г. Чита |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А19-17353/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2012 года по делу N А19-17353/2012 по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования (ОГРН 1053813014617, ИНН 3813002088), Единой комиссии по проведению аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, индивидуального предпринимателя Медведева Олега Александровича (ОГРНИП 304381332100040, ИНН 381300007350) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (ИНН 3811020966 ОГРН 1033801033155) о признании незаконными решения N 602 от 30.07.2012 г. и предписания N 127 от 30.07.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Позднякова Н. Г.)
при участии в судебном заседании:
от заявителей:
1.Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования: не явился;
2.Единой комиссии по проведению аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества: не явился;
3.индивидуального предпринимателя Медведева Олега Александровича: Хардиков В. В. - представитель по доверенности от 28.08.2012 г., Маневич Ю. В. - представитель по доверенности от 28.08.2012 г.;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: не явился;
от третьего лица - индивидуального предпринимателя Алиева Алексея Валентиновича: не явился,
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования (далее КУИ Нижнеудинского МО), Единая комиссия по проведению аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (далее Единая комиссия) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконными предписания N 127 от 30.07.2012 г. и решения N 602 от 30.07.2012 г. по пункту 2 в части признания организатора торгов - Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования нарушившим пункт 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, в связи с непередачей победителю аукциона проекта договора для подписания в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола аукциона; письменным уведомлением (исх. N 08/2201 от 20.06.2012 г.) победителя аукциона о возможном отказе от заключения с ним договора в связи с предложением действующему правообладателю реализовать преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25-8, на условиях предложенных Алиевым А.В. - победителем торгов, состоявшихся 19.06.2012 г.; предложением (исх. N 08/2200 от 20.06.2012 г.) действующему правообладателю реализовать преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25-8, на условиях, предложенных Алиевым А. В., в течение 10 дней;
по пункту 3 в части признания Единой комиссии по проведению аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества - аукционной комиссии аукциона по извещению N 230512/0094256/03 нарушившей 93 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездною пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в связи с непредусмотренным отказом от заключения договора аренды с победителем аукциона - Алиевым А. В.;
по пункту 4 в части выдачи организатору аукциона Комитету по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений пункта 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в срок до 25 августа 2012 г. путем передачи победителю аукциона по извещению N230512/0094256/03 - Алиеву А. В. проекта договора аренды, составленного путем включения цены договора, предложенной победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе, для подписания договора;
по пункту 5 в части выдачи Единой комиссии по проведению аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества аукционной комиссии аукциона предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений требований пункта 93 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в срок до 25 августа 2012 года путем отмены протокола N 3 от 26.06.2012 г. об отказе от заключения договора по извещению N 230512/0094256/03.
Решением суда первой инстанции от 12 октября 2012 года с учетом вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2012 года об исправлении опечатки, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", нарушает права и законные интересы заявителей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как не обоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно истолкованы положения Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" и содержит выводы о нарушении заявителями п. 93, 143 Правил проведения конкурсов или аукционов.
КУИ Нижнеудинского МО и заявитель - индивидуальный предприниматель Медведев О. А. в отзывах на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласились, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Единая комиссия и третье лицо - индивидуальный предприниматель Алиев А. В. отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. КУИ Нижнеудинского МО, Единая комиссия, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционную жалобу и отзывы на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей предпринимателя Медведева О. А., пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 18 мая 2012 года администрацией Нижнеудинского муниципального образования издано постановление N 522 "О проведении торгов на право заключения договора аренды имущества муниципальной собственности", в соответствии с которым КУИ Нижнеудинского МО предписано организовать и провести торги по продаже права на заключение договора аренды имущества муниципальной собственности в форме открытого аукциона: нежилого помещения - магазина N 81, общей площадью 480,56 кв. м., расположенного на 1 этаже 5-этажного кирпичного дома, по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25 - 81.
На официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" 23.05.2012 г. КУИ Нижнеудинского МО было размещено извещение N 230512/0094256/03 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанного нежилого помещения и документация об аукционе.
15 июня 2012 года состоялась процедура рассмотрения трех заявок на участие в открытом аукционе, поступивших от индивидуальных предпринимателей Медведева О. А., Казаковой О. Н. и Алиева А. В.
По результатам рассмотрения Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в аукционе выше указанных лиц и о признании их участниками аукциона.
19 июня 2012 года по результатам проведенного аукциона Аукционной комиссией составлен протокол N 2, согласно которому Победителем открытого аукциона по лоту N 1 признан предприниматель Алиев А. В., предложенная цена - 64456 руб.
Согласно п. 2 указанного протокола действующий правообладатель не воспользовался правом заявить о своем желании заключить договор аренды по объявленной цене.
В соответствии с п. 15 Документации по проведению открытого аукциона на право заключения договоров аренды имущества муниципальной собственности, утвержденной постановлением от 18.05.2012 N 522, победитель аукциона должен подписать проект договора аренды не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов.
КУИ Нижнеудинского МО письмом N 08/2201 от 20.06.2012 г. сообщил победителю аукциона, что арендатору помещения Медведеву О. А., имеющему преимущественное право на заключение договора аренды, предложено заключить данный договор на вышеуказанное помещение на условиях, предложенных победителем торгов.
25 июня 2012 года Аукционной комиссией принято решение об отказе от заключения договора аренды с Алиевым А. В. в связи с согласием действующего правообладателя Медведева О. А. на заключение договора аренды по объявленной победителем аукциона цене, о чем составлен протокол N 3 от 25.06.2012 г.
28.06.2012 г. предприниматель сообщил КУИ Нижнеудинского МО, что действующий правообладатель Медведев О. А. согласился заключить договор аренды помещения.
В связи с тем, что Аукционная комиссия, признав Алиева В. А. победителем аукциона, отказалась от заключения с ним договора аренды по причине реализации действующим правообладателем преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, предприниматель Алиев А. В. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора аукциона.
По результатам проверки, проведенной УФАС на основании вышеуказанной жалобы, антимонопольным органом принято решение N 602 от 30.07.2012 г., в соответствии с которым:
- пунктом 2 решения КУИ Нижнеудинского МО признан нарушившим пункт 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67,в связи с непередачей победителю аукциона проекта договора для подписания в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола аукциона; письменным уведомлением N 08/2201 от 20.06.2012 г. победителя аукциона о возможном отказе от заключения с ним договора в связи с предложением действующему правообладателю реализовать преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25-8, на условиях, предложенных Алиевым А. В. - победителем торгов, состоявшихся 19.06.2012 г.; предложением действующему правообладателю реализовать преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25-8, на условиях, предложенных Алиевым А.В., в течение 10 дней; пункт 94 в связи с не передачей одного экземпляра протокола N 3 от 26.06.2012 г. об отказе от заключения договора по извещению N 230512/0094256/03 лицу, с которым отказывается заключить договор, а именно - Алиеву А. В.;
- пунктом 3 решения, Единая комиссия - аукционная комиссия аукциона по извещению N 230512/0094256/03, признана нарушившей 93 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездною пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в связи с не предусмотренным отказом от заключения договора аренды с победителем аукциона - Алиевым А. В., пункт 143 Правил, в связи с отсутствием в протоколе аукциона N 2 от 19.06.2012 г. сведений о предпоследнем предложении о цене договора;
- пунктом 4 решения выдать организатору аукциона - Комитету по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений пункта 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, в срок до 25 августа 2012 года путем передачи победителю аукциона по извещению N230512/0094256/03 - Алиеву А. В. проекта договора аренды, составленного путем включения цены договора, предложенной победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе, для подписания договора;
- пунктом 5 решения выдать Единой комиссии по проведению аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений требований пункта 93 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в срок до 25 августа 2012 года путем отмены протокола N 3 от 26.06.2012 г. об отказе от заключения договора по извещению N230512/0094256/03, пункта 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в срок до 25 августа 2012 года путем внесения изменений в протокол аукциона N 2 от 19.06.2012 г. сведений о предпоследнем предложении о цене договора.
Предписанием N 127 от 30.07.2012 г. Антимонопольный орган обязал КУИ Нижнеудинского МО устранить нарушения пункта 143 Правил N 67 в срок до 25.08.2012 г. путем передачи победителю аукциона по извещению N 230512/0094256/03 Алиеву A. B. проекта договора аренды, составленного путем включения цены договор, предложенной победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый и документации об аукционе, для подписания договора.
Предписание N 133 от 30.07.2012 г. Антимонопольный орган обязал Единую комиссии устранить нарушения требований пункта 93 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, в срок до 25 августа 2012 г. путем отмены протокола N 3 от 26.06.2012 г. об отказе от заключения договора по извещению N230512/0094256/03, пункта 143 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67, в срок до 25 августа 2012 г. путем внесения изменений в протокол аукциона N 2 от 19.06.2012 г. сведений о предпоследнем предложении о цене договора.
Считая, что указанные решение антимонопольного органа и предписание являются незаконными, КУИ Нижнеудинского МО, Единая комиссия и предприниматель Медведев О. А. обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - договоры), может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 5 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Пунктом 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС N 67 от 10.02.2010 г. (далее Правила) установлено, что организатором конкурсов или аукционов являются:
- при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", - собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее - собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Таким образом, являясь уполномоченным органом на осуществление функций по организации и проведению аукциона на право заключения договоров, Комитет по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования является организатором аукциона.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается сторонами, 16.07.2002 г. между предпринимателем Медведевым O. A. и Комитетом по управлению имуществом г. Нижнеудинска заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности N 118 по аренде объекта недвижимости, являющегося муниципальной собственностью, расположенного по адресу: 665104, Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского N 25, помещение N 81 на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, общей площадью 487 кв.м. Срок аренды установлен до 26.07.2012 г. До истечения срока действия договора N 92 от 26.07.2007 г., в 2012 году Медведев О. А. обратился в КУИ Нижнеудинского МО с заявлением о заключении договора аренды на новый срок.
Письмом от 25.04.2012 N 08/1346 Медведеву О. А. сообщено об обязанности КУИ Нижнеудинского МО выставить на торги право на заключение договора аренды занимаемого им помещения.
20.06.2012 КУИ Нижнеудинского МО предложил Медведеву О.А. в течение 10 дней реализовать преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок на условиях, предложенных победителем торгов, состоявшихся 19.06.2012 г.,
Поскольку Медведев О. А. дал письменное согласие от 20.06.2012 г. на заключение договора аренды на условиях, предложенных победителем конкурса, Аукционной Комиссией 25.06.2012 г. было принято решение об отказе в заключении договора аренды с предпринимателем Алиевым А. В.
При рассмотрении жалобы предпринимателя Алиева А. В. и принятии оспариваемого решения N 602 от 30.07.2012 г. УФАС указал на нарушения:
- КУИ Нижнеудинского МО и Единой комиссией пункта 143 Правил, со ссылкой на то, что Комитет в трехдневный срок не передал проект договора победителю аукциона, не уведомил его о возможном отказе от заключения договора и предложил действующему правообладателю реализовать преимущественное право аренды, а Единая комиссия не указала в протоколе N 2 от 19.06.2012 г. сведения о предпоследнем предложении о цене договора;
- Единой комиссией пункта 93 Правил в связи с непредусмотренным отказом от заключения договора аренды с победителем аукциона Алиевым А. В.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными указанные выводы Антимонопольного органа в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.
Пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 г. "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что по смыслу части третьей пункта 1 статьи 621 ГК РФ преимущественным правом на заключение договора аренды обладает не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом или проведения торгов для заключения такого договора, при условии письменного уведомления арендодателя в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 621 ГК РФ, о желании заключить новый договор аренды.
В соответствии с п. 3 указанного Постановления, поскольку положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают арендатора государственного или муниципального имущества принадлежащего ему в силу статьи 621 ГК РФ преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, такой арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником указанных торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору.
Вместе с тем, если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права (статья 10 ГК РФ). При этом если срок, в течение которого арендатор может принять данное предложение, не установлен арендодателем (статья 440 ГК РФ), он определяется с учетом абзаца второго пункта 5 статьи 448 ГК РФ, согласно которому договор аренды, заключаемый по результатам торгов, должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
Таким образом, предложение о заключении договора аренды на условиях, предложенных победителем торгов, должно исходить от Арендодателя. Данное предложение может быть сделано только после завершения торгов, когда Комитету, как арендодателю, будет представлен протокол аукциона.
В соответствии с указанной правовой позицией, а так же с учетом ст. 422, ч. 1 ст. 621 ГК РФ и п. 4 ст. 53 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при наличии письменного уведомления арендатора Медведева О. А. о желании заключить договор на новый срок и прочих равных условиях перед другими лицами, КУИ Нижнеудинского МО как арендодатель, в течение 10 дней направил действующему арендатору Медведеву О. А. предложение о реализации преимущественного права на заключение договора аренды помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25-81, на новый срок на условиях, предложенных победителем открытого аукциона предпринимателем Алиевым А. В.
Как указывалось выше, действующий правообладатель Медведев О. А. 20.06.2012 г. представил арендодателю согласие о заключении договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, 25-81, на новый срок на условиях, предложенных победителем торгов на аукционе.
25.06.2012 Единая комиссия составила протокол N 3 об отказе от заключения договора по извещению N 230512/0094256/03 с победителем торгов Алиевым А. В., а Комитет уведомил Алиева А.В. о том, что с победителем торгов договор аренды заключен не будет, поскольку действующий правообладатель выразил желание заключить договор аренды на новый срок на условиях, предложенных победителем торгов.
Согласно п. 94 Правил, организатор торгов отказывается от заключения договора с победителем в случае установления фактов, предусмотренных пунктом 93 Правил, а именно:
1) проведения ликвидации такого участника конкурса - юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании такого участника конкурса - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) приостановления деятельности такого лица в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) предоставления таким лицом заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 52 Правил.
Конкурсной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил и являющихся основанием для отказа от заключения договора, составляется протокол об отказе от заключения договора, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым организатор конкурса отказывается заключить договор, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения договора, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии в день его составления; составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у организатора конкурса; размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Организатор конкурса в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым отказывается заключить договор.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, Медведев О.А. является добросовестным арендатором нежилого помещения N 81 дома N 25 по ул. Кржижановского, в г. Нижнеудинске Иркутской области с 2002 года.
Письменно уведомив КУИ Нижнеудинского МО о своем желании заключить договор аренды на новый срок, Медведев О. А. выполнил требования ч. 1 ст. 621 ГК РФ.
Следовательно, отказ от заключения договора с победителем торгов был обусловлен соблюдением прав добросовестного арендатора, а именно, реализацией арендатором преимущественного права на заключение договора аренды.
В соответствии с п. 143 Правил при проведении аукциона организатор аукциона в обязательном порядке осуществляет аудио- или видеозапись аукциона и ведет протокол аукциона, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (минимальной) цене договора (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене договора, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене договора.
Протокол подписывается всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола передает победителю аукциона один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 г. установлено, что если договор аренды с победителем торгов не заключен в связи с реализацией арендатором преимущественного права, правила пункта 5 статьи 448 ГК РФ о последствиях уклонения от заключения договора не применяются.
Из обжалуемого решения УФАС следует, что согласно отчета о ходе торгов арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил действующему правообладателю, под которым понимается участник аукциона, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, т.е. добросовестный арендатор, письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор - заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора (не принял этого предложения в указанном порядке), следовательно, после завершения аукциона арендодатель был не вправе предлагать арендатору воспользоваться своим преимущественным правом, которое, по мнению УФАС по Иркутской области, было утрачено на 22 "шаге" аукциона.
Однако данный вывод является необоснованным, так как в рамках проведенного аукциона предприниматель Медведев О. А. выступал как участник аукциона и факт непринятия им последнего предложения о цене договора не является отказом от преимущественного права, а лишь реализацией его прав как участника торгов.
При этом указание в протоколе о том, что действующий правообладатель не воспользовался правом заявить о своем желании заключить договор аренды по объявленной цене, не является отказом от преимущественного права.
А согласно правовой позиции изложенной Постановлении Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 г. "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают арендатора государственного или муниципального имущества принадлежащего ему в силу статьи 621 ГК РФ преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, такой арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником указанных торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору.
В связи с тем, что в рассматриваемом случае арендатор реализовал свое преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, вследствие чего, направление в адрес Алиева А. В. проекта договора для подписания не соответствовало бы требованиям ч. 1 ст. 621 ГК РФ и Постановлению Пленума ВАС РФ N 73, в действиях КУИ Нижнеудинского МО отсутствует нарушение пункта 143 Правил.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что вне зависимости от наличия такого основания к отказу в заключении договора с победителем аукциона как реализация преимущественного права в Правилах проведения конкурсов и аукционов, такой отказ предусмотрен нормами гражданского законодательства. В этом случае отказ в заключении договора с победителем аукциона соответствует нормам права, регулирующим вопросы соблюдения прав арендатора на реализацию преимущественного права.
При указанных обстоятельствах выводы антимонопольного органа о нарушении КУИ Нижнеудинского МО и Единой комиссией пунктов 143 и 93 Правил проведения конкурсов или аукционов, являются несостоятельными.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" регулируют отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Поскольку, в рассматриваемом случае решение УФАС N 602 от 30.07.2012 г. не содержит выводов о нарушении органом местного самоуправления действующего антимонопольного законодательства, правомерным является вывод суда, что обстоятельства законности действий КУИ Нижнеудинского МО по отказу в заключении договора аренды с Алиевым А. В. по результатам аукциона в связи с согласием действующего правообладателя заключить договор аренды на новый срок на условиях, предложенных победителем аукциона, подлежат исследованию и правовой оценке в рамках гражданско-правового спора, и не могли быть предметом оценки антимонопольного органа.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что решение антимонопольного органа в оспариваемой части и выданное на его основе предписание не соответствует требованиям ст. 3, 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушают права и законные интересы заявителей.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы Антимонопольного органа, изложенные в апелляционной жалобе, которые были предметом оценки в суде первой инстанции.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2012 года по делу N А19-17353/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2012 года по делу N А19-17353/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17353/2012
Истец: Единая комиссия по проведению аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования, Медведев Олег Александрович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Алиев Алексей Валентинович, Единая комиссия по проведению аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования, Медведев Олег Александрович