г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А21-5498/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Новикова Ю.Н., дов. от 16.07.2012
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22431/2012) ЗАО "Мясной комбинат "Советский" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2012 по делу N А21-5498/2012 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Мясной комбинат Советский"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Калининградской области в Советском городском округе
об оспаривании постановления
установил:
закрытое акционерное общество "Мясной комбинат "Советский": 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 7, ОГРН 1023902002431 (далее - общество, ЗАО "Мясной комбинат "Советский") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области: 236000, Калининград, Советский пр., д. 13 (далее - управление) от 07.06.2012 по делу об административном правонарушении к протоколу N 393 от 01.06.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.08.2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 августа 2012 года по делу N А21-5498/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, являются ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на недоказанность административным органом того, что иностранный гражданин - Хидиров О.К. проживал и осуществлял трудовую деятельность в ЗАО "Мясной комбинат "Советский".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
С учетом отсутствия возражений со стороны общества апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей управления надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Управление, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, по мотивам, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки в отношении ООО "БАЛПО-строй", проведенной в период с 02.04.2012 по 27.04.2012, управлением выявлен факт проживания граждан Республики Узбекистан, в том числе Хидирова О.К., 1970 года рождения, на территории ЗАО "Мясной комбинат "Советский" по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 7.
Определением от 02.05.2012 N 393 в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
В ходе административного расследования административным органом произведен осмотр, принадлежащих ЗАО "Мясной комбинат "Советский" помещений, территорий и находящихся там вещей по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, 7, результаты которого зафиксированы в протоколе от 03.05.2012 с использованием средств фотофиксации.
По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.06.2012 АП-Юр N 393, действия которого квалифицированы управлением по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ЗАО "Мясной комбинат "Советский", являясь принимающей стороной, в нарушение статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) не направило в орган миграционного учета уведомление о прибытии 09.03.2012 гражданина Узбекистана Хидирова О.К. в место пребывания - ЗАО "Мясной комбинат "Советский" по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 7, трудоустроенного в ООО "БАЛПО-строй" и убывшего из временного места пребывания ООО "БАЛПО-строй": Калининград, ул. Правая набережная, д. 7.
Постановлением от 07.06.2012 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал ЗАО "Мясной комбинат "Советский" в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета для юридических лиц в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом согласно примечанию к статье 18.9 КоАП РФ в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ принимающей стороной является, в том числе юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежат, в том числе, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 названного Закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ).
Местом пребывания согласно определению, данному в статье 2 Закона N 109-ФЗ, считается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Законом N 109-ФЗ предусмотрена обязанность принимающей стороны уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в установленные сроки.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что, гражданин Республики Узбекистана Хидиров О.К. на момент проведения административного расследования состоял на миграционном учете в период с 27.01.2012 по 13.12.2012 по адресу: г. Калининград, Правая набережная, д. 7. Согласно отрывному бланку уведомления принимающей стороной являлось ООО "БАЛПО-строй".
Между ЗАО "Мясной комбинат "Советский" (заказчик) и ИП Григорян Т.Н. (исполнитель) заключен договор от 01.08.2011 об оказании услуг погрузо-разгрузочных работ, согласно которому исполнитель обязуется за плату предоставить заказчику услуги работников определенной профессии и квалификации для использования их труда в погрузо-разгрузочных работах.
Из объяснений генерального директора общества Басманова Ю.В. и иностранного гражданина Хидирова О.К. следует, что во исполнение условий вышеуказанного договора последний был направлен на работу в ЗАО "Мясной комбинат "Советский". Для проживания Хидирову О.К. с 09.03.2012 была выделена комната на третьем этаже помещения конторы ЗАО "Мясной комбинат "Советский", в которой он проживал постоянно без выезда с 09.03.2012 по 05.05.2012 совместно с другими гражданами Узбекистана Шариповым И. и Ахатовым И.Т. Помещение конторы, расположенное по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 7, находится в собственности ЗАО "Мясной комбинат "Советский" на основании свидетельства 39 АБ N 016493 от 30.01.2012. За период работы, начиная с 09.03.2012 Хидиров О.К. проживал в вышеуказанной комнате, никуда не выезжал, на ином объекте задействован не был, осуществлял работу по упаковке мяса в ЗАО "Мясной комбинат "Советский".
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ЗАО "Мясной комбинат "Советский" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, в связи с тем, что помещения, расположенные на третьем этаже помещения конторы ЗАО "Мясной комбинат "Советский" по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 7, были переданы в аренду ИП Григорян Т.Н. по договору от 28.02.2012, оценивались судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Генеральный директор общества Басманов Ю.В. в своих объяснениях 04.05.2012 однозначно заявил, что принадлежащие обществу помещения на третьем этаже здания в аренду никому не сдаются, следовательно, безвозмездный договор аренды от 28.02.2012, представленный в суд первый инстанции, правильно не принят судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства передачи имущества в аренду ИП Григорян Т.Н. в период проверки, как противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае ЗАО "Мясной комбинат "Советский" является принимающей стороной по отношению к Хидирову О.К. как к лицу, фактически проживающему и работающему в данном обществе, что подтверждается: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.05.2012 с приложением фототаблицы; протоколами опросов генерального директора общества Басманова Ю.В. и иностранного гражданина Хидирова О.К. от 04.05.2012 и от 05.05.2012 соответственно; протоколом об административном правонарушении от 01.06.2012 АП-Юр N 393.
Утверждение подателя жалобы относительно того, что принимающей стороной продолжает оставаться ООО "БАЛПО-строй" также не соответствует материалам дела, поскольку на момент проведения административного расследования Хидиров О.К. в ООО "БАЛПО-строй", расположенному по адресу: г. Калининград, Правая набережная, д. 7, фактически не находился и не проживал.
Следовательно, в рассматриваемом случае именно заявитель является надлежащим субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта РФ, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
С учетом оценки доказательств по делу апелляционный суд приходит к выводу о том, что ЗАО "Мясной комбинат "Советский" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В данном случае в материалах дела отсутствуют необходимые и достаточные сведения, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по выполнению публично-правовой обязанности принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета.
Таким образом, в действиях ЗАО "Мясной комбинат "Советский" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления об отмене оспариваемого постановления о привлечении ЗАО "Мясной комбинат "Советский" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Довод общества о незнании иностранным гражданином Хидировым О.К. русского языка, приведенный в качестве доказательства незаконности оспариваемого постановления, отклоняется судом апелляционной инстанции. Согласно материалам дела, указанному лицу разъяснялись положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем имеется расписка, сделанная на русском языке. Указание на владение русским языком и отказ от переводчика удостоверены подписью указанного лица (т.1, л.д. 83-86).
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции в данном случае не усмотрел и не счел вменяемое заявителю правонарушение малозначительным. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данных выводов суда и, не установив при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 августа 2012 года по делу N А21-5498/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Мясной комбинат "Советский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5498/2012
Истец: ЗАО Мясной комбинат Советский
Ответчик: Начальнику ОУФМС РФ по К/о в Советском округе пвс Губарик М. П., Управление Федеральной миграционной службы по Калининградской области в Советском городском округе