимость, определенную на основании результатов оценки независимого эксперта, достоверной.
При этом суд области, с учетом отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к правомерному выводу о том, что определение рыночной стоимости этого участка по состоянию на 01.01.2010 не противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что права и законные интересы истца нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка и заявленные им требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что рассмотрение требований общества в рамках искового производства является процессуальным нарушением, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются как противоречащие правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плану-графику к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, Управление является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного и приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные требования ЗАО "Точинвест", предъявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-3089/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3089/2010
Истец: закрытое акционерное общество "Точинвест"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ООО "АварКом", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Правительство Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-343/13
24.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6171/12
03.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6171/12
18.10.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3089/10