г. Воронеж |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А48-2136/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.12.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Администрации г. Орла: Супонева А.А., представителя по доверенности N 7/3188 от 25.06.2012,
от Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства": Карловой Т.Н., представителя по доверенности N 89 от 13.06.2012, Шуметовой И.В., представителя по доверенности N 97 от 11.07.2012,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2012 по делу N А48-2136/2012 (судья Е.Е. Пронина) по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (302001, г.Орел, ул.Комсомольская, 15; ОГРН 1025700789047) к Муниципальному образованию "город Орел" в лице Администрации города Орла (302000, г.Орел, ул.Пролетарская гора, д.1, ОГРН 1025700831640) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 17.04.2012 г. N2/1558-11, при участии третьих лиц - муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" (ОГРН 1025700829296, адрес: 302028, Орловская область, Орловский район, г.Орел, ул.Пионерская, 6), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Орловской области (ОГРН 1095442001123; г.Орел, ул.Красина, 7).
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (далее также - заявитель, ФКУ УПРДОР Москва-Харьков) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Муниципальному образованию "город Орел" в лице Администрации города Орла (далее - Администрация), в котором просило суд признать незаконными действия администрации г.Орла по приостановке принятия безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность имущества письмом от 17.04.2012 N 2/1558-11 до приведения документации в соответствии с действующим законодательством и устранения замечаний МПП ВКХ "Орелводоканал", в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя просил суд обязать администрацию г.Орла принять в муниципальную собственность водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, назначение нежилое, протяженностью 255,8, инвентарный N 54:401:001:0171280330 лит.1, адрес объекта: Орловская обл. г.Орел ул.Комсомольская, д.15.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2012 по делу N А14-9946/2012 заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконными действия администрации г.Орла по приостановке принятия безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность имущества до приведения документации в соответствии с действующим законодательством и устранении замечаний МПП ВКХ "Орелводоканал", выраженные в письме от 17.04.2012 N 2/1558-11 и в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" обязал администрацию г.Орла в месячный срок принять в муниципальную собственность водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию инвентарный N 54:401:001:0171280330 лит.1 по адресу Орловская обл. г.Орел ул.Комсомольская, д.15.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на необоснованное отклонение судом доводов о том, что спорное имущество (водопроводно-канализационные сети к административно жилому зданию, 1954 года постройки, протяженностью 255,8 п.м., инв.N 54:401:001:0171280330), находящееся в общей долевой собственности всех собственников помещений в доме по адресу: г Орел, ул. Комсомольская, 15, незаконно было передано в собственность Российской Федерации без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома или управляющей организации. При этом, Администрация ссылается на письмо Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-РМ/07.
Имеющееся согласование Министерства транспорта РФ, по мнению Администрации, противоречит действующему законодательству, поскольку такое согласование осуществлено без передачи земельного участка, занятого спорным объектом.
Также Администрация полагает, что ФКУ УПРДОР Москва-Харьков не могло обратиться в суд с заявленными требованиями ввиду отсутствия у последнего права оперативного управления на спорные сети.
Кроме того, считает, что принятое судом решение неисполнимо. По адресу г. Орел, ул. Комсомольская, 15 отсутствует объект недвижимого имущества - водопроводно-канализационная сеть к административно жилому зданию, 1954 года постройки, протяженностью 255,8 п.м., балансовой стоимостью 6526,41 руб., остаточной стоимостью 0 рублей, инв.N 54:401:001:0171280330 предназначенной для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства. Указывает, что установленное судом области обстоятельство, что спорный объект не утрачен, не соответствует действительности.
В письменных пояснениях Администрация также сослалось на то, что передача имущества по существу является возложением на муниципальное образование "Город Орёл" бремени расходов по полному восстановлению сетей водоотведения, давно полностью изношенных и приведенных заявителем в аварийное состояние, расположенных как на земельном участке многоквартирного дома N 15 по улице Комсомольской города Орла, так и на территориях земельных участков, принадлежащих иным лицам, а также по модернизации этой сети с выносом трубопроводов из-под здания магазина "Цветы" (с учётом сложившейся в г. Орле стоимости работ на аналогичных объектах, стоимость работ составит ориентировочно около миллиона рублей).
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу МПП ВКХ "Орелводоканал" апелляционную жалобу счел обоснованной, полагая решение суда незаконным и необоснованным. При этом указывает, что волеизъявления Администрации города Орла на приёмку спорного имущества не было, более того, были замечания к составу и состоянию этого имущества, предложение привести имущество в состояние, пригодное для его использования по назначению. В рассматриваемом деле фактически речь идет о возложении на муниципальное образование "Город Орёл" и на МПП ВКХ "Орёлводоканал" бремени по созданию сетей водоотведения многоквартирного дома взамен изношенных и пришедших в негодность в результате бездействия собственников этого имущества (неисполнения ими обязанности содержания принадлежащего им имущества, предусмотренной ст. 210 ГК РФ), в том числе заявителя. Также указывает, что документы на передачу имущества, предусмотренные действующим законодательством РФ, фактически истцом не оформлялись. Подготовленные учреждением акты (копии имеются в материалах дела) приказу Госкомстата РФ от 21 января 2003 года N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" не соответствуют.
Представители Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считают, что доводы Администрации и МПП ВКХ "Орелводоканал" о необоснованности передачи имущества в государственную собственность отклонены судом правомерно, так как не имеют отношения к рассматриваемой ситуации, поскольку предметом рассмотрения в данном споре является законность действий по приостановке принятия имущества в муниципальную собственность.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Орловской области в отзыве на апелляционную жалобу против доводов жалобы возражало, полагая решение суда законным и обоснованным, а также указывая, что обязанность принятия спорного имущества в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Орловской области и муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 29.11.2012 объявлялся перерыв до 06.12.2012.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, дополнений к отзыву и письменных возражений, заслушав мнение представителей явившихся участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.04.2008 N 57 АА 615511 Российской Федерации на праве собственности принадлежат водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию протяженностью 255,8 м. инв. N 54:401:001:017128030,лит 1, адрес объекта: Орловская область, г.Орел, ул.Комсомольская, д.15, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.04.2008 сделана запись о регистрации N57-57-01/007/2008-216.
Указанное имущество передано в оперативное управление Федеральному государственному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства".
ФКУ УПРДОР Москва-Харьков обратилось в Федеральное дорожное агентство (письмо исх. N 11/1 - 115 от 19 мая 2008 года) с просьбой согласовать передачу объекта федерального имущества "водопроводно-канализационной сети к административно - жилому зданию, 1954 года постройки, протяженностью 255.8 п.м., балансовой стоимостью 6526,41 рублей, остаточной стоимостью 0 рублей, инв. N 101020000004, предназначенной для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и расположенной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д, 15" в муниципальную собственность г. Орла.
Данное письмо имеет ссылку на технический паспорт от 06.06.2005.
Письмом от 16.06.2008 N 01-28/5663 Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ согласовало передачу указанного объекта в муниципальную собственность города Орла, без передачи земельного участка, занятого данным объектом.
Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области 25.08.2008 издано Распоряжение N 264-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства", передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования "Город Орел".
Согласно Распоряжению прекращено право оперативного управления ФГУ УПРДОР Москва-Харьков на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к данному распоряжению.
В пункте 5 Распоряжения указано, что "Настоящее распоряжение является основанием для возникновения права муниципальной собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования "город Орел" возникает с момента утверждения Акта приема - передачи.".
В приложении к распоряжению ТУ Росимущества по Орловской области от 25.08.2008 N 264-р указано наименование объекта (с указанием индивидуализирующих характеристик) - водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, протяженностью 255,8 м., инвентарный номер 54:401:001:017128030, лит.1; месторасположение объекта - Орловская область, г.Орел, ул. Комсомольская, 15.
В соответствии с Положением "О порядке передачи имущества из федеральной собственности или государственной собственности Орловской области, юридических и физических лиц в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или государственную собственность Орловской области" от 28.06.2007 г. N18/288-ГС, заявитель 01.09.2008 года направил в Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла заявление о принятии в муниципальную собственность города Орла водопроводно-канализационной сети к административно - жилому зданию, 1954 года постройки, протяженностью 255,8 п.м., балансовой стоимостью 6526,41 рублей, остаточной стоимостью 0 рублей, инв. N 101020000004, предназначенной для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и расположенной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д, 15, в состав которой входят: сети водопровода (распределенная сеть), протяженностью 27,5 п.м., чугунные трубы диаметром 100 мм, количество смотровых колодцев - 1 шт.; сети канализации, протяженностью 228,3 п.м. (из них - керамические трубы: диаметром 150 мм - 79,3 п.м., диаметром 200 мм - 149,0 п.м.), количество смотровых колодцев - 14 шт., количество домовых выпусков - 6 шт. Кадастровый (условный) номер объекта 57-5701/007/2008 - 216с. (т. 1 л.д.21).
К заявлению также были приложены: распоряжение Территориального управления Росимущества по Орловской области от 25.08.2008 г. N 264-р, акт безвозмездной передачи федерального имущества, копия свидетельства о государственной регистрации права, технический паспорт, акт приема - передачи форма ОС-1 - 4 экз., что не оспаривается Администрацией.
В ответ на заявление 01.09.2008 администрацией города Орла в адрес заявителя направлено письмо от 07.10.2008 с перечнем замечаний о состоянии передаваемых объектов, именно:
1. На сети канализации построено капитальное здание магазина "Цветы", что является грубым нарушением СНиП. Требуется вынос сетей из- под пятна застройки, т.к. эксплуатация и ремонт невозможен.
2. Технический паспорт на сети водопровода не соответствует фактически существующей сети.
3. Технический паспорт на сети канализации не соответствует фактически существующей сети.
4. Техническое состояние водопроводных и канализационных колодцев неудовлетворительное, ФДПГУ обязано произвести работу по приведению их в нормативное состояние.
5. Акты ОС-1а необходимо оформить на водопровод и канализацию отдельно, с разбивкой по материалам, в соответствии с требованиями бухучета.".
Заявитель в адрес администрации города Орла 28.10.2008, направил повторное письмо N 11/1-342 о передаче водопроводно-канализационных сетей в собственность города Орла, с приложением Акта балансового разграничения ответственности сторон за техническое состояние и обслуживание водопроводных и канализационных сетей. В письме так же указано, что для составления сметы на ремонтные работы и включения в план на выделение бюджетных назначений на приведение водопроводных и канализационных сетей в нормативное состояние заявитель просит поручить МПП ВКХ "Орелводоканал" представить в учреждение дефектную ведомость.
В ответ администрация города Орла письмом N 2/10711 от 14.11.2008 рекомендовала для урегулирования указанных вопросов обратиться в МПП ВКХ "Орелводоканал".
МПП ВКХ "Орелводоканал" письмом от 15.12.2008 сообщило заявителю, что необходимо произвести вынос канализационной сети из под застройки магазина "Цветы" или снести здание; акт балансового разграничения не является основанием для изготовления технического паспорта; проведение обследования канализационной сети и составление дефектного акта должен выполнить собственник, то есть ФГУ УПРДОР Москва-Харьков.
Заявитель 30.01.2012 обратился с письмом N 11/1-38 к администрации города Орла, в котором указал, что в связи с тем, что до настоящего времени вопрос о безвозмездной передаче федерального имущества "водопроводно-канализационная сеть к административно - жилому зданию, лит.1, инвентарный номер 54:104:001:017128030" не решен, Управление просит рассмотреть предоставленный ранее пакет документов и уведомить о принятом решении, приложил первоначальное заявление от 01.09.2008.
В ответ на указанное письмо УМИЗ администрации г.Орла письмом от 27.02.2012 N 608 запросило повторно ранее представленные заявителем документы: распоряжение, акт безвозмездной передачи, свидетельство о государственной регистрации права и акт приема-передачи.
ФКУ УПРДОР Москва-Харьков исполнило указанные требования, направив в адрес УМИЗ администрации г.Орла повторно относящиеся к передаче документы (письмо от 05.03.2012), указав при этом, что подлинники распоряжения, акт безвозмездной передачи, технического паспорта находятся в УМИЗ администрации г.Орла.
Администрация города Орла письмом от 17.04.2012 сообщила о необходимости привести документы в соответствие с Положением "О порядке передачи имущества из федеральной собственности или государственной собственности Орловской области, юридических и физических лиц в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или государственную собственность Орловской области", принятым Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2007 N 18/288-ГС. После приведения документации в соответствии с действующим положением и устранением замечаний указанных МПП ВКХ "Орелводоканал", приемка объектов инженерно-технического обеспечения будет возобновлена.
К данному письму от 17.04.2012 приложены замечания МПП ВКХ "Орелводоканал" к проекту постановления администрации города Орла "О принятии в муниципальную собственность сетей инженерно-технического обеспечения административно-жилого здания N 15 по ул. Комсомольская, лит.1".
Считая действия администрации г.Орла по приостановке принятия безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность имущества до приведения документации в соответствии с действующим законодательством и устранения замечаний МПП ВКХ "Орелводоканал", выраженные в письме от 17.04.2012 N 2/1558-11, незаконными, ФКУ УПРДОР Москва-Харьков обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того, что спорный объект - водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, назначение нежилое, инвентарный N 54:401:001:0171280330 лит.1, по адресу: Орловская обл. г.Орел ул.Комсомольская, д.15 должен являться объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона. При этом у Администрации не было оснований для приостановления принятия безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность имущества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит позицию суда области верной с учетом следующего.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В силу абзаца 4 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий) являются объектами, относящимися к муниципальной собственности, не могут находиться в федеральной собственности.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данном в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
По смыслу указанного правила согласие стороны, обязанной принять имущество, не требуется.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения является муниципальным имуществом.
Пунктом 18 статьи 33 Устава города Орла предусмотрено, что администрация города Орла осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находящихся в муниципальной собственности, организует водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2007 N 18/288-ГС утверждено Положение "О порядке передачи имущества из федеральной собственности или государственной собственности Орловской области, юридических и физических лиц в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или государственную собственность Орловской области", в котором были определены условия и порядок приема-передачи имущества из федеральной собственности, государственной собственности Орловской области, от юридических и физических лиц в муниципальную собственность города Орла и из муниципальной собственности в федеральную собственность, государственную собственность Орловской области.
Согласно разделу 2 данного Положения, при передаче имущества в муниципальную собственность от юридических и физических лиц уполномоченное лицо предприятия (организации) либо физическое лицо направляет в адрес главы администрации города Орла письмо с обоснованием передачи имущества в муниципальную собственность.
К письму передающая сторона прилагает следующие документы:
- перечень предлагаемых к передаче объектов, включая земельные участки, на которых они расположены;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности либо правоустанавливающие документы на передаваемые объекты, документ, подтверждающий право собственности, владения или пользования земельным участком;
- решение собственника имущества о его отчуждении в пользу муниципального образования "Город Орел", проект договора дарения (соглашения о безвозмездной передаче), проект акта безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность;
- техническая документация и техническая характеристика по эксплуатации передаваемого имущества;
- проекты актов приема-передачи основных средств по формам ОС-1, ОС-1а, ОС-1б в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
В пункте 2.9 данного Положения, указано, что для принятия решения о приеме-передаче имущества передающая сторона представляет документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Как верно указал суд области, из положений приведенных выше норм следует, что спорный объект - водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, назначение нежилое, инвентарный N 54:401:001:0171280330 лит.1, по адресу: Орловская обл. г.Орел ул.Комсомольская, д.15 должны являться объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Оспариваемые заявителем действия администрации по приостановке принятия безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность имущества до приведения документации в соответствии с действующим законодательством и устранения замечаний МПП ВКХ "Орелводоканал", выражены в письме от 17.04.2012 N 2/1558-11.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что данное письмо не раскрывает, в чем конкретно выражено несоответствие представленной заявителем документации действующему законодательству.
На момент совершения оспариваемых заявителем действий ответчика, то есть на 17.04.2012, заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные Положением "О порядке передачи имущества из федеральной собственности или государственной собственности Орловской области, юридических и физических лиц в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или государственную собственность Орловской области", принятым решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2007 N 18/288-ГС, а именно:
- свидетельство от 04.04.2008 N 57 АА 615511 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию протяженностью 255,8 м. инв.N 54:401:001:017128030,лит 1, адрес объекта: Орловская область, г.Орел, ул.Комсомольская, д.15;
- распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области от 25.08.2008 года N 264-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства", передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования "Город Орел", с приложением, в котом указано наименование объекта (с указанием индивидуализирующих характеристик) - водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, протяженностью 255,8 м., инвентарный номер 54:401:001:017128030, лит.1; месторасположение объекта - Орловская область, г.Орел, ул. Комсомольская, 15;
- акт безвозмездной передачи федерального имущества;
- технический паспорт лит.1 на водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, по адресу: Орловская область, г.Орел, ул.Комсомольская, д.15; инвентарный N 54:401:001:017128030, от 06.06.2005 г., - акт приема - передачи форма ОС-1.
При этом, довод Администрации и МПП ВКХ "Орелводоканал" о том, что распоряжение Территориального управления Росимущества по Орловской области от 25.08.2008 N 264-р издано с превышением полномочий правомерно отклонен судом области с учетом следующего.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" полномочиями по передаче органу местного самоуправления имущества из федеральной собственности в муниципальную, наделено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 и Приказе Росимущества от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также подтверждению актов приема-передачи имущества" закреплены полномочия территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, распоряжение Территориального управления Росимущества по Орловской области от 25.08.2008 N 264-р выдано в пределах полномочий данного органа.
Кроме того, данное Распоряжение оспорено в установленном порядке, признано незаконным или отменено не было.
Также суд апелляционной инстанции находит верной оценку судом области замечаний МПП ВКХ "Орелводоканал", приложенных к письму Администрации от 17.04.2012, из которых усматривается, что вследствие неудовлетворительного состояния сетей, принятие их в муниципальную собственность МПП ВКХ "Орелводоканал", считает необоснованными возможным только в случае устранения всех замечаний и с учетом предложенной редакции.
В замечаниях указано на необходимость в первоочередном порядке подготовить проект постановления администрации об установлении охранных зон передаваемых сетей; необходимо разделить объект на два различных объекта для начисления амортизации и разделения балансовой стоимости; откорректировать технический паспорт в связи с фактическим изменением состояния передаваемого объекта; необходимо заменить представленные акты приема-передачи объекта основных средств на акты формы ОС-1, состоящие из трех листов; в пункте 5 замечаний указано на нецелесообразное принятие выпусков канализации и ввода водопровода так как так как водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к уличным системам коммунального водоснабжения и канализации являются имуществом абонента, отнесены к внутренним сетям водопровода и канализации и являются составной частью зданий и сооружений.
Довод МПП ВКХ "Орелводоканал" о том, что магазин "Цветы" расположен над спорными сетями и не соответствует данным технического паспорта от 06.06.2005, не может быть принят судом во внимание, поскольку согласно информации администрации г.Орла от 30.07.2012, полученной в ответ на запрос заявителя от 16.07.2012 торговый павильон "Цветы" был установлен на основании постановления администрации г.Орла от 27.05.1998 N 944 и следовательно, технический паспорт выдавался заявителю в 2005 году с учетом данного объекта.
Судом также установлено и подтверждается актом проведения совместного осмотра федерального имущества от 24.07.2012, что фактическое изменение состояния передаваемого объекта, на которое указывает в своих замечаниях МПП ВКХ "Орелводоканал", произошло вследствие строительства на земельном участке капитального объекта недвижимости и демонтажа части трубопровода с прокладкой нового трубопровода, иной протяженностью, по выданным МПП ВКХ "Орелводоканал" как разработчику проектной документации, так и застройщику, технических условий на вывод трубопровода, при этом - без согласования с собственником сетей в лице ФКУ УПРДОР Москва-Харьков, что подтверждается представленными в материалы дела МПП ВКХ "Орелводоканал" условиями подключения объекта торговли, выданными застройщику и пояснениями по делу МПП ВКХ "Орелводоканал" о том, что при подготовке условий подключения упущен текст о принадлежности сетей водоотведения и о необходимости получения условий подключения у владельца сети ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" от 09.08.2012.
ФКУ УПРДОР Москва-Харьков представило суду апелляционной инстанции письмо Прокуратуры Орловской области от 22.11.2012 N ОЮЛ-247-12, из которого следует, что по факту выдачи МПП ВКХ "Орелводоканал" технических условий МУП "Управление разработки градостроительной документации города Орла" без предварительного согласования подключения с балансодержателем и собственником федерального имущества прокурором Советского района г. Орла в адрес руководителя МПП ВКХ "Орелводоканал" внесено представление.
Факт того, что ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" не знало о том, что изменилась количественная характеристика объекта подтверждается и представленной в материалы дела перепиской заявителя с администрацией г.Орла, МПП ВКХ "Орелводоканал", застройщиком: письма от 27.10.2011, 16.07.2012 07.06.2012, 25.07.2012, 27.07.2012.
Более того, технические условия на подключение застройщика и соответственно о демонтаже части трубопровода были выданы МПП ВКХ "Орелводоканал" 18.04.2012, то есть после направления оспариваемого письма администрации от 17.04.2012, в связи с чем, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" не могло и не обязано было вносить соответствующие изменения в технический паспорт спорного объекта на момент рассмотрения представленных документов и направления письма от 17.04.2012.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что указывая на неправомерность вывода о том, что изменение состояния передаваемого объекта произошло вследствие строительства на земельном участке капитального объекта недвижимости ни Администрация, ни МПП ВКХ "Орелводоканал" не представили документальных доказательств, опровергающих данный вывод.
Между тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, замечания МПП ВКХ "Орелводоканал" выданы к проекту постановления администрации города Орла "О принятии в муниципальную собственность сетей инженерно-технического обеспечения административно-жилого здания N 15 по ул. Комсомольская, лит.1", который в материалах дела отсутствует и не был представлен ни при рассмотрении дела судом области, ни при рассмотрении апелляционной жалобы.
Таким образом, указание в письме от 17.04.2012 на необходимость устранения замечаний МПП ВКХ "Орелводоканал" является необоснованным, поскольку подготовка проекта постановления администрации об установлении охранных зон передаваемых сетей, не может влиять на передачу в муниципальную собственность спорных объектов коммунальной инфраструктуры.
Судом установлено, что акт о приеме-передаче здания (сооружения), представленный в администрацию г.Орла составлен по форме N ОС-1 и содержит все сведения и характеристики имущества, предусмотренные данной формой. Не заполнение таблицы "наименование конструктивных элементов" и других признаков не может являться основанием для не принятия объекта в муниципальную собственность, поскольку акт может быть составлен по соответствующей форме на дату фактической передачи.
Довод ответчика и МПП ВКХ "Орелводоканал" о том, что спорный объект находится в общей долевой собственности и принадлежит всем собственникам помещений в доме по указанному адресу, также не может быть принят судом во внимание, поскольку передаче в муниципальную собственность подлежат водопроводно-канализационные сети к административно-жилому зданию, по адресу: Орловская область, г.Орел, ул.Комсомольская, д.15; инвентарный N 54:401:001:017128030, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией и которые в силу закона должны находиться в муниципальной собственности с учетом их эксплуатационного назначения.
Установив факт уклонения администрации от оформления принятия из федеральной собственности в муниципальную собственность спорного имущества, обязанность по принятию которого возложена администрацию в силу прямого указания закона суд области обоснованно удовлетворил заявленные ФКУ УПРДОР Москва-Харьков требования.
В порядке устранения допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, учитывая конкретные обстоятельства по делу и доводы сторон, суд обязал администрацию г.Орла в месячный срок принять в муниципальную собственность водопроводно-канализационные сети к административно- жилому зданию инвентарный N 54:401:001:0171280330 лит.1 по адресу Орловская обл. г.Орел ул.Комсомольская, д.15 без указания протяженности данных сетей, поскольку судом установлено, что данный объект, внесенный в кадастровый учет за инвентарным номером N54:401:001:017128030 по адресу: Орловская область, г.Орел, ул.Комсомольская, д.15.
При этом, изменение в настоящее время протяженности спорных водопроводно-канализационных сетей, не освобождает администрацию от обязанности принять их в муниципальную собственность.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд области всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное имущество незаконно было передано в собственность Российской Федерации без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома или управляющей организацией отклоняется как необоснованный.
Довод Администрации и МПП ВКХ "Орелводоканал" о том, что право оперативного управления Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" не зарегистрировано в установленном законом порядке, обоснованно не принят во внимание судом, поскольку в данном деле требования заявлены в порядке главы 24 АПК РФ, и не решается спор о праве.
Ссылка Администрации на то, что передача спорного имущества по существу является возложением на муниципальное образование "Город Орёл" бремени расходов по полному восстановлению сетей водоотведения, давно полностью изношенных и приведенных заявителем в аварийное состояние, расположенных как на земельном участке многоквартирного дома N 15 по улице Комсомольской города Орла, так и на территориях земельных участков, принадлежащих иным лицам, а также по модернизации этой сети с выносом трубопроводов из-под здания магазина "Цветы" (с учётом сложившейся в г. Орле стоимости работ на аналогичных объектах, стоимость работ составит ориентировочно около миллиона рублей) не может быть принята в подтверждение законности оспариваемых действий, поскольку в силу требований Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления должны формировать и исполнять местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Так как водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом отнесены к вопросам местного значения поселения, то при составлении проекта местного бюджета расходы на осуществление этой деятельности также должны учитываться.
Довод заявителя жалобы о том, что передача спорного имущества в муниципальную собственность без земельного участка противоречит действующему законодательству, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм права.
Более того, техническое состояние спорных водопроводно-канализационных сетей не может являться основанием для непринятия их в муниципальную собственность, как не предусмотренное действующим законодательством. Кроме того, спорные водопроводно-канализационные сети фактически эксплуатируются и доказательств непригодности их к эксплуатации не представлено.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Администрации, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о верности правовой позиции заявителя, в апелляционную инстанцию не представлено.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта апелляционным судом не установлено.
В связи с изложенным решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине, связанные с рассмотрением дела в апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании с Администрации государственной пошлины не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2012 по делу N А48-2136/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2136/2012
Истец: ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства"
Ответчик: МО "Город Орел" Администрация г. Орла, МО "Город Орел" в лице Администрации г. Орла
Третье лицо: ИП Чернявский И В, МУПП ВКХ "Орелводоканал", МУПП г. Орла МПП ВКХ "Орелводоканал", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, ТУФА по УГИ в Орловской области