г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А56-10413/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.,
при участии:
от истца (заявителя): Долгая А.В. по доверенности от 02.12.2012,
от ответчика (должника): Кудряшова С.В. по доверенности от 05.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21630/2012) открытого акционерного общества "Морпорт Спб"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012 по делу N А56-10413/2012 (судья Шелема З.А.), принятое
по исковому заявлению ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 195 248,63 руб.
установил:
Открытое акционерное общество "Морпорт СПб" (далее - истец, ОАО "Морпорт СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД") о взыскании 195 248,63 руб. штрафа за просрочку доставки груза.
Решением суда от 26.06.2012 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение.
По мнению истца, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что причины задержки вагонов на станции Новый Порт, указанные в актах общей формы, не могут служить основанием для взыскания пени за просрочку доставки груза.
По мнению истца, акты общей формы, на которые ссылается ответчик, составлены с нарушением требований действующих правил. Так, в актах отсутствует ссылка на допущенные грузополучателем нарушения, повлекшие задержку доставки груза.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон остались на заявленных ранее позициях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав объяснения сторон, апелляционный суд установил следующее.
30.07.2010 стороны заключили договор N 18/М на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования при станции Новый Порт Октябрьской железной дороги, обслуживаемого локомотивом перевозчика, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего Порту пути необщего пользования, примыкающего к станции Новый Порт, стрелочными переводами N 15, 73, 98, 177.
На основании железнодорожных накладных N N ЭУ 957627, ЭУ 630150, ЭФ 128884, ЭФ 211034, ЭФ 045952, ЭФ 17049, ЭУ 542662 в марте 2011 года ответчиком были приняты к перевозке до станции на станцию Новый Порт Октябрьской железной дороги вагоны с грузом истца.
Указывая на превышение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, истец обратился к ответчику с претензиями о добровольной уплате 195.248,63 руб. штрафа (л.д. 6, 11, 15, 19, 23, 27, 31).
Поскольку претензии с требованием уплатить штраф ответчик оставил без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 29, 33, 39, 97, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), пунктами 6.6. и 6.7. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, (далее - Правила N 27), пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно статье 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки.
Статьей 97 УЖТ РФ установлено, что за просрочку доставки грузов или принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В соответствии с частью первой статьи 29 УЖТ РФ вследствие не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком.
ОАО "РЖД" в обоснование возражений на иск сослалось на часть пятую статьи 33 УЖТ РФ, в соответствии с которой грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с пунктом 6.7. Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки) и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно пункту 3.2.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
Пунктом 6.6. Правил N 27 предусмотрено увеличение срока доставки груза на все время задержки в случаях задержки вагона на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Статьями 39 и 119 УЖТ РФ также предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Акт общей формы удостоверяет факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.
Согласно пункту 6.7 Правил N 27 и статье 119 УЖТ РФ только составление акта общей формы в двух экземплярах с отметкой о его составлении в перевозочных документах является основанием для увеличения сроков доставки груза по пункту 6.6 Правил N 27.
Все представленные в дело накладные содержат сведения о составлении акта общей формы.
В имеющихся в деле актах общей формы зафиксировано, что причина задержки доставки вагонов не зависит от перевозчика, вагоны простаивали по вине грузополучателя, а именно, по причине нарушения истцом условий договора, касающихся технологических норм выгрузки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что представленной в материалы дела совокупности относимых и допустимых доказательств достаточно для вывода о том, что задержка доставки вагонов произошла по причине, не зависящей от перевозчика, вагоны простаивали по вине грузополучателя.
Следовательно, в силу статьи 33 Устава грузы считаются доставленными в срок.
При указанных обстоятельствах иск о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза правомерно отклонен судом.
Довод истца о составлении актов общей формы на станции назначения, в то время как оставление вагонов произошло на промежуточной станции в пути следования отклоняется апелляционный судом, поскольку составление указанных актов после окончания периода задержки вагонов в пути следования в связи с занятостью фронтов выгрузки не противоречит положениям УЖТ РФ, а также Правил N 27 и Правил N 45.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что при написании обжалуемого судебного акта, судом была допущена опечатка во втором абзаце снизу на втором листе решения. Указанный абзац следует читать: "В актах общей формы от 09.03.2011 N 178, от 10.03.2011 N 179, от 14.03.2011 NN 181, 182, 183, 184, 185, 186, 188, 189, 190, 191, 192, от 16.03.2011 N 197 указано, что на путях общего пользования станции Новый Порт по причинам, зависящим от грузополучателя, систематически простаивали вагоны в ожидании выгрузки". Указанная опечатка не повлекла принятие незаконного решения.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, выводы суда согласуются с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа к разрешению аналогичных споров (в частности, по делу N А56-10412/2012), оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2012 по делу N А56-10413/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10413/2012
Истец: ОАО "Морпорт Спб"
Ответчик: ОАО "РЖД"