г. Чита |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А19-15028/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Иркутского районного муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2012 года по делу N А19-15028/2012 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское" (ИНН 3849013083, ОГРН 1103850033605) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827000838, ОГРН 1023802456083) о признании незаконным бездействия,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760),
(суд первой инстанции судья Куклина Л.А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьих лиц:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области: не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Дзержинское" (далее - заявитель, ДНТ "Дзержинское") обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское" и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией Иркутского районного муниципального образования заявление Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское" о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское", в установленном законом порядке и сроки рассмотрено не было, в связи с чем нарушены права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности:
Заявитель и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Сторона своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 18.01.2011 Дачное некоммерческое товарищество "Дзержинское" обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением с приложением необходимых документов о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский, согласно приложенной схемы расположения, для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское" (л. д. 41).
Рассмотрев представленные документы, Межведомственная комиссия по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района заключила, что выбранный товариществом участок достаточен для размещения и пригоден под организацию ДНТ "Дзержинское", о чем оформлен акт выбора и обследования земельного участка (л. д. 86).
14.10.2011 Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования N 1772/з утверждена схема расположения земельного участка, площадью 52145 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Дзержинского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе п. Дзержинск и предназначенного для организации дачного некоммерческого товарищества (л. д. 43).
11.05.2012 в дополнение к заявлению о предоставлении земельного участка от 18.01.2011 г. ДНТ "Дзержинское" в Администрацию было направлено заявление об утверждении схему расположения земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка от 21.12.2011, межевого плана, ситуационного плана, акта выбора земельного участка, заключений ЦСН и Роспотребнадзора, распоряжения N 1772/з от 14.10.2011 г., однако до настоящего времени заявление товарищества от 18.01.2011 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов до конца не рассмотрено, решение о предоставлении земельного участка не принято.
Считая, что указанное бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка, противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы товарищества, ДНТ "Дзержинское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.2009 г.)
Согласно статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации не содержит специальных положений, определяющих порядок предоставления земельного участка, в нем закреплены лишь общие принципы и положения, устанавливающие право граждан на предоставление таких земельных участков (статьи 28, 34). В то время как Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (статьи 12 - 14) установлен детальный порядок, регламентирующий основания и последовательность предоставления земельных участков, а также органы, компетентные в принятии таких решений.
Согласно статье 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Статья 14 указанного Федерального закона конкретизирует процедуру выбора земельного участка, предусмотренную статьями 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации,
Частью 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Из указанных положений следует, что орган местного самоуправления на основании зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и обращений заинтересованных лиц осуществляет выбор земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Иной орган государственной власти в качестве лица, компетентного разрешать вопросы о предоставлении земельного участка, в законе не указан.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, заявитель - ДНТ "Дзержинское" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское" в орган местного самоуправления - Администрацию Иркутского районного муниципального образования.
Следовательно, заявитель обратился с указанным заявлением в надлежащий орган.
В целях оптимизации на территории Иркутского района распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 25, 53 Устава Иркутского районного муниципального образования, решением Думы Иркутского района утверждены Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района и Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района.
Данным Положением определяется порядок документооборота при оформлении права на предоставляемые земельные участки для отдельных категорий заявителей в зависимости от вида права.
Так, в соответствии с разделом 4 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района земельные участки, расположенные на территории Иркутского района, находящиеся в муниципальной собственности Иркутского района или не разграниченные в установленном законодательством порядке, могут быть предоставлены, в том числе, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан при первичном предоставлении земельных участков.
Пунктом 4 раздела 4 Порядка предусмотрено, что заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка для целей, указанных в п. 1 настоящего Порядка, подает заявление, оформленное на имя мэра Иркутского района, в КУМИ Иркутского района с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы (с копиями), поименованные в пункте 5 раздела 4 Порядка.
Как усматривается из материалов дела, ДНТ "Дзержинское", обращаясь с заявлением в Администрацию о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества "Дзержинское", представило все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 раздела 4 Порядка, в том числе: Выписку из ЕГРЮЛ от 21.12.2010, учредительные документы (Устав ДНТ "Дзержинское", свидетельство о госрегистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), протокол собрания учредителей ДНТ, схема расположения испрашиваемого участка.
Суд первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Администрацией выполнены действия, предусмотренные пунктом 6.1 раздела 4 Порядка, т.е. Межведомственная комиссия по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района, рассмотрев представленные документы, заключила, что выбранный товариществом участок достаточен для размещения и пригоден под организацию ДНТ "Дзержинское", о чем оформлен акт выбора и обследования земельного участка (л. д. 86).
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования от 14.10.2011 N 1772/з утверждена схема расположения земельного участка.
11.05.2012 ТНТ "Дзержинское" в Администрацию предоставлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка от 21.12.2011.
Пунктом 6.3 раздела 4 Порядка установлено, что КУМИ Иркутского района в двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления мэра Иркутского района о предоставлении его для цели, не связанной со строительством, и направляет его копию заявителю с приложением кадастрового паспорта.
В 7-дневный срок со дня издания постановления заключает с заявителем от имени Иркутского районного муниципального образования договор аренды или в установленных случаях безвозмездного срочного пользования земельным участком (п. 6.4 раздела 4 Порядка).
Однако, как следует из материалов дела и не оспорено Администрацией, в нарушение требований раздела 4 Порядка, Администрация Иркутского района в двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка (11.05.2012 г.) не обеспечило подготовку и согласование проекта постановления мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, и не направило его копию заявителю, договор безвозмездного пользования земельным участком от имени Иркутского районного муниципального образования с заявителем не заключило.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае имеет место быть бездействие Администрации, выразившееся в не обеспечении подготовки и согласования проекта постановления мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка ДНТ "Дзержинское", чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с чем, несостоятельны доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и которые по существу не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2012 года по делу N А19-15028/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2012 года по делу N А19-15028/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15028/2012
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Дзержинское"
Ответчик: Администрация Иркутского районного муниципального образования
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области