г. Челябинск |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А76-9696/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2012 по делу N А76-9696/2012 (судья Шумакова С.М.).
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Урал Энерго" - Пастухова Е.В. (доверенность от 11.09.2012).
Закрытое акционерное общество "Урал Энерго" (далее - ЗАО "Урал Энерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 74:33:0204001:46, расположенного по адресу: г.Магнитогорск, ул.Комсомольская, 133/1, общей площадью 1950 кв.м. в размере 490 261 руб. 24 коп.; с кадастровым номером 74:33:0204001:47, расположенного по адресу: г.Магнитогорск, ул.Комсомольская, 133/2, общей площадью 9799 кв.м. в размере 2 463 625 руб. 60 коп. (с учётом уточнения требований, а также отказа от иска в части обязания ответчика внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:46, т. 2 л.д. 62-64, т. 3 л.д. 116-117).
Определением суда от 22.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) (т. 1 л.д. 1-7).
Решением суда от 22.10.2012 (резолютивная часть от 17.10.2012) заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый N 74:33:0204001:46, площадью 1 950 кв.м., находящегося по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Комсомольская, 133/1 установлена в размере равной его рыночной стоимости 490 261 руб. 24 коп.; кадастровая стоимость земельного участка кадастровый N 74:33:0204001:47, площадью 9 799 кв.м., находящегося по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Комсомольская, 133/2 установлена в размере равной его рыночной стоимости 2 463 625 руб. 60 коп. (т. 3 л.д. 128-137).
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить в полном объёме, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права.
Полагает, что суд необоснованно привлёк ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика, так как сведения о земельных участках внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки, и орган кадастрового учёта не уполномочен проводить экспертизу результатов государственной кадастровой оценки и определять достоверность кадастровой стоимости. Таким образом, при внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учёта исполнил возложенные на него полномочия в соответствии с действующим законодательством и по настоящему иску действия ФГБУ "ФКП Росреестра" не оспариваются.
Считает необоснованным вывод суда о том, что права общества нарушены несоответствием внесённой в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков его рыночной стоимости, то есть права общества нарушены ответчиком при внесении кадастровой стоимости в реестр. Орган кадастрового учёта выполняет технические (учётные) функции, и привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика нарушает принцип состязательности (ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), так как орган кадастрового учёта не может высказать возражения по вопросам, не входящим в его компетенцию. В связи с указанным апеллянт полагает, что ответчиками по делу должны быть орган местного самоуправления и Правительство Челябинской области как органы, наделённые правом утверждать кадастровую оценку.
ЗАО "Урал Энерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.
С учетом мнения истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельных участков: с кадастровым номером 74:33:0204001:46, расположенного по адресу: г.Магнитогорск, ул.Комсомольская, 133/1, общей площадью 1950 кв.м.; с кадастровым номером 74:33:0204001:47, расположенного по адресу: г.Магнитогорск, ул.Комсомольская, 133/2, общей площадью 9799 кв.м. (т. 3 л.д. 41-43).
Как следует из кадастровых выписок о земельных участках (т. 1 л.д. 13, 15), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:46 составляет 2253459 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:47 - 11323920 руб. 38 коп. Кадастровая стоимость земельных участков определена на основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284.
На основании отчетов об оценке N 12/1204-1-2, N 12/1204-1-3 выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" (рыночная стоимость земельных участков установлена 490 261 руб. 24 коп. (земельный участок с кадастровым номером 74:33:0204001:46), 2 463 625 руб. 60 коп. (земельный участок с кадастровым номером 74:33:0204001:47) (т. 2 л.д. 66, т. 3 л.д. 1).
Руководствуясь нормой ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, ввиду чего на основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков истца, определена на основании Постановления Правительства Челябинской области от 284-П от 17.08.2011, и согласно данным кадастровых паспортов составляет для земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:46 2253459 руб., для земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:47 - 11323920 руб. 38 коп.
Между тем истцом в материалы дела представлены отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:46 установлена 490 261 руб. 24 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:33:0204001:47 в размере 2 463 625 руб. 60 коп. (т. 2 л.д. 66, т. 3 л.д. 1).
Из данных отчётов усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков и определенной рыночной на основании отчетов истца.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Принимая во внимание представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца материально-правовых притязаний к ответчику, а также о том, что по настоящему иску не оспариваются действия ФГБУ "ФКП Росреестра" как органа кадастрового учёта противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что исходя из существа заявленных требований, надлежащим ответчиком является муниципальное образование "город Челябинск", подлежит отклонению.
Муниципальное образование "город Челябинск" в лице органа местного самоуправления не является участником спорных правоотношений, поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо внесению изменений в ГКН в сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о необходимости привлечения к участию в качестве соответчика Правительства Челябинской области противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также существу рассмотренного спора, поскольку требования истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, а также наличием у истца в силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ права требовать от органа кадастрового учёта внесения изменений в ГКН. Поскольку достоверность и законность нормативного акта, принятого постановлением Правительства Челябинской области, не оспаривается, основания для привлечения Правительства в качестве соответчика в рассматриваемом случае отсутствуют.
Указание апеллянта на то, что привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика нарушает принцип состязательности (ст. 9 АПК РФ), так как орган кадастрового учёта не может высказать возражения по вопросам, не входящим в его компетенцию, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, данный спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
По общим правилам искового производства обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу ст. 9 и ч. 1 ст. 65 АПК РФ возложена на сторон, тогда как в силу ст. ст. 12-13 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признаётся достоверной, если не доказано обратное, и оспаривание отчёта об оценке осуществляется в судебном порядке.
Между тем, из материалов дела не следует, что ответчиком в порядке реализации предоставленных ему процессуальных прав заявлены возражения относительно представленного истцом отчёта о рыночной стоимости земельных участков, либо дана его оценка на предмет соответствия законодательству об оценочной деятельности.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2012 по делу N А76-9696/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
М.И.Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9696/2012
Истец: ЗАО "Урал Энерго"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области
Третье лицо: Управление РОсреестра по Челябинской области