город Омск |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А70-7367/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10008/2012) Открытого акционерного общества "Тюменьмясомолторг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2012 по делу N А70-7367/2012 (судья Дылдина Т.А.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Тюменьмясомолторг" (ОГРН 1027200785837, ИНН 7202011287) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.07.2012 N 62-12-255/ПН,
при участии в судебном заседании представителей:
от Открытого акционерного общества "Тюменьмясомолторг" - Носов Д.Ю. по доверенности от 17.07.2012 сроком действия на три года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Тюменьмясомолторг" (далее - ОАО "Тюменьмясомолторг", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 18.07.2012 N 62-12-255/ПН.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2012 по делу N А70-7367/2012 в удовлетворении требований заявителя отказано.
С решением суда общество не согласилось и обжаловало его в арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В период с 27.02.2012 по 09.04.2012 РО ФСФР России в УрФО проведена камеральная проверка деятельности заявителя на соответствие законодательству РФ о ценных бумагах и соблюдение прав инвесторов.
В ходе проверки было установлено, что ОАО "Тюменьмясомолторг" допущен ряд нарушений Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Приказа ФСФР России от 04.10.2011 N11-46/пз-н, об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение N 11-46/пз-н).
12.04.2012 административный орган направил в адрес общества предписание N 62-12-СФ-08/5183 об устранении выявленных нарушений требований законодательства путем:
1.Раскрытия и обеспечения доступа на странице в сети Интернет к:
годовому отчету общества за 2008 год;
ежеквартальному отчету за I квартал 2009 год;
годовой бухгалтерской отчетности с пояснительной запиской и аудиторским заключением о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год;
сведения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года;
сведения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год;
спискам аффилированных лиц за 3, 4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года, содержащих достоверные данные о датах наступления основания аффилированности в отношении членов совета директоров общества в соответствии с протоколом общего годового собрания акционеров от 04.07.2011.
2. Опубликования на странице в сети Интернет информации о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов.
3. Раскрытия в ленте новостей сведений о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет новой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год.
4. Принятия мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства РФ в части нарушения порядка и срока раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в установленные законодательством сроки.
5. Представления в Региональное отделение ФСФР России в УрФО документов, подтверждающих исполнение на предписания: письменного отчета об исполнении пункта 4 предписания; документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
Срок исполнения предписания установлен в количестве 30 календарных дней с даты получения предписания.
Данное предписание получено обществом 18.04.2012.
В установленный срок по 18.05.2012 предписание в полном объеме исполнено не было, а именно:
1. не представлены документы, подтверждающие исполнение предписания: письменный отчет об исполнении пункта 4 предписания, документы, подтверждающее устранение выявленных нарушений.
2. На странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, не раскрыты документы, указанные в предписании:
информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов;
сведения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года;
сведения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год.
По состоянию на 19.06.2012 административным органом было установлено, что на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, имеются ссылки на документы общества, указанные в предписании: сведение о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года; сведение о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год. Однако, под указанными ссылками содержатся документы в формате, который не является общедоступным.
На странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, под ссылкой "Порядок и размер расходов по изготовлению копий документов" имеется документ, не содержащий информацию о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов.
По факту неисполнения предписания в установленный срок в отношении ОАО "Тюменьмясомолторг" составлен протокол от 19.06.2012 N 62-12-328/пр-ап по признакам части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании которого вынесено постановление от 18.07.2012 N 62-12-255/ПН о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая, что у РО ФСФР России в УрФо не имелось оснований для привлечения к административной ответственности, ОАО "Тюменьмясомолторг" оспорило законность постановления заинтересованного лица от 18.07.2012 N 62-12-255/ПН, указав в обоснование своих требований, что предписание было исполнено в полном объеме, а также что рассматриваемое правонарушение является малозначительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал, руководствуясь выводами о законности предписания, а также о наличии в бездействии заявителя, выразившегося в неисполнении предписания, состава вменяемого правонарушения. Доводы о малозначительности суд отклонил, так как посчитал, что совершенное правонарушение, с учетом обстоятельств допущенного проступка, не может быть квалифицировано по статье 2.9 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ОАО "Тюменьмясомолторг" в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции указало, на следующие обстоятельства.
Податель жалобы отмечает, что на стадии рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемого постановления обществом было заявлено ходатайство о малозначительности правонарушения, однако, административный орган данное ходатайство не рассмотрел, чем нарушил порядок производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, данные доводы не получили надлежащей оценки суда первой инстанции.
Также заявитель считает, что им было исполнено предписание в полном объеме, а к моменту принятия постановления по делу об административном правонарушении обязанность предоставления информации у заявителя отсутствовала в связи с письменным уведомлением ФСФР России по УрФО от 28.06.2012 N 62-12-СК-08/8984.
Помимо изложенного общество указало, что исполнение предписания административного органа в части влечет невозможность привлечения к ответственности.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило отказать в удовлетворении доводов общества. По мнению административного органа, позиция заявителя является несостоятельной, так как ходатайство о малозначительности рассмотрено РО ФСФР России в УрФО в тексте спорного постановления, а в бездействии заявителя имеется событие вменяемого правонарушения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя общества, поддержавшего доводы жалобы. Административный орган явку представителя не обеспечил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое апелляционный суд счел возможным удовлетворить и провести судебное заседание в порядке части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В части 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как уже было установлено, заинтересованным лицом в адрес общества было направлено предписание 62-12-СФ-08/5183, в соответствии с которым заявителю следовало представить в РО ФСФР России в УрФО в срок не позднее 30 дней с момента получения предписания документы, свидетельствующие о раскрытии информации и обеспечении доступа на странице в сети Интернет к сведениям, которые (информация и сведения) предусмотрены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг N 11-46/пз-н.
Указанное предписание было исполнено частично.
Не исполненными остались следующие пункты предписания:
1) на странице Интернет, используемой обществом для раскрытия информации (http://tmmt.ucoz.net) не раскрыта информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов.
Необходимость раскрытия обществом информации о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов предусмотрена статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктами 1.2, 1.11 Положения N 11-46/пз-н
А именно, согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав информации определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым ценным бумагам регулируется Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России N 11-46/пз-н от 04.10.2011 г.
Пунктом 1.2 Положения N 11-46/пз-н установлено, что действие Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ.
На основании пункта 1.11 Положения N 11-46/пз-н эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты получения (предъявления) соответствующего требования.
Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом, который обязан осуществлять раскрытие информации в соответствии с настоящим Положением, на странице в сети Интернет.
2) на странице Интернет, используемой обществом для раскрытия информации (http://tmmt.ucoz.net) не раскрыты сведения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года.
Необходимость раскрытия обществом сведений о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года предусмотрена указанными выше статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 1.2 Положения N 11-46/пз-н.
Кроме того, данная обязанность конкретизирована в пунктах 8.5.1, 8.5.3., 8.7.1, 8.7.6 Положения N 11-46/пз-н
А именно, в соответствии в соответствии с пунктом 8.5.1 Положения N 11-64/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
На основании пункта 8.5.3 акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Пунктом 8.7.1 Положения предусмотрено, что акционерное общество обязано раскрывать сообщения о дополнительных сведениях, в том числе о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц;
Пунктом 8.7.6 Положения N 11-46/пз-н предусмотрено, что раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 данного Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дня.
3) на странице Интернет, используемой обществом для раскрытия информации (http://tmmt.ucoz.net) не раскрыты сведения о раскрытии на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2011 год.
Необходимость раскрытия обществом сведений о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года предусмотрена указанными выше статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 1.2 Положения N 11-46/пз-н.
Кроме того, данная обязанность конкретизирована в пунктах 8.2.1, 8.2.5., 8.7.1, 8.7.6 Положения N 11-46/пз-н
На основании пунктов 8.2.1 и 8.2.5 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета. Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Пунктом 8.7.1 Положения предусмотрено, что акционерное общество обязано раскрывать сообщения о дополнительных сведениях, в том числе о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 8.7.6 Положения N 11-46/пз-н предусмотрено, что раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 данного Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дня.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что общество при наличии законно установленной обязанности не выполнило правомерные требования заинтересованного лица в части устранения выявленных нарушений нормативных актов о рынке ценных бумаг и раскрытии информации.
Факт неисполнения предписания в изложенной части подтверждается материалами дела, а именно:
- по состоянию на 12.05.2012 общество представило в адрес РО ФСФР России в УрФО отчет исх.N 75 (том 1 л.д. 94), в котором сообщило, что нарушения, указанные в предписании, устранены. В доказательство исполнения предписания были представлены скриншоты страниц Интернет-сайта ОАО "Тюменьмясомолторг" и ленты новостей (том 1 л.д. 95-99).
Из указанных документов следует, что обществом размещена на Интернет сайте информация "порядок и размер расходов по изготовлению копий документов", "годовая бухгалтерская отчетность" за 2011 год, "список аффилированных лиц за 1 квартал 2012 года".
Между тем, на странице в сети Интернет, используемой обществом, отсутствует информация о раскрытии сведений на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2011 год, а также списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года (то есть отсутствуют дополнительные сведения, которые должны быть опубликованы обществом в порядке, определенном пунктами 8.7.1 и 8.7.6 Положения N 11-46/пз-н).
Данное обстоятельство обществом не оспаривается и не опровергается. При этом, доводы заявителя о том, что предписанием административный орган обязал ОАО "Тюменьмясомолторг" разместить сведения, а не дополнительные сведения, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку соответствующая обязанность предусмотрена выше названными пунктами Положения N 11-46/пз-н.
- по состоянию на 21.05.2012 в материалах дела имеются скриншоты Интернет-страниц (том 1 л.д. 125-144), из которых следуют аналогичные обстоятельства.
Кроме того, из данных доказательств усматривается, что общество под ссылкой "Порядок и размер расходов по изготовлению документов" (том 1 л.д. 146-149) разместило документ, не содержащий информацию о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов;
- по состоянию на 19.06.2012 в материалах дела имеются скриншоты используемого заявителем Интернет-сайта (том 2 л.д. 2), из которых усматривается размещение обществом сообщений о существенных фактах (раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности и раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц за 1 квартал 2012 года).
Указанное свидетельствует о том, что заявитель предпринял попытку исполнения предписания в части размещения сведений о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года, а также сведений о раскрытии на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год.
Между тем, размещение названных сведений было произведено уже после истечения срока исполнения предписания (предписание подлежало исполнению не позднее 18.05.2012). Как указано выше, по состоянию на 12.05.2012 и по состоянию на 21.05.2012 названные сведения размещены не были.
Кроме того, в соответствии абзацем вторым пункта 1.8 Положения N 11-46/пз-н при использовании страницы эмитента в сети Интернет ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице эмитента в сети Интернет. При этом эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной им на указанной странице в сети Интернет.
В нарушение названной нормы под ссылками о размещении обществом сообщений о существенных фактах (раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности и раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц за 1 квартал 2012 года) содержатся документы в формате, который не является общедоступным, что подтверждается скриншотами Интернет-страниц по состоянию на 19.06.2012 (том 2 л.д. 2-7).
Таким образом, по состоянию на 19.06.2012 обществом не исполнено предписание в части надлежащего размещения сведений о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года, а также сведений о раскрытии на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год;
- по состоянию на 18.07.2012 из материалов дела следует (скриншоты Интернет-страниц - том 1 л.д. 56-60), что на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, не раскрыты документы указанные в предписании: сведения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года, сведения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год. При этом, под ссылками "раскрытие на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2012 года, раскрытие акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2011 год" содержится иное сообщение - сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц на дату окончания 2 квартала 2012 года.
Следует отметить, что по состоянию на 18.07.2012 скриншоты страниц Интернет сайта содержат информацию о порядке и размере расходов ОАО "Тюменьмясомолторг" по изготовлению копий документов, в том числе в части размера расходов.
Из изложенных обстоятельств следуют факты неисполнения обществом предписания в полном объеме ни на дату окончания срока исполнения предписания РО ФСФР России в УрФО, ни на дату вынесения спорного постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, в бездействии заявителя усматривается событие правонарушения, предусмотренного частью 9 стать 19.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ОАО "Тюменьмясомолторг" указывает, что к моменту принятия постановления о назначении административного наказания обязанность о предоставлении информации у заявителя отсутствовала в связи с письменным уведомлением РО ФСФР России в УрФО от 28.06.2012 N 62-12-СК-08/8984.
Суд апелляционной инстанции с указанной позицией не согласен.
В соответствии с указанным уведомлением (том 1 л.д. 18) общество освобождено от обязанности осуществлять раскрытие (и/или предоставления) информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
В рассматриваемом случае раскрытие эмитентами информации в форме сообщений о существенных фактах регламентируется разделом VI Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н.
Раскрытие акционерным обществом дополнительных сведений регламентируется разделом VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н.
Освобождение заявителя от обязанности раскрывать сообщения о существенных фактах, не освобождает общество от обязанности раскрывать дополнительные сведения, предусмотренные пунктом 8.7 раздела VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н.
Данный вывод подтверждает также текст самого уведомления РО ФСФР России в УрФО от 28.06.2012 N 62-12-СК-08/8984, в котором указано, что "_принятое решение не прекращает обязанности ОАО "Тюменьмясомолторг" по раскрытию им иной информации, предусмотренной законодательством и нормативными актами Российской Федерации (устав, годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, список аффилированных лиц и т.д.)".
Таким образом, вопреки доводам заявителя, рассматриваемое уведомление не прекращает обязанности по раскрытию информации, которая не была раскрыта обществом в порядке исполнения предписания.
Кроме того, согласно указанному уведомлению Общество освобождено от обязанности осуществлять раскрытие (и/или предоставление) информации в соответствии с Приказом РО ФСФР в УрФО от 28.06.2012 N 62-12-672/пз-н, в то время как предписание, за неисполнение которого заявитель привлечен к ответственности выдано 12.04.2012.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеются признаки события правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что обществом не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о виновности общества в совершении указанного правонарушения, выраженной в пренебрежительном отношении к обязанности общества выполнить предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств объективно препятствовавших исполнению требований содержавшихся в предписании от 12.04.2012 N 62-12-СФ-08/5183.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что причин для неисполнения предписания в установленный срок у общества не имелось, вина последнего в совершении указанного правонарушения установлена оспариваемым постановлением и доказана.
При изложенных фактах административный орган правомерно усмотрел в действиях ОАО "Тюменьмясомолторг" состав административного правонарушения, предусмотренный частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ не истекли, размер штрафа в сумме 500 000 рублей назначен в минимальном размере санкции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Также апелляционная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности.
Статьей 2.9 Кодекса КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных последствий.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством о финансовых рынках.
Общество, с момента получения предписания и до истечении срока его исполнения не предприняло исчерпывающих мер, направленных на исполнение обязанностей, установленных Законом о рынке ценных бумаг. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Неисполнение предписания свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей по исполнению требования государственного органа.
Кроме того, последствия совершенного заявителем правонарушения состоят не только в демонстрации пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, но и в подрыве авторитета как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена возможностью и неотвратимостью применения мер государственного принуждения (в том числе мер административного воздействия).
Последствием совершенного правонарушения является создание препятствий для осуществления государственного контроля, залогом эффективности которого является оперативность и своевременность. По таким основаниям следует отклонить доводы о малозначительности совершенного правонарушения, обоснованные отсутствием нарушения прав акционеров общества (объектом посягательства являются не интересы акционеров, а отношения в области исполнения государственным органом возложенных на него контрольных полномочий).
Особая общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, отмечена законодателем. С 13 апреля 2009 года Федеральным законом РФ от 09 февраля 2009 года N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах..." штраф юридических лиц за данное правонарушение увеличен в 25 раз и составляет для юридических лиц от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
Исключительный характер случаев освобождения от административной ответственности обусловлен целями реализации задач законодательства об административных правонарушениях (общая и частная превенция). В рассматриваемом случае апелляционный суд не усматривает признаков исключительности для освобождения общества от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений, заключающейся в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области соблюдения действующего законодательства на рынке ценных бумаг, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным и оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, вопросы о применении к рассматриваемому правонарушению статьи о малозначительности по ходатайству общества были рассмотрены административным органом, в результате чего соответствующее ходатайство отклонено РО ФСФР России в УрФО в тексте постановления от 18.07.2012 N 62-12-255/ПН.
Помимо изложенного, следует признать основанной на неверном толковании норм материального права позицию общества, согласно которой исполнение предписания административного органа в части влечет невозможность привлечения к ответственности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2012 по делу N А70-7367/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тюменьмясомолторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7367/2012
Истец: ОАО "Тюменьмясомолторг"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, Федеральная служба по финансовым рынкам Региональное отделение в Уральском Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1126/13
20.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10008/12
14.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10008/12
15.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7367/12