г. Томск |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А67-864/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Яковлева А.В. по доверенности от 20.07.2012 года N 162 (сроком до 31.12.2012 года), паспорт, Абакумов Г.В. по доверенности от 26.12.2011 года (сроком до 31.12.2012 года), паспорт,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области: Давлетшин Р.Х. по доверенности от 20.07.2012 года N 38 (сроком до 31.12.2012 года), Томашевская Т.Г. по доверенности от 26.03.2012 года (сроком до 31.12.2012 года)
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва: без участия (извещена)
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации": без участия (извещено)
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": без участия (извещено)
от третьих лиц:
от Администрации Томской области: Сухорослова И.П. по доверенности от 26.03.2012 года N 26 (сроком на 1 год), удостоверение,
от Закрытого акционерного общества "Оценка собственности": без участия (извещено),
от прокуратуры Томской области: без участия (извещена)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 02 октября 2012 года по делу А67-864/2011 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" г. Томск (ОГРН 1037000135920, ИНН 7017075536)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица - ЗАО "Оценка собственности", Администрация Томской области
при участии прокуратуры Томской области
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, содержащиеся в отчете ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля";
о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области по исполнению государственной кадастровой функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков;
о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 1 от 20.12.2007;
о признании недействительным решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Москва), оформленного письмом от 10.09.2008 года N ВК/3977;
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (далее - Общество, истец, ООО "Томскнефтехим") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (наименование до правопреемства ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (до правопреемства наименование ФБУ "Кадастровая палата" по Томской области) о признании незаконными ряда актов и действий, а именно: признать
1. недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2007 года, содержащиеся в отчете ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля":
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в сумме 389105583,33 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 812,67 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0140 в сумме 2929409825,68 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 795,41 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в сумме 273910763,02 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 810,59 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в сумме 155552439,84 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 763,98 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в сумме 348470630,40 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 720,60 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в сумме 155123598,16 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 590,83 рублей за кв.м.
2. Признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0140, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0140, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016 на соответствие его условиям технического задания, представлении в Администрацию Томской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0140, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в сумме 389105583,33 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 812,67 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:273 в сумме 2929035283,02 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 795,41 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0140 в сумме 2929409825,68 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 795,41 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в сумме 273910763,02 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 810,59 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в сумме 155552439,84 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 763,98 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в сумме 348470630,40 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 720,60 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в сумме 155123598,16 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 590,83 рублей за кв.м.
3. Признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г.Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 1 от 20.12.2007 года, о соответствии порядка выполнения работ Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 годаN 39, в части земельных участков:
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в сумме 389105583,33 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 812,67 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0140 в сумме 2929409825,68 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 795,41 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в сумме 273910763,02 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 810,59 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в сумме 155552439,84 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 763,98 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в сумме 348470630,40 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 720,60 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в сумме 155123598,16 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 590,83 рублей за кв.м.
4. Признать недействительным решение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г.Москва), оформленное письмом от 10.09.2008 года N ВК/3977, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, в части земельных участков:
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в сумме 389105583,33 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 812,67 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0140 в сумме 2929409825,68 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 795,41 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в сумме 273910763,02 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 810,59 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в сумме 155552439,84 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 763,98 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в сумме 348470630,40 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 720,60 рублей за кв.м;
- с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в сумме 155123598,16 рублей и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в размере 590,83 рублей за кв.м.
5. Установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 75850000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 75850000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:273 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 335638000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:273 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 335638000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 58832000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 58832000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 40665000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 40665000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 76402000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в размере равном егс рыночной стоимости в сумме 76402000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 48946000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 48946000 рублей.
Решением Арбитражного суда Томской области от 02 октября 2012 года принят отказ Общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" от требований: о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва), выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков; об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков и внесении в государственный кадастр недвижимости стоимости, равной рыночной. Производство по делу N А67-864/2011 в указанной части прекращено.
Кроме того, решением суда удовлетворены требования Общества в части установления кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0004 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 75 850 000 рублей и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100 001:0004 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 75 850 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:273 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 335 638 000 рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:273 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 335 638 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 58 832 000 рублей и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0039 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 58 832 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 40 665 000 рублей и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0015 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 40 665 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 76 402 000 рублей и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0005 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 76 402 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 48 946 000 рублей и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 48 946 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказанных в удовлетворении требований, ООО "Томскнефтехим" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Так, по мнению апеллянта, суд первой инстанции, не обладая специальными познаниями, необоснованно, без учета высокой квалификации эксперта, исключил из числа доказательств Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципального образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016; вывод арбитражного суда о том, что на отношения, связанные с определением кадастровой стоимости земель, не распространяются требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской федерации" и принятых в соответствии с ним федеральных стандартов оценки, не состоятелен; учитывая, что в материалах дела не имеется доказательств использования при расчете удельных показаний и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016 рыночной информации о земельных участков и иных объектов недвижимости, что подтверждено результатами проведенной по делу судебной экспертизы, требования Общества подлежат удовлетворению.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобу, считая решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, так как арбитражным судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению; представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в отзыве на апелляционную жалобу выводы арбитражного суда в обжалуемой части поддержало, указав, что определение кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства, в связи с чем, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований, заявленных в порядке ст. 198 АПК РФ.
Администрация Томской области в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Письменные отзывы ответчика и третьего лица приобщены к материалам дела.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ЗАО "Оценка собственности", прокуратура Томской области в нарушение ст. 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ЗАО "Оценка собственности", прокуратура Томской области, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей явившихся лиц, участвующих в деле суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Томскнефтехим" владеет на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, с кадастровыми номерами: - 70:21:0100001:0004, площадью 478799 кв.в., - 70:21:0100001:273 (предыдущий номер 70:21:0100001:140), площадью 3682422 кв.м., - 70:21:0100001:0039, площадью 337912,3 кв.м., - 70:21:0100001:0015, площадью 203608 кв.м., - 70:21:0100001:0005, площадью 483584 кв.м., - 70:21:0100001:0016, площадью 262552 кв.м., что подтверждается свидетельствами о регистрации права на данные земельные участки.
Администрацией Томской области 24.12.2008 принято постановление N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которым утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Общество, полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуры проверки результатов кадастровой оценки, при этом кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно п.1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу п.1 ст. 388 НК РФ истце является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка.
В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется ка кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего кодекса. При этом пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельных законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, п.2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель, за исключение случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательском Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения указанные нормы не распространяются, и Общество воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Тем не менее, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (далее по тексту - Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"), в предыдущей редакции, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", в редакции Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 913/11, применительно к заявленным Обществом требованиям, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что все требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, правомерно рассмотрено судом первой инстанции по общим правилам искового производства.
При этом изменение установленной кадастровой стоимости возможно при изменении нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; изменения вида разрешенного использования земельного участка; исправления кадастровой ошибки по правилам статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; при определении кадастровой стоимости в судебном порядке.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Однако такое требование предметом рассмотрения по данному делу не является.
В рассматриваемом случае, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в 2008 году по правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 года N 262а " Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" (постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменено, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела), вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016 не изменялся, кадастровой ошибки в значении, определенном в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судами, органом кадастрового учета не установлено (то есть несоответствия сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости сведениям, в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях) либо воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях)). Следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется, как и надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости спорных земельных участков не имеется.
Исходя из положений статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые, по его мнению, нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, избранный способ защиты нарушенных прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, как было отмечены выше, права Общества нарушаются несоответствием внесенной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков их рыночной стоимости.
Следовательно, права заявителя могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений в части сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Таким образом, единственным требованием, которое могло быть заявлено с учетом правила о надлежащем способе защиты нарушенных прав и рассмотрено в порядке искового производства, является требование об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, что и было сделано судом первой инстанции (не обжалуемая часть решения).
Какое иное нарушенное право может быть защищено посредством установления незаконными действий и решений органов кадастрового учета, Обществом не указано ни в при рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.
Установление рыночной стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, как способ восстановления прав и законных интересов лица в силу положений ст. 201 АПК РФ, и сходя из толкования вышеприведенных норм права и позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении N 913/11, невозможно.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований ООО "Томскнефтехим" в части оспаривания действий и решений Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается также с выводами суда первой инстанции о том, что все действия, связанные с контролем и определением кадастровой стоимости спорных земельных участков, возложенные на ответчиков действующим законодательством, выполнены административными органами в полном их соответствии, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Как следует из содержания отчета и приложений к нему, спорные земельные участки, за исключением земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0016, отнесены к 9 группе видов разрешенного использования; земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100001:0016 отнесен к 13 группе видов разрешенного использования. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе 9 вида разрешенного использования земель произведен в соответствии с п. 2.2 Методических указаний на основе построения статистических моделей; кадастровая стоимость земельных участков 13 группы видов разрешенного использования произведена в соответствии с п. 2.4.1 Методических указаний.
Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков описан в пункте 3.2.2 отчета об определении кадастровой стоимости. В Приложении N 7 к отчету об определении кадастровой стоимости имеются таблица N 7 "Исходная рыночная информация" и таблица 6 "Источники рыночной информации", в которых отражены сведения об использованных для сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков источниках. Источники информации о значениях факторов стоимости приведены в Таблице N 2 Приложения N 7.
Перечень объектов оценки со значениями факторов стоимости приведен в Таблице N 3 Приложения N 7.
группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов отражено в пункте 3.2.4 отчета об определении кадастровой стоимости.
Процесс сбора рыночной информации описан в пункте 3.2.5 Отчета об определении кадастровой стоимости. При сборе информации уточнялись все данные об объектах недвижимости. При анализе информации осуществлялась проверка правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации. Результаты сбора рыночной информации и расчета стоимости земельного участка внесены в таблицу N 7 Приложения N 7.
В пункте 2.2.5 Методических рекомендаций указано, что информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов. Построение статистически значимой модели расчета кадастровой стоимости земельных участков осуществляется с помощью средств программного обеспечения и наличие такой модели в Отчете об определении кадастровой стоимости является подтверждением достаточности собранной рыночной информации.
Построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков и расчет кадастровой стоимости земельных участков отражены в пунктах 3.2.6 и 3.3 отчета об определении кадастровой стоимости.
В качестве исходной информации для проведения работ использовались: перечень объектов оценки, классификатор адресов России, предоставленный Роснедвижимостью; специальное программное обеспечение "Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов"; перечень городских населенных пунктов, утвержденный протоколом заседания комиссии по организации работ, связанных с проведением ГКОЗ НП на территории Томской области от 16.10.2007; дежурные кадастровые карты населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года; информация о факторах стоимости земельных участков населенных пунктов, по состоянию на 1 января 2007 года, предоставленная Заказчиком и органами местного самоуправления Томской области; информация о характеристиках земельных участков и улучшений, расположенных на земельных участках, предоставленная правообладателями земельных участков; информация о рынке недвижимости на территории муниципальных образований Томской области из СМИ; информация о рынке недвижимости на территории муниципальных образований, предоставленная агентствами недвижимости, риэлтерскими фирмами и т.п.
Из отчета ФГУП ФКЦ "Земля" следует, что исполнителем при определении состава факторов стоимости учитывались разные группы факторов, которые определялись на основании таблицы N 2 Приложения N 7 Технических рекомендаций "Примерный перечень факторов стоимости земельных участков", анализа обзоров рынка недвижимости земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области, а также решений, принятых на заседаниях Комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области. Факторы, не оказывающие существенного влияния на стоимость объектов оценки, были исключены.
Перечень факторов стоимости земельных участков из состава земель городских и сельских населенных пунктов был утвержден на заседании комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области 16 октября 2007 года.
Перечень факторов стоимости для земельных участков 9 вида разрешенного использования состоит из 21 фактора (Протокол комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области представлен в Приложение N 1 к отчету).
В отчете также приведен перечень источников информации о значениях факторов стоимости (Приложение N 7, таблица N 3). Каждый земельный участок - объект оценки и объекты-аналоги были описаны в разрезе факторов стоимости. Для описания земельных участков городских населенных пунктов создавались электронные карты, слои которых содержали информацию о значениях факторов 13 стоимости в разрезе каждого городского населенного пункта, то есть значения факторов стоимости рассчитывались с электронных слоев, и каждый объект оценки и объект-аналог городского населенного пункта получил свои индивидуальные характеристики, в результате чего каждый земельный участок, в том числе, принадлежащий заявителю, имеет индивидуальную кадастровую стоимость.
В соответствии с пунктами 2 - 2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: - цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); - цены предложения (купля-продажа, аренда), - цены спроса (купля-продажа, аренда); - информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; - коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; - иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены:
- официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления;
- средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости;
- отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Как следует из отчета, сбор рыночной информации (пункт 3.2.5 отчета) исполнителем работ проводился этапами, включающими в себя: определение и выбор источников рыночной информации и проверка их достоверности; сбор рыночной информации о рыночных ценах и (или) величине рыночной арендной платы за объекты недвижимости; статистический анализ рыночных данных.
Основной объем информации о рынке недвижимости получен исполнителем из средств массовой информации и на сайтах сети "Интернет".
При проведении сбора рыночной информации учитывался ряд параметров, которым должна удовлетворять имеющаяся информация (один из основных критериев - объект-аналог должен быть отнесен к тому же виду разрешенного использования).
В целях удаления "выбросов" проводился статистический анализ годной рыночной информации. На основании статистического анализа рыночной информации была определена и устранена информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, для обеспечения непротиворечивости и интерпретируемости рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области. Результаты статистического анализа приведены в отчете.
Статистически значимые модели расчета кадастровой стоимости земельных участков построены для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области в рамках видов разрешенного использования. В приложении N 7 к отчету для каждого вида разрешенного использования представлены таблицы, описывающие построение модели для расчета кадастровой стоимости земельных участков.
Тот факт, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки была собрана рыночная информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, на основании которой построена статистически значимая модель расчета кадастровой стоимости земельных участков, находит подтверждение в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" (пункт 3.2.5 отчета, таблицы N N 07,07А, 07Б Приложения N7 к отчету).
Пунктом 2.2.6 Методических указаний установлено, что для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели.
Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) о рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Построенная статистическая модель расчета кадастровой стоимости должна удовлетворять допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида.
Анализ качества построенных моделей проводится на обучающей и контрольной выборках.
Под обучающей выборкой понимается рыночная информация, на основе которой строятся модели расчета. Под контрольной выборкой понимается рыночная информация, на основе которой проверяется качество построенных моделей расчета, не включающая информацию обучающей выборки.
Количество земельных участков в составе земель населенных пунктов в контрольной выборке и значения факторов их стоимости должны быть достаточными для формирования обоснованного суждения о качестве построенной статистической модели для всей генеральной совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Анализ качества статистической модели проводится с использованием статистических показателей, характеризующих качество статистических моделей данного вида.
Модель считается пригодной для последующего расчета кадастровой стоимости земельных участков, если параметры качества модели находятся в допустимых пределах и близки по значению на обучающей и контрольной выборках.
Из всех полученных моделей для каждой группы выбирается статистически значимая модель, обладающая наилучшим качеством. Построенная модель расчета должна отвечать требованиям предметной интерпретации (объяснимости), а также удовлетворять допустимым уровням показателей качества статистических моделей данного вида.
В случае невозможности построения статистически значимой модели, обладающей приемлемыми параметрами качества, необходимо осуществить сбор дополнительной рыночной информации, и (или) провести дополнительную оценку рыночной стоимости земельных участков, и (или) провести перегруппировку земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Из отчета следует, что исполнителем при использовании полученной им рыночной информации, была построена статистически значимая модель с соблюдением указанных выше правил ее построения (пункт 3.2.6 отчета, таблицы N 19-27 Приложения N 7 к отчету). 15 Поскольку исполнителем была построена статистически значимая модель, на ее основе произведен расчет кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, из изложенного следует, что отчет ФГУП "ФКЦ "Земля" включает в себя отдельные таблицы факторов стоимости земельных участков, расчет кадастровой стоимости, пояснения, акты, справочные и информационные материалы, с учетом которых и была определена статистически значимая модель, которая содержит и которые содержат сведения, в том числе и об использовании рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, что соответствует требованиям действующего законодательства. В связи с этим оснований считать, что неправильно определена стоимость спорных земельных участков в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", не имеется.
При этом, выводы эксперта, изложенным в отчете о проведении экспертизы Отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район, "Колпашевское городское поселение" Томской области, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 70:21:0100001:0004; 70:21:0100001:0140; 70:21:0100001:0039; 70:21:0100001:0015; 70:21:0100001:0005; 70:21:0100001:0016, а именно о том, что анализ всей совокупности материалов отчета показывает, что он выполнен с нарушением стандартов оценки и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, не имеет доказательственной силы, и полученные в нем результаты искажают реальную стоимость земельных участков, что может привести к взысканию завышенных земельных платежей, суд первой инстанции обоснованно оценены критически, так как в силу прямого указания закона (на момент проведения кадастровой оценки принадлежащих заявителю земельных участков и составления Отчёта ФГУП "ФКЦ "Земля") в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности устанавливается рыночная стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данный порядок был установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земли, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также принятым во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, которым были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, утвердившим Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, и приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Следовательно, является верным вывод арбитражного суда о том, что исходя из положений действующего законодательства на момент проведения кадастровой оценки и составления отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", деятельность по государственной кадастровой оценке земель регламентировалась специальными нормами права и на нее не распространялись положения законодательства об оценочной деятельности.
Таким образом, при проведении экспертизы Отчёта ФГУП "ФКЦ "Земля" на соответствие только лишь указанным специальным правовым актам могла осуществляться проверка процедуры проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.
Акты, перечисленные в Отчёте эксперта на страницах 7 (пункты 1-4) и 8 (акты в части оценочной деятельности), подлежат применению для определения рыночной стоимости объектов оценки (в том числе в силу прямого указания в них на это), но не для определения кадастровой стоимости земельных участков.
Исходя из отчета эксперта, эксперт установил, что в нарушение подпунктов 5.1-5.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 не было принято постановление Администрации Томской области о проведении ГКОЗ (пункт 1.а.1 выводов эксперта), а была создана межведомственная комиссия.
Вопросы подготовки документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации регулируются п.5 Административного регламента. При этом, вопросы составления отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (в том числе о содержащихся в нем сведениях) регламентированы в пункте 9 Административного регламента.
Следовательно, в данном случае речь идет о двух разных административных процедурах исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.
При этом на стадии подготовки документов, регламентирующих проведение ГКОЗ, невозможно нарушить требования к составлению отчёта об определении кадастровой стоимости (в том числе с учетом положений подпункта 9.2 Административного регламента).
Кроме того, нарушение подпунктов 5.1 - 5.2 Административного регламента выразилось, по мнению эксперта, в непринятии постановления Администрации Томской области.
Подпункт 5.1 Административного регламента содержит положение о том, что "осуществление государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель начинается с разработки и утверждения документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.".
В подпункте 5.2 указано, что относится к таким документам. При этом разработка и принятие документов, перечисленных в абзацах втором-четвертом, седьмом и восьмом указанного подпункта, относится к компетенции Минэкономразвития РФ, Росреестра и его территориальных органов.
Замечаний относительно разработки и утверждения документов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 5.2, экспертом не высказано.
Исходя из положений абз.5 пп. 5.2 следует, что это должен быть акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом в Административном регламенте не указано на нормативный характер данного акта, а также на необходимость принятия указанного акта именно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым является Администрация Томской области.
В данных обстоятельствах, с учетом названной компетенции по принятию соответствующих документов, неясно, каким образом требования подпунктов 5.1 и 5.2 Административного регламента могли быть нарушены непосредственно исполнителем работ при составлении отчета об определении кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует и судом первой инстанцнии установлено, что комиссия по государственной кадастровой оценке земель Томской области была создана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 14.02.2005 N 20-ра, до принятия Административного регламента.
Применительно о нарушении подпунктов 6.2-6.4 Административного регламента о том, что Управлением Роснедвижимости по Томской области не были приняты меры к выявлению и устранению неполноты сведений о земельных участках, подлежащих кадастровой оценке, в результате чего перечни земельных участков содержали неполную информацию о факторах стоимости, необходимую для проведения кадастровой оценки (подпункт 1.а.2) эксперт делает два вывода: о неполноте сведений о земельных участках; о неполноте информации о факторах стоимости. При этом, какие-либо доводы, на основании которых были сделаны данные выводы, экспертом не приводятся; аналитическая основа отсутствует.
Кроме того, согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (подпункт 3.2.5.1) в качестве источников информации могут быть определены, в том числе, официальные сайты организаций, предприятий. Из отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" следует, что при использовании в качестве источников информации сайтов сети Интернет исполнителем работ по ГКОЗ делались распечатки с указанных сайтов. Отсутствие в настоящее время информации об объектах-аналогах на сайтах либо отсутствие интернет-страниц вызвано объективными причинами (истечение длительного периода времени с момента проведения ГКОЗ).
Нарушения, отраженные в п.3 отчёта, не имеют нормативной или математической основы, в том числе, применительно к пп.3.1. отчета.
Так, эксперт делает вывод о том, что выбор факторов стоимости, которые были использованы при построении статистических моделей расчета кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, в Отчёте ФГУП "ФКЦ "Земля" не обоснован.
При этом указанный вывод аргументируется экспертом исключением исполнителем работ ряда факторов стоимости, которые, по мнению, эксперта должны были быть использованы.
Кроме того, эксперт полагает, что отобранные для построения моделей факторы стоимости не имеют смысла. В том числе, эксперт указывает, что значение фактора "Расстояние от населенного пункта до центра субъекта" для земельных участков города Томска равно нулю.
В данном случае необходимо иметь ввиду, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании методов массовой оценки недвижимости.
Исполнителем работ проводилась государственная кадастровая оценка земель в составе не только в составе муниципального образования "Город Томск", но также и муниципальных образований "Томский район" и "Колпашевское городское поселение".
Факторы стоимости выбирались для земельных участков всех населенных пунктов, расположенных на территории указанных муниципальных образований, а не только города Томска.
Аналогичные обстоятельства имеют место применительно к фактору стоимости "Расстояние до ближайших ж/д вокзала, станции".
Выводы о нарушениях, на которые указывает эксперт в пункте 5 своего Отчёта, не имеют нормативной или математической основы, носят предположительный характер, т.к. эксперт указывает на отсутствие пояснений в отчете, что зачастую позволяет считать выводы оценщика необоснованными. Вместе с тем эксперт указывает, что пояснения оценщика показывают модель, им используемую для расчета кадастровой стоимости, что позволяет осуществить проверочный расчет.
Таким образом, исходя из отчета эксперта, невозможно сделать однозначный вывод об искажении полученных в нем результатов реальной стоимости земельных участков заявителя.
Кроме того, в своих выводах эксперт указывает на завышение земельных платежей.
Вместе с тем, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65). Понятие "земельный платеж" в земельном законодательстве не используется. Следовательно, неясно, о завышении величины каких платежей идет речь в выводе эксперта.
Кроме того, в окончательном выводе эксперта говорится об искажении полученными в Отчёте ФГУП "ФКЦ "Земля" результатами реальной стоимости земельных участков. В данном случае также неясно, о какой стоимости идет речь, поскольку согласно действующему законодательству применительно к земельным участкам может быть установлена их кадастровая стоимость, рыночная стоимость (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации). Понятие "реальная стоимость" применительно к земельному участку действующим законодательством не определено и не используется.
В связи с изложенным, выводы эксперта о несоответствии проведенной государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя установленной процедуре, а равно Отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" и содержащихся в нем сведений по основанию несоответствия требованиям правовых актов об оценочной деятельности не могут быть приняты во внимание и положены в основу для признания результатов государственной кадастровой оценки земельных участков недостоверными.
Рассмотрев требования заявителя о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области по исполнению государственной кадастровой функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 1 от 20.12.2007; о признании недействительным решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Москва), оформленное письмом от 10.09.2008 года N ВК/3977, арбитражный суд правомерно не нашел оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Томской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: - подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; - выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; - контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; - проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Административного регламента, в соответствии с которым Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления отчета исполнителем работ.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 Регламента представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость согласно пункту 9.8 Регламента производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, из указанных норм однозначно следует, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета только на соответствие его состава условиям технического задания, а Роснедвижимость производит проверку отчета только на соответствие Методическим указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Отчет о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов направлен Управлением Роснедвижимости по Томской области в Роснедвижимость 04.08.2007 (Письмо Управления Роснедвижимости по Томской области N 01-29/1011 от 04.08.2007).
Как следует из письма заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N ВС/2055 от 20 декабря 2007 года, Роснедвижимость рассмотрела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение", "Кривошеинский район", "ЗАТО Северск" Томской области, представленный письмом Управления Роснедвижимости по Томской области от 06.12.2007 г. N 01-16/1495.
Согласно акту проверки отчета, приложенному к указанному письму, проверка отчета проводилась с 07 декабря 2007 года по 20 декабря 2007 года. По результатам проверки отчета принято решение о соответствии порядка выполнения работ Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39, однако имеются незначительные замечания. Замечания приложены к акту проверки.
Из протокола предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель (муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области от 14.08.2008 г. Управления Роснедвижимости по Томской области следует, что указанный отчет соответствует условиям технического задания.
Данный протокол вместе с результатами оценки ГКОЗ НП, проводимой в 2007 году был направлен в Роснедвижимость 04 августа 2008 года, что подтверждается копией сопроводительного письма Руководителя Управления N 01-29/1011 от 04.08.2008 г. Роснедвижимостью отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томского района, Кривошеинского района, города Томска, ЗАТО Северск, Колпашевского городского поселения Томской области был рассмотрен, замечаний к отчету не имелось, что подтверждается копией письма заместителя руководителя Роснедвижимости от 10 сентября 2008 года N ВК/3977. Следовательно, государственная кадастровая оценка была проведена в соответствии с требованиями действующего на момент проведения законодательства, что отражено в отчете и подтверждено актом проверки Роснедвижимости.
Таким образом, из изложенных обстоятельств, с учетом того, что действия Управления Росреестра по Томской области, связанные с проверкой отчета кадастрового центра, носят формальный, а не самостоятельный характер, связаны с проверкой отчета только на соответствие его состава условиям технического задания, а Роснедвижимость производит проверку отчета только на соответствие Методическим указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, исходя из имеющихся в материалах дела документов о процедуре контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков, об отчетности о ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценки населенных пунктов, следует, что все действия, связанные с контролем за определением кадастровой стоимости спорных земельных участков, возложенные на данные административные органы действующим законодательством, выполнены указанными административными органами в полном их соответствии.
При этом, заявителем в материалы дела не представлены доказательства, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в формировании указанных сведений, являются незаконными либо не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы апеллянта о необоснованном отклонении арбитражным судом выводов эксперта в связи с отсутствием суда специальных познаний, апелляционный суд находит несостоятельными, так как в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судо наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, в том числе и заключению эксперта, в обжалуемом решении в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 170 АПК РФ указал мотивы, по которым суд отверг данное доказательство. Высокая квалификация эксперта сама по себе не может быть основанием для безусловного принятия судом выводов эксперта.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 02 октября 2012 года по делу А67-864/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-864/2011
Истец: ООО "Томскнефтехим"
Ответчик: Администрация Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области, ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", ФГУП "Федеральный кадастровый центр"Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Третье лицо: Администрация Томской области, ЗАО "Оценка собственности", Прокуратура ТО, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"