город Воронеж |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А48-2985/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Администрации Должанского района Орловской области: Павловой С.А., главного специалиста отдела организационно-правовой, кадровой работы и делопроизводства по доверенности N 20 от 05.12.2012;
от Управления федеральной антимонопольной службы России по Орловской области: Приданцевой Т.А., специалиста первого разряда по доверенности N 2905/03 от 16.08.2012; Бочкова С.А., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N1973/04 от 31.05.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Должанского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.09.2012 по делу N А48-2985/2012 (судья Клименко Е.В.) по заявлению Администрации Должанского района Орловской области (ОГРН 1025700574570, ИНН 5708000293) к Управлению федеральной антимонопольной службы России по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН5753018207) об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Должанского района Орловской области (далее также - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы России по Орловской области (далее антимонопольный орган, Управление) с требованием признать недействительным решение комиссии Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которым Администрация признана нарушившей часть 3 ст.15 Закона "О защите конкуренции".
Решением суда от 18.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Должанского района Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что администрацией были приняты акты (распоряжения N 190-р и 195-р) без нарушения установленного законодательством порядка, на основании Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, п. 3.8, подпункта 4.1.1., п. 4.1 Устава МУП "Жилкомхоз", ст. 2 договора о порядке использования закрепленного за МУП муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 15.11.2005, продавцом списанного и снятого с баланса движимого имущества должно являться именно МУП "Жилкомхоз". Соглашение от 23.11.2011 вытекало из договора от 15.11.2005 и конкретизировало имущество, подлежащее продаже, но не как не могло носить признаки передачи полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом Должанского района.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление федеральной антимонопольной службы России по Орловской области указывает, что продажа муниципального имущества независимо от того, списано оно или нет, определена в разделе 10 Положения о владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом Должанского района, утвержденного 09.07.2009 N 159. Таким образом, администрация приняла распоряжения N 190-р и 195-р с нарушением установленного законодательством порядка, поскольку продавцом муниципального имущества должен выступать отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации, поскольку глава района наделен полномочиями по продаже имущества МУП "Жилкомхоз".
В судебном заседании 7 декабря 2012 года объявлялся перерыв до 14 декабря 2012 года (08.12.2012 и 09.12.2012 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Орловского УФАС России от 15.05.2012 N 287 в связи с обращением Прокуратуры Должанского района Управлением была проведена внеплановая документарная проверка Администрации Должанского района на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при принятии актов и осуществления действий при продаже движимого имущества: автомобиля ГАЗ 53112АП17А (распоряжение Администрации N 190-р от 16.11.2011) и автомобиля автокрана КС-3575А на базе ЗИЛ-133ГЯ (распоряжение Администрации N 195-р от 21.11.2011).
В ходе проверки были установлены следующие обстоятельства.
По договору от 15.11.2005 о порядке использования закрепленного за МУП "Жилкомхоз" Должанского района Орловской области муниципального имущества, за муниципальным унитарным предприятием Отделом управления муниципальным имуществом Должанского района Орловской области на праве хозяйственного ведения было закреплено движимое и недвижимое имущество, объекты коммунально-бытового назначения, отраженные на самостоятельном балансе (отдельном балансе) по состоянию на 15.11.2005 (приложения N N 1,2) (л.д. 27-29).
Письмом от 23.08.2011 N 85 МУП "Жилкомхоз" обратилось в Администрацию с просьбой о даче разрешения на списание транспортных средств в связи с тем, что в результате длительной эксплуатации пришли в негодность основные узлы и агрегаты (л.д. 25).
Письмом от 25.10.2011 N 121 МУП "Жилкомхоз" обратилось к главе Должанского района Орловской области с просьбой дать разрешение на продажу списанной техники: автовышки и автокрана (л.д. 26).
На основании ст. 114 ГК РФ, Устава МУП "Жилкомхоз", положения "О владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом Должанского района" от 09.07.2009 N 159 и ходатайства МУП "Жилкомхоз" от 25.10.2011 N121, Администрацией Должанского района 21.11.2011 и 16.11.2011 были изданы распоряжения N195-р и N190-р о разрешении МУП "Жилкомхоз" продажи движимого имущества: автомобилья автокрана КС-3575А на базе ЗИЛ -133 ГЯ, двигатель 041727, шасси 143205, г.в. 1993, автомобиля ГАЗ 5312 АП 17 А, двигатель 5104714895, шасси 0895300, г.в. 1985, технический паспорт 57 КР 404735, закрепленных на праве хозяйственного ведения и снятых с регистрационного учета в МОТОТРЭР ГИБДД УМВД по Орловской области отделением N 4 16.08.2009 и 24.05.2008 (л.д. 33-34).
Приказом N 16 от 31.10.2011 отдел управления муниципальным имуществом Администрации Должнаского района было дано разрешение МУП "Жилкомхоз" на списание и снятие с учета с баланса движимого муниципального имущества и приказано осуществить снятие с государственного учета в МРЭП ГИБДД при Ливенском ГРОВД Орловской области перечисленную в пункте 1 Приказа автотранспортную технику (л.д. 30-31).
Приказом N 19 от 23.11.2011 отдел управления муниципальным имуществом Администрации Должнаского района было дано согласие МУП "Жилкомхоз" на продажу ранее закрепленного на праве хозяйственного ведения движимого имущества, списанного и снятого с баланса основных средств предприятия и приказано передать право продавца на основании соглашения МУП "Жилкомхоз" движимого имущества, указанного в п. 1 приказа (л.д. 32).
По соглашению, заключенному между отделом по управлению муниципальным имуществом Администрации Должанского района Орловской области и МУП "Жилкомхоз", от 23.11.2011 МУП "Жилкомхоз" были переданы полномочия по передаче функций продавца муниципального имущества в части продажи по рыночной стоимости движимого муниципального имущества, закрепленного ранее за МУП "Жилкомхоз" на праве хозяйственного ведения, списанного и снятого с баланса основных средств предприятия (л.д. 35-36).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для принятия 13.06.2012 комиссией Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решения N 2172/03, которым Администрация Должанского района признана нарушившей часть 3 ст.15 Закона "О защите конкуренции" (л.д. 21-24).
Считая решение антимонопольного органа незаконным, Администрация Должанского района Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией были нарушены положения ч.3 ст.15 Закона "О защите конкуренции", поскольку продавцом муниципального имущества должен выступать отдел по управлению муниципальным имуществом администрации района.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В силу пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ движимым имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Рассматриваемые в настоящем деле автотранспортные средства относятся к движимому имуществу (статья 130 Гражданского кодекса РФ), поэтому на продажу такого имущества согласия собственника не требуется.
Положение о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом Должанского района, являющееся приложением к решению Должанского районного Совета народных депутатов от 09.07.2009 N 159, не закрепляет специальных положений относительно продажи муниципальным предприятием движимого имущества, которые бы являлись исключением применительно к пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ.
При этом, пункт 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ указывает, что движимым и недвижимым имуществом государственное унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно п. 3.8 Устава МУП "Жилкомхоз", утвержденного постановлением главы администрации Должанского района Орловской области в 2005 году, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (л.д. 53).
Аналогичное положение предусмотрено также пунктом 2.2 договора о порядке использования закрепленного за МУП "Жилкомхоз" муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 15.11.2005 (л.д. 27).
С учетом вышеназванных норм законодательства в совокупности с Положением о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом Должанского района, Уставом МУП "Жилкомхоз" и договором от 15.11.2005, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что МУП "Жилкомхоз" имело право на продажу закрепленного за ним движимого имущества с согласия собственника, - Администрации.
Таким образом, получение согласие собственника на продажу движимого имущества не противоречит требованиям действующего законодательства.
В своем решении от 13.06.2012 антимонопольный орган указывает, что администрацией были приняты незаконные распоряжения N 190-р и 195-р, поскольку продавцом должен был выступать отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации, в связи с чем, УФАС по Орловской области пришел к выводу о нарушении Администрацией ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Согласно п. 10.4 Положения о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом Должанского района, являющегося приложением к решению Должанского районного Совета народных депутатов от 09.07.2009 N 159, продавцом муниципального имущества выступает отдел по управлению муниципальным имуществом администрации (л.д. 45).
Таким образом, при решении вопроса о нарушении Администрацией ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ антимонопольный орган в основу своего решения положил вынесение распоряжений N 195-р и 190-р от 21.11.2011.
Из буквального содержания данных распоряжений N 195-р и 190-р от 21.11.2011 и 16.11.2011 (л.д. 33,34) следует, что Администрация дала разрешение МУП "Жилкомхоз" на продажу движимого имущества.
Иных разрешений данные ненормативные акты в себе не содержат.
Из совокупного анализа норм гражданского права, положения о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом Должанского района, Устава МУП "Жилкомхоз" и договора от 15.11.2005 следует, что распоряжения N 195-р и 190-р от 21.11.2011 и 16.11.2011 являются тем самым согласием собственника на отчуждение такого имущества.
Из данных распоряжений не следует, что МУП "Жилкомхоз" были переданы функции и полномочия администрации.
Приказом N 19 от 23.11.2011 Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации передал право продавца на основании соглашения - МУП "Жилкомхоз" (л.д. 32).
Таким образом, последующие действия Администрации по передаче полномочий МУП "Жилкомхоз", содержащиеся в приказе N 19 от 23.11.2011, могут быть оценены на законность в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что будет являться предметом рассмотрения другого дела.
Дальнейшие действия администрации по распоряжению правом продавца муниципального имущества не были исследованы антимонопольным органом в решении от 13.06.2012, поскольку был проведен анализ только распоряжений N 195-р и 190-р от 21.11.2011 и 16.11.2011, на основании которых антимонопольный орган и сделал вывод о нарушении администрацией части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
С учетом вышеназванных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на стадии принятия распоряжений N 195-р и 190-р от 21.11.2011 и 16.11.2011 нарушений законодательства о защите конкуренции Администрацией совершено не было.
При таких обстоятельствах, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 13.06.2012 N 2172/03 является недействительным.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемого решения, как принятого с нарушением норм материального права (п.4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.09.2012 по делу N А48-2985/2012 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления ФАС по Орловской области от 13.06.2012 N 2172/03.
Обязать Управление ФАС по Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Должанского района Орловской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2985/2012
Истец: Администрация Должанского района Орловской области
Ответчик: УФАС РФ по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11531/13
14.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11531/13
17.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-882/13
21.12.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6006/12
18.09.2012 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2985/12