Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2013 г. N ВАС-9227/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального образования "Городской округ Тольятти" в лице мэрии городского округа Тольятти от 01.07.2013 N 1658/4.1-0 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2013 по делу N А55-14408/2012 по иску закрытого акционерного общества "ЖИЛОЙ ДОМ" (г. Тольятти, далее - общество) к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия), Правительству Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 201 363 рублей 74 копеек убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения неполученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2013, исковые требования к мэрии удовлетворены. В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов мэрия просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество как управляющая компания жилого многоквартирного дома, расположенного в Комсомольском районе г. Тольятти, Майский проезд, д. 7б, в 2009 - 2010 годах оказывал коммунальные услуги гражданам, проживающим в управляемом им многоквартирном доме, и начислял плату с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлениями Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 429 и от 30.11.2009 N 607.
Общество, полагая, что у него возникли убытки вследствие разницы между тарифом, установленным регулирующим органом для энергоснабжающей организации, и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" и исходили из обязанности мэрии обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат истца, предоставляющего населению коммунальные услуги, в случае утверждения для населения уровня платежей ниже экономически обоснованных затрат на такие услуги.
Исследовав с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали вывод о том, что мэрия при установлении в спорный период тарифов на коммунальные услуги для населения ниже региональных стандартов и предельных уровней не установила порядок и источники возмещения разницы, допустив тем самым неправомерное бездействие.
Ссылка мэрии на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П не принимается, поскольку основанием для судебных актов по настоящему делу послужили иные обстоятельства.
Заявитель не учитывает, что взыскиваемая по настоящему делу межтарифная разница вызвана не регулированием органом местного самоуправления тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, а реализацией им правомочия по установлению платы за коммунальные услуги, предусмотренного частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного не могут быть приняты, как противоречащие установленным судом первой инстанции основаниям возникновения спорных отношений, ссылки заявителя на отсутствие у него полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию. Из оспариваемых судебных актов, вопреки мнению заявителя, не следует, что вывод судов об обязанности муниципального образования возместить межтарифную разницу основан на выводе о наличии у муниципального образования государственных полномочий, на которые указывает заявитель.
Приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора доводы свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-14408/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2013 г. N ВАС-9227/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-14408/2012
Истец: ЗАО "ЖИЛОЙ ДОМ"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Муниципальное образование г.о.Тольятти в лице мэрии г. о.Тольятти, Правительство Самарской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ОАО "ПО КХ г. Тольятти", Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министрества финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9227/13
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9227/13
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1914/13
27.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15659/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14408/12