г. Томск |
|
26 июня 2012 г. |
Дело N А67-173/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой Р.Ф. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чепурновой Е.Н. по доверенности от 02.12.2011,
от заинтересованного лица: Ворошилова А.И. по доверенности от 10.01.2012,
от третьего лица - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области
от 11.04.2012 по делу N А67-173/2012 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" (ИНН 7021000043, ОГРН 1027000867068)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" (далее по тексту - ТУСУР) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее по тексту - Пенсионный фонд) от 06.06.2011 N 119 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Определением Арбитражного суда Томской области от 17.01.2012 (том 1, листы дела 92-93) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.04.2012 заявление ТУСУР удовлетворено частично. Решение Пенсионного фонда от 06.06.2011 N 119 признано недействительным в части привлечения ТУСУР к ответственности в виде штрафа в размере 91 259, 37 рублей. В остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд и третье лицо обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ТУСУР.
Подробно доводы Пенсионного фонда и третьего лица изложены в апелляционных жалобах.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ТУСУР просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представители Пенсионного фонда и ТУСУР в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, заслушав представителей Пенсионного фонда и ТУСУР, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Инспекции ФНС России по г. Томску Грущинской Л.Н. от 16.06.2010 N 30/3-27в проведена выездная налоговая проверка ТУСУР по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, налога на имущество, земельного налога, единого налога на вмененный доход, транспортного налога, налога на добавленную стоимость, водного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления налога на доходы физических лиц за период с 05.02.2008 по 16.06.2010 с одновременной проверкой всех обособленных подразделений (филиалов, представительств).
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 62/3-27в и принято решение от 16.12.2010 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в резолютивной части которого указано о привлечении к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС" за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, предложено уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд РФ в размере 113 233 рублей.
В результате проверки обнаружено, что сумма страховых взносов, подлежащих уплате за 2008 год, должна составить 1 013 993, а не 936 447, таким образом, неполная уплата, страховых взносов на ОПС составила 77 546 рублей.
Результаты проверки переданы налоговым органом в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Томске Томской области и в связи с этим, 16.12.2010 Управлением в адрес ТУСУР направлено уведомление, из которого следует, что по результатам выездной налоговой проверки от 19.11.2010 N 62/3-27в заявителю доначислены страховые взносы на ОПС в сумме 113 233 рублей, в том числе на страховую часть 113 233 рублей. В связи с изменением суммы начисленных страховых взносов ТУСУР необходимо в двухнедельный срок (до 14.01.2010) представить в ГУ-УПФР в г. Томск Томской области корректирующие формы по индивидуальным сведениям, представленным страхователем по итогам 2007, 2008 г.г.
27.04.2011 ведущим специалистом отдела Управления в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении ТУСУР нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, составлен акт N 119 и принято решение от 06.06.2011 N 119 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В пункте 1 резолютивной части решения указано: привлечь ТУСУР к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений в размере 101 399, 3 рублей.
Согласно пункту 2 резолютивной части решения ТУСУР предложено уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения.
В обоснование вынесенного решения Пенсионный фонд указал, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ТУСУР представил недостоверные сведения о застрахованных лицах за 2008 год на 25 застрахованных лиц. Сумма причитающихся страховых взносов в индивидуальных сведениях, представленных страхователем данных лиц составляет 936 447 рублей. В результате проверки обнаружено, что сумма страховых взносов, подлежащих уплате за 2008 год данных лиц составляет - 1 013 993 рублей, что подтверждается выпиской из акта ВНП от 19.11.2010 N 62/3-27В, описями документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1) протоколами приема индивидуальных сведений за 2008 год.
Таким образом, в связи с предоставлением недостоверных сведений ТУСУР привлечено к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
ТУСУР, не согласившись с принятым Пенсионным фондом решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Томской области обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии со статьей 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона N 27-ФЗ каждому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором накапливаются отчисления, производимые либо страхователем, либо самим застрахованным лицом.
Для распределения отчислений, производимых страхователем в течение года, между застрахованными лицами, а также для проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями, последние представляют сведения о произведенных страховых взносах и страховом стаже в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации; перечень представляемых сведений приведен в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Сроки представления указанных сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных Законом от N 27-ФЗ, установлена в статье 15 указанного закона.
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифициро-ванного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Обязательным условием для применения штрафной санкции, предусмотренной данной нормой, является наличие события правонарушения, а именно факт не представления в установленные сроки в соответствующий орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ определены случаи освобождения плательщика страховых взносов от ответственности за представление уточненного расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, а именно, в случае:
1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Из материалов настоящего дела не усматривается наличие таких обстоятельств.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Управление правомерно привлекло ТУСУР к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Следовательно, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который орган контроля или суд посчитают допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Из оспариваемого решения N 119 от 06.06.2011 года не следует, что Пенсионным фондом при его вынесении исследовался вопрос о наличии либо отсутствии смягчающих обстоятельствах относительно действий лица, совершившего нарушение.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, признал в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что выявленная при проверке сумма недоимки по страховым взносам (77 546 рублей) меньше суммы штрафа, устранение ТУСУР допущенных нарушений (представление корректирующих сведений) и отсутствие ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Признание судом первой инстанции данных обстоятельств смягчающими и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда, и не противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.
Заявление о признании недействительным решения N 119 от 06.06.2011 поступило в арбитражный суд 15.12.2011.
В связи с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем подано ходатайство о его восстановлении.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок для подачи заявления об оспаривании решения Пенсионного фонда пропущен ТУСУР по уважительной причине и подлежит восстановлению.
При этом суд первой инстанции исходил из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; обеспечение доступности правосудия; укрепление законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции.
Доводы апеллянтов не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 11.04.2012 по делу N А67-173/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по платежному поручению от 24.04.2012 N 3647.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-173/2012
Истец: ГОУ ВПО "ТУСУР"
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области
Третье лицо: Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по ТО, ГУ - Отделение ПФР по Томской области, ГУ-ОПФ РФ по Томской области