город Омск |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А46-28287/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10228/2012) открытого акционерного общества "Мельница" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.10.2012 по делу N А46-28287/2012 (судья Голобородько Н.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Мельница" (ОГРН 1025501383445, ИНН 5507019953)
к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (ОГРН 1035401906407, ИНН 5406140248)
об отмене постановления от 27.08.2012 N 51-12-522/пн о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Мельница" - Исаева Наталья Владимировна (паспорт, по доверенности б/н от 25.09.2012 сроком действия до 31.12.2013);
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе - Жубаншова Умытжан Жакуповна (паспорт, по доверенности N 8 от 12.01.2012 сроком действия до 01.02.2013).
установил:
Открытое акционерное общество "Мельница" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Мельница") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Региональное отделение, РО ФСФР в СФО) об отмене постановления от 27.08.2012 N 51-12-522/пн о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.10.2012 по делу N А46-28287/2012 в удовлетворении требований ОАО "Мельница" об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе N 51-12-522/пн от 27.08.2012 о привлечении ОАО "Мельница" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по делу об административном правонарушении, отказано.
Судебный акт мотивирован наличием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что специалистами РО ФСФР в СФО могли быть истребованы дополнительные документы, в том числе свидетельствующие об исполнении предписания, однако этого сделано не было. Податель жалобы считает, что нарушений законодательства Обществом не допущено.
От Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ОАО "Мельница" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Региональным отделением федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе при осуществлении контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, проведены отдельные надзорные мероприятия по соблюдения ОАО "Мельница" установленного порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства о ценных бумагах, в связи с чем, обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства от 12.04.2012 N 51-12-ЕС-13/5452 с требованием в течение 30 дней с даты его получения устранить нарушения законодательства.
Невыполнение обществом предписания административного органа в установленный срок явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 09.08.2011 N 51-12-627/пр-ап в отношении ОАО "Мельница" по признакам правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
27.08.2012 года заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе Чанкиной Т.С. вынесено постановление N 51-12-522/пн о назначении ОАО "Мельница" административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей, за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Мельница" обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как следует из статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать:
- годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;
- проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
- сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
- иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Поскольку указанные выше требования Обществом не соблюдены, административным органом 09.06.2012 направлено предписание об устранении нарушений законодательства исх. N 51-12-ЕС-13/8971 (далее - Предписание) с требованием устранить нарушение законодательства Российской Федерации, а именно:
1. В срок не позднее 30 календарных дней с момента получения Предписания устранить нарушение пункта 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, а именно, обеспечить доступ к странице в сети Интернет, используемой ОАО "Мельница" для раскрытия информации.
2. В срок не позднее 30 календарных дней с момента получения Предписания принять меры, направленные на недопущение впредь нарушений требований действующего законодательства РФ, касающегося раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в деятельности ОАО "Мельница", а именно: по содержанию текстов ежеквартальных отчетов ОАО "Мельница" в соответствий с требованиями действующего Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг; по обеспечению доступа к странице в сети Интерне, используемой ОАО "Мельница" для раскрытия информации.
3. В срок не позднее 1 рабочего дня с момента окончания срока, установленного пунктами 1 и 2 раздела II Предписания, направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в отдел по обеспечению деятельности РО ФСФР России в СФО на территории Омской области по адресу: 644002, г. Омск, ул. Красный путь, 5 или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи в Отдел по адресу: г. Омск, ул. Ленина, д. 10, подъезд 2, кабинет 41, письменный отчет о выполнении пунктов 1 и 2 раздела II Предписания, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, используемой ОАО "Мельница" для раскрытия информации, а также документы (приложение к отчету), подтверждающие исполнение предписанных мероприятий, а именно, документы, подтверждающие принятие ОАО "Мельница" мер, касающихся раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, направленных на исключение нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в пункте 2 Предписания (приказы, распоряжения, протоколы органов управления ОАО "Мельница" и т.п.).
При необходимости ОАО "Мельница" могли быть представлены иные документы, подтверждающие исполнение пунктов 1 и 2 раздела II предписания.
Предписание получено ОАО "Мельница" 13.06.2012, что подтверждается уведомлением о вручении. Факт получения заявителем предписания от 09.06.2012 N 51-12-ЕС-13/5452 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, заявителем не оспаривается.
Следовательно, названное выше предписание должно было быть исполнено ОАО "Мельница" не позднее 13.07.2012, и не позднее 16.07.2012 информация об исполнении предписания должна была быть доведена до сведения административного органа.
Однако в материалах дела имеется акт Регионального отделения от 26.07.2012, в котором зафиксирован факт необеспечения доступа к странице в сети Интернет, используемой ОАО "Мельница" для раскрытия информации; непредставления сведений об исполнении предписания.
Согласно имеющимся в деле доказательствам, отчёт о выполнении предписания об устранении нарушений законодательства РФ N 51-12-ЕС-13/8971 от 09.06.2012, был представлен ОАО "Мельница" в Региональное отделение только 21.08.2012.
Административным органом в материалы дела представлен акт от 22.08.2012, согласно которому ОАО "Мельница" не обеспечило доступ к странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации.
В судебное заседание суда первой инстанции 25.10.2012 представителем заинтересованного лица представлен акт от 25.10.2012 и print screen страниц информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с адресом: http://bfgca.org/4548344683843/, выполненных с различных Интернет-браузеров, с указанием на невозможность отображения указанной веб-страницы (невозможность найти сервер www.bfgca.org, соединение закрыто удаленным сервером).
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы административного органа о неисполнении заявителем требования предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к странице в сети Интернет, используемой ОАО "Мельница" для раскрытия информации.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
В качестве доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, в материалах дела имеются: предписание от 12.04.2012 N 51-12-ЕС-13/5452, протокол об административном правонарушении от 09.08.2011 N 51-12-627/пр-ап, акты от 26.07.2012, 22.08.2012, 25.10.2012 и другие доказательства.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Обществом не представило ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что специалистами РО ФСФР России в СФО могли быть истребованы дополнительные документы, в том числе и свидетельствующие об исполнении предписания, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку обязанность контролировать исполнение предписания до окончания срока, определённого для его исполнения, у административного органа отсутствует.
При этом состав правонарушения, указанный в части 9 статьи 19.5 КоАП РФ является формальным, соответственно, датой совершения правонарушения будет являться дата, следующая за днём, установленным в предписании для его исполнения.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявленное ОАО "Мельница" требование о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения от 27.08.2012 N 51-12-522/пн о назначении административного наказания, не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мельница" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.10.2012 по делу N А46-28287/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-28287/2012
Истец: ОАО "Мельница"
Ответчик: Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе