г. Самара |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А65-21248/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания Шкуратовым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2012 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 сентября 2012 года, принятое по делу N А65-21248/2012, судья Кашапов А.Р.,
по иску открытого акционерного общества "Опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ" (ОГРН 1021603886622), г.Казань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань,
о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:220512:111 общей площадью 10032 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Академика Павлова, указав ее равной рыночной стоимости в размере 51 201 000 рублей,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, Кабинета Министров Республики Татарстан, г.Казань, Исполнительного комитета муниципального образования города Казань, г.Казань, с участием: от истца - Абрамычев С.Л., представитель по доверенности от 01.08.2012 г., от ответчика и третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Открытое акционерное общество "Опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в лице филиала в Республике Татарстан) об обязании ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:220512:111 общей площадью 40032 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова, равной рыночной стоимости в размере 51 201 000 руб.
В обоснование своего требования истец сослался на отчет оценщика - ЗАО "НКК СЭНК" от 09.07.2012 г., согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 51 201 000 руб.
ФБУ "Кадастровая палата" по РТ" в отзыве на иск указало, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании норм действующего законодательства (постановления КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102), вопросы государственной кадастровой оценки земель, ее пересмотра в компетенцию ФГБУ "ФКП Росреестра" не входят, т.к. такие функции Росреестром не передавались, ответчик указал на неверно определенный истцом предмет спора: внесение сведений в государственный кадастр недвижимости вместо необходимого изменения размера кадастровой стоимости на размер рыночной стоимости земельного участка.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2012 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 4 октября 2012 года иск удовлетворен: на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан возложена обязанность внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:220512:111, общей площадью 40032 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова, указав ее равной рыночной стоимости в размере 51 201 000 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей просьбы третье лицо в апелляционной жалобе указало, что в основе государственной кадастровой оценки земель лежит метод массовой оценки недвижимости, в то время как рыночная цена основана на индивидуальном отчете оценки, в связи с чем результаты рыночной и кадастровой оценки могут не совпадать, так как они основаны на различных методах проведения оценки. Кадастровая оценка стоимости земель, как утверждает третье лицо, проводилась в строгом с соответствии с нормативными актами, регулирующими эти правоотношения. Заявитель жалобы указал, что суд первой инстанции необоснованно применил статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до принятия изменений, внесенных ФЗ от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, а также необоснованно сослался в решении на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку согалсно статье 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ОКБ "СОКОЛ" просит об оставлении жалобы без удовлетворения, а решения суда - без изменения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "ОКБ "СОКОЛ" Абрамычев С.Л. против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, указанным в отзыве на нее.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Из государственного акта N РТ-50-004950 от 07.02.1997 г. усматривается, что опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ" на основании постановления Главы администрации города Казани от 15.07.1996 г. N 942 является владельцем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 4,261 гектаров под здания административно-производственного назначения по ул. Академика Павлова.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.12.2001 г. N 2279-р ОАО "Опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ" предоставлен в собственность за плату земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 4,0032 гектара с кадастровым номером 16:50:22 05 12:111, расположенный по адресу: г.Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова, для использования существующих зданий и сооружений.
В исполнение указанного распоряжения 23.12.2011 г. между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и ОАО "Опытно-конструкторской бюро "СОКОЛ" был заключен договор купли-продажи N 072-959, по условиям которого истец приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 16:50:22 05 12:111, расположенный по адресу: г.Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова, площадью 40032 кв.м., для использования под здания административно-производственного назначения.
Право собственности ОАО "Опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ" на указанный земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20.01.2012 г.
Из кадастровых паспортов земельного участка от 19.10.2011 г. и от 06.04.2012 г. усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:22 05 12:111, расположенный по адресу: г.Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова, имеет площадь 40032 +/- 70,03 кв.м., кадастровую стоимость 372530185,92 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков N 7215 от 09.07.2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:220512:111 общей площадью 40032 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова составляет 51 201 000 руб.
В соответствии с экспертизой отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков N 7215 от 09.07.2012 г., проведенной некоммерческим партнерством СРОО "Деловой союз оценщиков" указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному Закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам, и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ОАО "ОКБ "СОКОЛ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:220512:111 общей площадью 40032 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.07.2011 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011 г.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. в размере 372 530 185 руб. 92 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:220512:111 общей площадью 40032 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Авиастроительный район, ул. Академика Павлова составляет 51 201 000 руб.
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 г., то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г., споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом было заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 г. по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 сентября 2012 года, принятое по делу N А65-21248/2012, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А.Терентьев |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21248/2012
Истец: ОАО "Опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ",г.Казань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан