г. Томск |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А03-6702/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Сухотиной В.М.
Судей: Мухиной И.Н. Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой М.В.
при участии:
от истца: Смолякова Т.А. по доверенности N 387 от 26 декабря 2011 года, паспорт
от ответчиков: Медведев А.В. по доверенностям N 1357/01-18 от 01 ноября 2011 года, N 7349-01 от 01 ноября 2011 года, удостоверение
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Бийска, Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15 ноября 2011 года по делу N А03-6702/2011 (судья Кириллова Т.Г.)
по иску открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - Алтайнефнепродукт" (ОГРН 1022201762990)
к Администрации города Бийска (ОГРН 1022200567212), Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (ОГРН 1022200565364)
об изменении договора купли-продажи земельного участка от 10 марта 2009 года N 122, взыскании 408 063,25 рублей излишне уплаченных денежных средств и 21 877 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукг" (далее - ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации г. Бийска, Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (далее - МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска") об изменении пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 10 марта 2009 года N 122, взыскании с ответчиков в субсидиарном порядке 408 063,25 рублей излишне уплаченных денежных средств и 21 877 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25 июля 2010 года по 28 февраля 2011 года.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15 ноября 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Бийска и МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы податели указали, что истцом не доказан факт того, что при подаче заявления обществом были представлены документы дающие право приобретения участка в собственность не по 5-ти кратной ставке земельного налога, а за 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Полагает, что Постановление Президиума ВАС от 02 февраля 2010 года N 12404/09, на которое ссылается суд первой инстанции, не имеет отношения к рассматриваемому делу. МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", по мнению подателя, является ненадлежащим ответчиком по требованию о взыскании 408 063,25 рублей, так как ответчик не является распорядителем бюджетных средств, перечисленных истцом в УФК по Алтайскому краю.
ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение считает законным и обоснованным. Согласно положению о муниципальном казенном учреждении МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" является структурным подразделением Администрации г. Бийска и осуществляет функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация г. Бийска является учредителем МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" и несет по его обязательствам субсидиарную ответственность. В договоре купли-продажи земельного участка, отчуждаемого из земель населенных пунктов, должна применяться цена, установленная законом. МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" является надлежащим ответчиком по делу.
06 февраля 2012 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от Администрации г. Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
От заявленного ходатайства представитель ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции отказался, в связи с чем, оно не разрешалось апелляционным судом.
В судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 10 марта 2009 года между Муниципальным учреждением "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска", правопреемником которого в настоящее время является МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (продавец) и ОАО "НК "Роснефть" Алтайнефтепродукт" (покупатель), на основании постановления Администрации г. Бийска от 11 февраля 2009 года N 246, заключен договор купли-продажи N 122, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 0,7 га (семь тысяч кв.м), с кадастровым номером 22:65:017458:0003, расположенный по адресу: г. Бийск, ул.Старый Чуйский Тракт, 3, для эксплуатации автозаправочной станции (земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями).
В пункте 1.3 договора установлено, что на данном участке имеется здание автозаправочной станции (далее АЗС) общей площадью 61,2 кв.м., принадлежащее покупателю на праве собственности на основании регистрационного удостоверения А1 N 05147 от 31 августа 1998 года.
В пункте 2.1 договора стороны оговорили цену участка - 612 150 рублей.
Условия договора сторонами были исполнены. Оплата в размере 612 150 рублей за земельный участок покупателем произведена.
На основании данного договора за покупателем зарегистрировано право собственности на вышеназванный земельный участок, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 02 апреля 2009 года 22АБ N 539410.
ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" полагает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года для продажи данного земельного участка должна применяться ставка земельного налога в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, а именно 8 163 470 рублей (кадастровая стоимость земельного участка) *2,5% = 204 086,75 рублей, что составляет выкупную стоимость земельного участка.
Таким образом, переплата истца за земельный участок составляет 408 063,25 рублей (612 150 -204 086,75).
Ссылаясь на то, что расположенная на земельном участке АЗС получена покупателем земельного участка в порядке приватизации, в связи с чем, необходимо при расчете цены земельного участка руководствоваться Федеральным законом N 137-ФЗ, ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" 12 июля 2010 года направило в адрес Главы Администрации г. Бийска претензию N 09-222, в которой просило подписать направленное в адрес администрации соглашение к договору купли-продажи земельного участка от 10 марта 2009 года в части указания в пункте 2.1 договора надлежащей цены участка - 204 086,75 рублей и возвратить обществу 408 063,25 рублей, излишне уплаченных за покупку земельного участка.
В ответе на претензию N 4829-01 от 13 августа 2010 года МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" указало, что поскольку при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявителем не были представлены документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка на льготных условиях, цена участка была установлена правомерно. О внесении изменений в договор и уменьшении цены земельного участка и возврате денежных средств истцу было отказано.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" с настоящим иском в арбитражный суд. В качестве правового обоснования истец ссылается на статьи 307, 309, 395, 424, 452, 549, 555, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, требования истца являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Стоимость земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и подлежащего передаче собственнику объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, определяется в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, до 01 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Право собственности истца на автозаправочную станцию возникло в результате приватизации Алтайского объединения по обеспечению нефтепродуктами (Объединение "Алтайнефтепродукт").
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка при обретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности", постановлению Администрации Алтайского края от 22 октября 2008 года N 448 "Об установлении стоимости земельных участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", в Алтайском крае стоимость вышеназванных земельных участков составляла 2,5 % их кадастровой стоимости (разъяснение Администрации Алтайского края от 01 декабря 2009 года N 16/01-1 (л.д.11-12).
По смыслу пункта 1 статьи 422 и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона N 137-ФЗ формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.
Такие выводы суда первой инстанции согласуются с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2010 года N 12404/09.
В рассматриваемом случае выкупная цена земельного участка не может превышать двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 204 086,75 рублей.
Определение в пункте 2.1 договора стоимости земельного участка в размере 612 150 рублей противоречит действующему законодательству и нарушает право истца.
Правомерность такой позиции нашла свое отражение в правоприменительной практике Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (постановление от 20 мая 2011 года по делу N А46-10445/2010).
В связи с этим, ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" обоснованно заявило требование об изменении пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 10 марта 2009 года N 122.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что при обращении истца с заявлением о внесении изменений в договор доводы истца о наличии у него права на получение земли по льготной цене не проверялись, ему сразу было отказано в изменении договора.
Довод подателя жалобы, что МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" является ненадлежащим ответчиком, апелляционным судом отклоняется.
Арбитражный суд верно установил, что согласно Положению о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (утверждено постановлением Администрации города Бийска постановлением от 11 июля 2011 года N 1466) данное учреждение является структурным подразделением Администрации и осуществляет функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1.1 Положения). Учредителем Управления является муниципальное образование город Бийск в лице Администрации г. Бийска (пункт 1.5 Положения).
Абзацем 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 21 мая 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Поэтому взыскание с МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" излишне уплаченных денежных средств, требование о взыскании которых предъявлено одновременно к МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" и субсидиарному должнику - Администрации г. Бийска, производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - собственника его имущества (субсидиарного должника).
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
При этом, заявляя требование о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать как сам факт неосновательного получения ответчиком имущества, так и то, что неосновательное обогащение получено за счет истца (потерпевшего).
Установив, что действительная стоимость земельного участка составляет 204 086,75 рублей, а фактически оплата произведена в размере 612 150 рублей, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" о взыскании 408 063,25 рублей излишне уплаченных денежных средств и 21 877 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25 июля 2010 года по 28 февраля 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная оценка в решении суда, не согласиться с которой у апелляционной инстанции оснований не имеется.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15 ноября 2011 года по делу N А03-6702/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
И.Н. Мухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6702/2011
Истец: ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт"
Ответчик: Администрация г. Бийска., Администрация города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", Муниципальное казённое учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска"