г. Самара |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А55-14408/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "ЖИЛОЙ ДОМ" - Кардаковой Н.А. (доверенность от 30.12.2011 N 687),
представителя муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти - Дорониной С.А. (доверенность от 13.01.2012 N 147/1),
представителя Министерства управления финансами Самарской области - Аксютиной Е.М. (доверенность от 20.09.2012 N 432),
представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Домнина Д.В. (доверенность от 24.10.2012 N 15/4688),
представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Андреевой М.Г. (доверенность от 21.09.2012),
представитель Правительства Самарской области - не явился; Правительство извещено надлежащим образом,
представитель открытого акционерного общества "ПО КХ городского округа Тольятти - не явился; общество извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2012 года по делу N А55-14408/2012 (судья Шаруева Н.В.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "ЖИЛОЙ ДОМ" (ОГРН 1026301999844, ИНН 6321115854), г. Тольятти,
к муниципальному образованию городскому округу Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6315800393), г.Тольятти,
Правительству Самарской области (ИНН 6315800925), г. Самара,
Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара,
Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1026301174602), г. Москва,
третье лицо: открытое акционерное общество "ПО КХ городского округа Тольятти (ИНН 6324014124), г.Тольятти,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общества "ЖИЛОЙ ДОМ" (далее - истец, ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ Тольятти, в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - первый ответчик, МО г.о. Тольятти мэрии г.о. Тольятти), Правительству Самарской области (далее - второй ответчик), Министерству управления финансами Самарской области (далее - третий ответчик, Минфин Самарской области), Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - четвертый ответчик, Минэнерго и ЖКХ Самарской области) и Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - пятый ответчик, РФ в лице Минфина РФ) о взыскании убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, в размере 201 363 руб. 74 коп. (т.1 л.д. 3-6).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество "ПО КХ г.Тольятти" (т.1 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 по делу N А55-14408/2012 в иске к Самарской области в лице Правительства Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации отказано. Суд взыскал с муниципального образования городской округ Тольятти за счет средств казны городского округа Тольятти в пользу ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ" 201 363 руб. 74 коп. убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения недополученных доходов, а так же расходы по государственной пошлине в сумме 7 027 руб. 27 коп. (т. 9 л.д. 59-69).
В апелляционной жалобе МО г.о. Тольятти мэрии г.о. Тольятти просит отменить решение суда первой инстанции в части взыскания с муниципального образования г.о. Тольятти убытков в размере 201 363,74 руб. и расходов по государственной пошлине в сумме 7 027,27 руб. отменить и принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении исковых требований ЗАО "Жилой Дом" к муниципальному образованию г.о. Тольятти отказать (т. 9 л.д.81-83).
Минэнерго и ЖКХ Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Минфин Самарской области апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
Минфина РФ апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
Правительство Самарской области и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Правительства Самарской области и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель МО г.о. Тольятти мэрии г.о. Тольятти поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представители ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ", Министерства управления финансами Самарской области, Минэнерго и ЖКХ Самарской области и Минфина РФ отклонили апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, что ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ" является управляющей компанией жилого многоквартирного дома, расположенного в Комсомольском районе городского округа Тольятти, Майский проезд, д.7Б.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, истец оказывает коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) гражданам, проживающим в управляемом им многоквартирном доме.
Указанные коммунальные услуги в 2009 - 2010 годах оказывались на основании заключенного между ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" (прежнее наименование МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти") (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖИЛОЙ ДОМ" (абонент) договор на пользование тепловой энергией от 04.09.2006 N 498, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию и горячую воду, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию и горячую воду, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. В соответствии с п.1.2 договора отпуск тепловой энергии и горячей воды производится на объект абонента: жилой дом - г. Тольятти, Майский проезд, дом. 7Б.
Расчеты истца за оказанные услуги по транспортировке тепловой энергии производились по тарифу, утвержденному Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, который для ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" в 2009 году составил 304, 44 руб. с учетом НДС за 1 Гкал. Расчеты за поставленную тепловую энергию в 2009 - 2010 годах также производились по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом. Тариф на производство тепловой энергии, поставлявшейся в 2009 году, для ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" составил 956,98 руб. с НДС за 1 Гкал, в 2010 году - 1 065, 54 руб. с НДС за 1 Гкал (приказы Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.10.2008 N 39, от 20.11.2009 N 69).
Начисление платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) производилось истцом с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлениями Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 и от 30.11.2009 N 607.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.03.2009 N 608-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2009 году" было установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению - 769 руб. 66 коп. за 1 Гкал с НДС.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 19.01.2010 N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению - 933 руб. 00 коп. за 1 Гкал с НДС.
В то же время в соответствии с актом сверки взаиморасчетов по указанным выше договорам за период 2009 - 2010 годов долг истца перед ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" составил 434 740 руб. 32 коп., из них 201 363 руб. 74 коп. - долг, который сложился из-за так называемой "разницы в тарифах".
Объемы поставленных ресурсов (тепловой энергии, услуг по передаче тепловой энергии) подтверждаются актами поставок, подписанными обеими сторонами.
Таким образом, у истца возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между тарифом, установленным УГРЭК для энергоснабжающей организации (ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти), и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив исковые требования истца и взыскав с МО г.о. Тольятти мэрии г.о. Тольятти убытки, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", действовавшей в спорный период, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), действовавшего в спорный период, государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу статьи 6 названного Закона установление тарифов на тепловую энергию отнесено к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с положениями Закона N 41-ФЗ, действовавшего в спорный период, реализация данной функции возлагалась на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов уполномочено на утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов тепловую энергию, установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводили тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, руководствуясь при этом основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При этом, органы местного самоуправления непосредственно тарифно-регулирующими полномочиями в области теплоснабжения Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не наделялись и обеспечивали организацию теплоснабжения населения иными установленными законом способами. Аналогичная позиция содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прямо исключавший регулирование органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения (пункт 4.1. части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Таким образом, функция регулирования тарифов на услуги теплоснабжающих организаций возлагается на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации совместно, при том, что именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 названного Закона к числу вопросов местного значения городского округа относится и организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Данное положение закона имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона.
В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования, предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, что предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодательством в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу данного ресурса, в связи с чем предусматривается установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителю.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищным кодексом Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным согласно настоящей статье.
При этом частью 2 названной статьи Закона предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.
В силу части 3 статьи 6 вышеназванного Закона предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года N 429 на 2009 год установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по г. Тольятти в размере 125%.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.11.2009 года N 607 на 2010 год установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по г. Тольятти в размере 114,2%.
Из материалов дела, следует, что ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ" является управляющей компанией жилого многоквартирного дома, расположенного в Комсомольском районе городского округа Тольятти, Майский проезд, д.7Б.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 истец оказывает коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) гражданам, проживающим в управляемом им многоквартирном доме.
Указанные коммунальные услуги в 2009 - 2010 годах оказывались на основании заключенного между ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" (прежнее наименование МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти") (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖИЛОЙ ДОМ" (абонент) договор на пользование тепловой энергией N 498 от 04.09.2006, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию и горячую воду, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию и горячую воду, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. В соответствии с п.1.2 договора отпуск тепловой энергии и горячей воды производится на объект абонента: жилой дом - г. Тольятти, Майский проезд, дом. 7Б.
Расчеты истца за оказанные услуги по транспортировке тепловой энергии производились по тарифу, утвержденному Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, который для ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" в 2009 году составил 304, 44 руб. с учетом НДС за 1 Гкал. Расчеты за поставленную тепловую энергию в 2009 - 2010 годах также производились по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом. Тариф на производство тепловой энергии, поставлявшейся в 2009 году, для ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" составил 956,98 руб. с НДС за 1 Гкал, в 2010 году - 1 065, 54 руб. с НДС за 1 Гкал (приказы Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.10.2008 N 39, от 20.11.2009 N 69).
Начисление платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) производилось истцом с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлениями Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 и от 30.11.2009 N 607.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24.03.2009 N 608-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2009 году" установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению - 769 руб. 66 коп. за 1 Гкал с НДС.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 19.01.2010 N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению - 933 руб. 00 коп. за 1 Гкал с НДС.
В то же время в соответствии с актом сверки взаиморасчетов по указанным выше договорам за период 2009-2010 годов долг истца перед ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти" составил 434 740 руб. 32 коп., из них 201 363 руб. 74 коп. - долг, который сложился из-за так называемой "разницы в тарифах". Объемы поставленных ресурсов (тепловой энергии, услуг по передаче тепловой энергии) подтверждаются актами поставок, подписанными обеими сторонами.
Таким образом, у истца возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между тарифом, установленным УГРЭК для энергоснабжающей организации (ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти), и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 08.04.2009 N 195 "Об утверждении распределения на 2009 год субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений в Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, а так же с оплатой топливно-энергетических ресурсов", бюджет городского округа Тольятти в целях софинансирования расходных обязательств, указанных в приведенном постановлении получил 94 032 500 руб. 00 коп.
Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2008 N 509 "О предоставлении бюджетам городских округов и поселений субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений в Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникающих при выполнении полномочий, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, и их распределении на 2008 год" закреплено, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и поселений в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникающих при выполнении полномочий, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области.
Указанные субсидии предоставлялись в размере, не превышающем 95 процентов от суммы общего объема финансирования соответствующего расходного обязательства конкретного муниципального образования.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 02.10.2009 N 2200-п/1 утвержден порядок предоставления субсидий на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, возникших с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с указанным постановлением из бюджета городского округа Тольятти перечислено на указанные цели (разница в тарифе на тепловую энергию) 224 596 руб. 00 коп., в том числе, за счет областного бюджета покрыты убытки в сумме 213 366 руб. 00 коп., за счет местного бюджета - 11 230 руб. 00 коп. Не возмещенными за 2009 год остались денежные средства в размере 31 845 руб. 08 коп.
В соответствии с пунктом 3 постановления мэрии городского округа Тольятти от 19.01.2010 N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году", недополученные доходы управляющих организаций, возникшие в связи с применением предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, возмещаются за счет средств бюджета городского округа Тольятти и бюджета Самарской области на основании заключенного соглашения.
Согласно пункту 4.2 Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608, разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Поскольку на 2010 год соглашение между городским округом Тольятти и Самарской областью о порядке возмещения выпадающих доходов управляющих компаний заключено не было, денежные средства виде субсидий из бюджета Самарской области не выделялись на покрытие недополученных доходов, в связи с чем, в 2010 году убытки истца, возникшие из-за применения предельных индексов составили 169 518 руб. 66 коп. и небыли возмещены так же из бюджета городского округа Тольятти.
Убытки истца, образовавшиеся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области составляют 201 363 руб. 74 коп.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.
В соответствии с Постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 15.03.2011 N 741-п/1 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области", установлено, что к расходным операциям городского округа Тольятти относится предоставление субсидий из бюджета городского округа Тольятти на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, возникших в 2010 году в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Самарской области.
Согласно пунктам 1.2 и 3.4 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением от 15.03.2011 N 741-п/1, субсидии предоставляются за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах объема утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Субсидии предоставляются на основании расчета объема недополученных доходов.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка предоставления субсидий, размер субсидий рассчитывается исходя из объема коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями населению по регулируемым тарифам, и разницы между тарифами на коммунальные услуги, предоставляемыми населению, и тарифами, установленными органами государственной власти Самарской области для организаций коммунального комплекса.
Судом первой инстанции установлено, что мэрией городского округа Тольятти введено ограничение тарифа на тепловую энергию, применяемого для расчета платы граждан за услуги по отоплению, на 2009 год в размере 769 руб. 99 коп. за 1 Гкал (с НДС) (постановление от 24.03.2009 N 608-п/1), что на 23,4% ниже установленного приказом Управления тарифа на 2009 год для потребителей МУП "ПО КХ г. Тольятти" (956 руб. 98 коп. за 1 Гкал с НДС).
На 2010 год мэрией городского округа Тольятти постановлением от 19.01.2010 N 64-п/1 установлено ограничение в размере 933 руб. 00 коп. за 1 Гкал (с НДС), что на 14,2% ниже установленного приказом Управления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию на 2010 год для потребителей МУП "ПО КХ г. Тольятти" (1065 руб. 54 коп. за 1 Гкал с НДС).
Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год в размере 125%, что на 11,3% превышает рост тарифа, установленного для потребителей МУП "ПО КХ г. Тольятти", в 2010 году по отношению к предельному индексу 114,2%, рост тарифа для потребителей меньше на 2,9 %.
Таким образом, занижение тарифа на тепловую энергию, применяемого для расчета платы граждан за услуги по отоплению в городском округе Тольятти в 2009 и 2010 годах, привело к образованию выпадающих доходов управляющих компаний городского округа Тольятти, сложившихся за счет тарифной разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным мэрией городского округа Тольятти ограничением.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку Самарская область принятые на себя расходные обязательства по предоставлению субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и поселений в целях софинансирования расходных обязательств городских округов на возмещение затрат или недополученных доходов управляющих организаций в 2009 году исполнила в полном объеме, а возникновение так называемой "межтарифной разницы" обусловлено установлением непосредственно городским округом Тольятти ограничения тарифа на тепловую энергию, применяемого в расчетах с населением, на уровне ниже экономически обоснованных, в связи с чем, обязанность по возмещению убытков ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ" за 2009 год в сумме 31 845 руб. 08 коп. должна быть возложена на то публично-правовое образование, которым принято соответствующее решение, то есть на муниципальное образование городской округ Тольятти.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку расходные обязательства по предоставлению субсидий на возмещение недополученных доходов в 2010 году полностью на себя взял городской округ Тольятти в соответствии с Постановлением от 15.03.2011 N 741-п/1, обязанность по возмещению убытков ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ" за 2010 год в сумме 169 518 руб. 66 коп. должна быть возложена на городской округ Тольятти.
Размер убытков, предъявленных ко взысканию подтвержден представленными в материалы дела расчетами, первичными документами на оплату услуг истца населением, а также актами выполненных работ и актами сверки между истцом и ресурсоснабжающей организациями.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Министерства управления финансами Самарской области и Министерства финансов Российской Федерации о том, что истцом не был оспорен в установленном порядке тариф, применяемый для расчетов между управляющей организацией и поставщиком услуг.
Такой тариф признается уже экономически обоснованным, и "пониженный" тариф, принятый во исполнение нормативного акта субъекта Российской Федерации, направленного на защиту населения от роста цен на коммунальные услуги, не может быть экономически обоснованным.
Признание данного факта ответчиком - Самарской областью, непосредственно следует из постановления Правительства Самарской области от 19.12.2008 N 509, которым предусмотрено выделение муниципальным образованиям субсидий в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений в Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, а также с оплатой топливно-энергетических ресурсов.
Следовательно, убытки в виде неполученных доходов, понесенные истцом вследствие образовавшей межтарифной разницей между тарифами на поставку тепловой энергии поставщиком ресурсов и приведенными в соответствие с установленными правительством Самарской области предельными индексами ценами на коммунальные услуги подлежат возмещению в силу статей 16, 1069 ГК РФ вне зависимости от оспаривания им либо не оспаривания нормативных актов, установивших тарифы для поставщиков, либо нормативных актов, установивших предельные индексы изменения цен на коммунальные услуги.
С учетом изложенного, заявленные истцом требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме за счет казны городского округа Тольятти, и в удовлетворении заявленных требований к остальным ответчикам суд первой инстанции обоснованно отказал.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина МО г.о. Тольятти мэрии г.о. Тольятти в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2012 года по делу N А55-14408/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14408/2012
Истец: ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Муниципальное образование г.о.Тольятти в лице мэрии г. о.Тольятти, Правительство Самарской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ОАО "ПО КХ г. Тольятти", Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министрества финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9227/13
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9227/13
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1914/13
27.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15659/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14408/12