г. Владивосток |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А51-10377/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
при участии:
от ОАО "Рощинский КЛПХ" - представитель не явился, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания;
от Уссурийской таможни: Войтенко А.В. - старший государственный таможенный инспектор по доверенности N 22785 от 29.12.2011, срок действия до 31.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни
апелляционное производство N 05АП-6964/2012
на решение от 05.07.2012
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-10377/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Рощинский КЛПХ" (ИНН 2517000018, ОГРН 1022540638592
к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
об оспаривании решения таможенного органа и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Рощинский КЛПХ" (далее - заявитель, общество, ОАО "Рощинский КЛПХ", декларант) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни (далее - таможня), оформленного письмом от 24.02.2012 N 18-37/3436 об отказе от возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД NN10716020/250209/0000306, 10716020/270209/0000347, 10716020/270209/0000343, 10716020/260209/0000313, 10716020/270209/0000340, 10716020/270209/0000345, 10716020/260209/0000314, 10716020/190209/0000288, 10716020/200209/0000292, 10716020/200209/0000293 (далее - ГТД NN 306, 347, 343, 313, 340, 345, 314, 288, 292, 293), об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 879.483,46 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2012 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отказ таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, оформленный письмом от 24.02.2012 N 18-37/3436, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы декларанта.
Обжалуя в апелляционном порядке принятый судебный акт, таможенный орган считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального, и выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество, не приняв во внимание положение статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", документально не подтвердило факт излишней уплаты.
Таможенный орган отмечает, что поскольку ОАО "Рощинский комплексный леспромхоз" не оспорило решения о корректировке таможенной стоимости товара, которые послужили основанием для начисления таможенных платежей, то у таможенного органа на момент рассмотрения заявления декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей отсутствовали основания для их возврата как излишне уплаченных.
По мнению заявителя жалобы, в нарушение правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О, от 20.11.2003 N 449-О, от 04.12.2003 N 418-О, от 20.10.2005 N 442-О, арбитражным судом при рассмотрении данного дела не было установлено фактов нарушения прав декларанта, поскольку таможенный орган в письме от 24.02.2012 N 18-37/3436 лишь разъяснил порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Кроме того, таможня отмечает, что поскольку вопрос о статусе денежных средств, за возвратом которых обратилось общество, не был решен в установленном законом порядке, подача им заявления в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", являлась преждевременной, то у таможенного органа отсутствовали законные основания для рассмотрения данного заявления в вышеуказанном порядке.
ОАО "Рощинский КЛПХ", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель Уссурийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В феврале 2012 года во исполнение контрактов от 25.03.2008 N Рощ/08-0005, от 28.01.2009 N Рощ/09-0002, от 22.12.2008 N Рощ/09-0001, от 11.08.2008 N Рощ/08-0002, заключенных между ОАО "Рощинский КЛПХ" и Суйфэньхэйской торгово-экономической компанией "Линь Тай", с таможенной территории Российской Федерации на условиях DAF Гродеково вывезены товары 10 наименований (ГТД N 306), товары 16 наименований (ГТД N 347), товары 19 наименований (ГТД N 343), товары 19 наименований (ГТД N 313), товары 14 наименований (ГТД N 340), товары 14 наименований (ГТД N 345), товары 17 наименований (ГТД N 314), товары 11 наименований (ГТД N 288), товары 14 наименований (ГТД N 292), товары 20 наименований (ГТД N 293).
Таможенная стоимость задекларированного товара по спорным ГТД определена обществом по первому методу таможенной оценки - по цене сделки с вывозимыми товарами.
В ходе проведения контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем, приняла окончательные решения по таможенной стоимости товара, оформленные проставлением отметки "ТС принята" в поле "для отметок таможни" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-4.
В связи с изменением таможенной стоимости товаров таможенный орган откорректировал подлежащие уплате таможенные платежи, заполнив формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 и КТС-2.
В результате корректировки таможенной стоимости обществу надлежало выплатить доначисленные таможенные платежи по ГТД N 306 сумме 82.334,12 руб., по ГТД N 347 в размере 106.604,19 руб., по ГТД N 343 в размере 82.516,15 руб., по ГТД N 33 в размере 140.398,08 руб., по ГТД N 340 в размере 75 593,95 руб., по ГТД N 345 в размере 69.413,44 руб., по ГТД N 314 в размере 48.298,77 руб., по ГТД N 288 в размере 144.791,21 руб., по ГТД N 292 в размере 59.984,44 руб., по ГТД N 293 в размере 69.549,11 руб. Факт и размер уплаченных сумм таможенным органом не оспаривается.
Посчитав сумму доначисленных таможенных платежей излишне уплаченной, ввиду отсутствия правовых оснований для принятия таможенным органом решений по таможенной стоимости товара по спорным ГТД, 17.02.2012 общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей на общую сумму 879.483,46 руб.
Письмом от 24.02.2012 N 18-37/3436 таможенный орган сообщил декларанту о том, что решение о возврате денежных средств не принято в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ГТД, посчитав, что такой отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Рощинский КЛПХ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя таможенного органа, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со п.1, п.2 ст.323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Аналогичные положения содержатся в ст.12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
В силу статьи 14 Закона N 5003-1 порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" (действовавшими в спорный период).
Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (пункт 7 Правил).
В соответствии с п.8 вышеуказанных Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном п. 10 настоящих Правил.
Пунктом 10 Правил определения таможенной стоимости товаров установлено, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с п. 17 настоящих Правил, при условии, что:
а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п.12 настоящих Правил.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца (п.15 Правил).
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 63 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа (п. 7 ст. 323 Таможенного кодекса РФ).
Таким образом, из анализа перечисленных правовых норм, регулирующих метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с вывозимыми товарами, в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, следует, что данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документов, относящихся к одним и тем же товарам.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536.
Как следует из материалов дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, общество представило в таможенный орган все предусмотренные законодательством документы.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что содержащиеся в указанных документах сведения позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условия поставки и оплаты.
С учетом изложенного, стороны внешнеторгового контракта договорились о поставке именно той партии товара, сведения о котором заявлены в спорных ГТД и основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что указывает на правомерность применения обществом при определении таможенной стоимости первого метода таможенной оценки - по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Доказательств несоблюдения декларантом установленного пункте 2 статьи 323 Таможенного кодекса РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не было учтено, таможня не представила.
Следовательно, оснований сомневаться в условиях экспорта товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что документы, представленные заявителем в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, позволяющие использовать метод по цене сделки с вывозимыми товарами.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для корректировки таможенной вывозимых товаров по спорным ГТД.
Неправомерное принятие таможенной стоимости повлекло за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в общей сумме 879.483, 46 руб. по ГТД N N 306, 347, 343, 313, 340, 345, 314, 288, 292, 293.
Уплаченные обществом таможенные платежи в указанной сумме являются излишне уплаченными на основании статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действующего на момент обращения декларанта с заявлением о возврате, и подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, декларант обратился в Уссурийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей в общей сумме 879.483,46 руб., приложив к нему все необходимые документы. Однако письмом от 24.02.2012 N 18-37/3436 таможенный орган информировал общество о преждевременности такого обращения до решения вопроса относительно статуса спорных денежных средств - являются ли излишне уплаченными (излишне взысканными).
Факт уплаты начисленных таможенных платежей подтверждается платежными поручениями от 25.02.2009 N 371, от 20.02.2009 N 355, от 18.02.2009 N 297, от 17.02.2009 N 283.
То обстоятельство, что на момент обращения в Уссурийскую таможню с заявлениями о возврате, решения по таможенной стоимости не были отменены, не свидетельствует о том, что необоснованно начисленные платежи не являются излишне уплаченными.
Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.
Фактически требования общества об оспаривании решения таможни по отказу возвратить таможенные платежи основаны на несогласии заявителя с проведенной таможенным органом корректировкой, вывозимых товаров по спорным ГТД.
Поскольку корректировка таможенной стоимости произведена таможней без достаточных на то оснований, следовательно, безосновательно и доначисление таможенных платежей в сумме 879.483,46 руб., которые были уплачены обществом в полном объеме.
Действующее законодательство не связывает право на обращение декларанта с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей с наличием либо вступлением в законную силу судебных актов о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости, послужившим основанием для уплаты указанных сумм.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что отказ таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи не соответствует закону и нарушает права и законные интересы декларанта.
Довод заявителя жалобы о том, что принятым решением таможня не отказывала обществу в возврате уплаченных таможенных платежей, а разъяснила порядок возврата, судом апелляционной инстанции не принимается как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по п. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей обществу в установленный законом срок не произведён.
Учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, трехлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, суд первой инстанции правомерно и обосновано удовлетворил требования заявителя.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2012 года по делу N А51-10377/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10377/2012
Истец: ОАО "Рощинский КЛПХ"
Ответчик: Уссурийская таможня