г. Вологда |
|
25 декабря 2012 г. |
N А13-10377/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от индивидуального предпринимателя Мальцева Юрия Альбертовича представителя Конасовой О.А. по доверенности от 05.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 октября 2012 года по делу N А13-10377/2012 (судья Зрелякова Л.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Мальцев Юрий Альбертович (ОГРНИП 310352535100043, далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447, расположенного по адресу: город Вологда, улица Преображенского, дом 30е, площадью 4704 кв.м, в размере 1 725 000 руб., и о возложении обязанности ответчика внести указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447 в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 04.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).
Решением суда от 25.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить.
Доводы подателя жалобы к следующему.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ответчиком является орган кадастрового учета. Орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти или иной стоимости. В силу характера возложенных функций и задач у органа кадастрового учета отсутствуют специалисты, обладающие познаниями в вопросах оценки объектов недвижимости. У органа кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) возникает прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа власти. Истцом не предъявляются к органу кадастрового учета конкретные материально-правовые требования, которые вытекают из спорного материально-правового отношения и по поводу которого арбитражный суд должен вынести решение. Фактически как таковой спор между истцом и органом кадастрового учета отсутствует в принципе. В указанных случаях истец через арбитражный суд использует альтернативный способ определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основании решения суда. Кроме того, законодательство Российской Федерации на тот момент не устанавливало равенство рыночной и кадастровой стоимости.. Определить кадастровую стоимость земельного участка возможно было только в результате проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). Учреждение, наделенное полномочиями органа кадастрового учета и территориальные управления Росреестра по субъектам Российской Федерации по указанной категории дел являются ненадлежащими ответчиками. Они могут быть привлечены к участию в деле в качестве третьих ли, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Поэтому расходы по уплате государственной пошлины должны быть отнесены на истца.
Предприниматель в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Учреждение и Администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов, постановлением главы города Вологды от 18.02.2004 N 532 истцу предоставлен из земель поселений в аренду сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером 35:24:0103002:0447, площадью 4704 кв.м, расположенный по адресу: город Вологда, улица Преображенского, дом 30е, для эксплуатации и обслуживания здания гаража.
В соответствии с данным постановлением Администрация (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор N 24-6472А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города сроком с 18.02.2004 по 18.02.2029.
Договор зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.05.2009 серии 35-СК N 486934 истцу принадлежат на праве собственности ремонтно-механические мастерские, общей площадью 584,2 кв.м, расположенные по адресу: город Вологда, улица Преображенского, дом 30е.
Постановлением главы города Вологды от 15.05.2009 N 2534 принято решение считать видом использования земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447, площадью 4704 кв.м, по улице Преображенского, дом 30е, эксплуатацию и обслуживание здания ремонтно-механических мастерских.
На основании заявления истца о предоставлении в собственность земельного участка распоряжением Департамента земельных отношений Вологодской области от 24.02.2012 N 555-р решено предоставить Предпринимателю в собственность за плату земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов), государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 35:24:0103002:0447, площадью 4704 кв.м, расположенный по адресу: город Вологда, улица Преображенского, дом 30е, с разрешенным использованием - эксплуатация и обслуживание здания ремонтно-механических мастерских.
Департамент земельных отношений Вологодской области подготовил и представил истцу для подписания проект договора купли-продажи земельного участка от 05.03.2012 N 1136.
Выкупная цена участка в договоре в соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 30.04.2002 N 778-ОЗ "О цене земельных участков" установлена в размере 398 765 руб. 14 коп., что составляет 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447 составляет 15 950 605 руб. 44 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.05.2012 N 237/05/12, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива" (с учетом уточняющего письма от 15.05.2012) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447, площадью 4704 кв.м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Преображенского, дом 30е, составляет 1 725 000 руб. по состоянию на 05.03.2012.
Экспертным заключением от 29.06.2012 N 120628-296-78 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" установлено, что отчет от 15.05.2012 N 237/05/12 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и стандартов некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков".
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными и удовлетворил иск.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447 определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.05.2012 N 237/05/12, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива" (с учетом уточняющего письма от 15.05.2012) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447, площадью 4704 кв.м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Преображенского, дом 30е, определенная по состоянию на 05.03.2012, составляет 1 725 000 руб.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод подателя жалобы о том, что Учреждение не является ненадлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в связи со следующим.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 Учреждение с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав. Вывод о возможности защиты прав лица избранным им способом зависит от того, какой материально-правовой интерес преследует лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные Предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из приведенных разъяснений следует, что если рыночная стоимость земельного участка определена, требования лица, обратившегося в арбитражный суд, подлежат удовлетворению. При этом суд обязывает орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой с момента вступления в силу судебного акта.
Соответственно Учреждение является надлежащим ответчиком, который несет все предусмотренные АПК РФ процессуальные права и обязанности, в том числе по распределению судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вышеприведенные положения не содержат указания на возможность освобождения ответчика от возмещения другой стороне судебных расходов, которые состоят из судебных издержек и государственной пошлины.
В случае удовлетворения арбитражным судом требований заявителя, не освобожденного от уплаты государственной пошлины по делу, распределение судебных расходов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ: если проигравшей стороной является государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты госпошлины, то с него взыскиваются в пользу другой - выигравшей стороны понесенные судебные расходы, в том числе и госпошлина.
При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд вправе отнести на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением (часть 4 статьи 110 АПК РФ).
По настоящему делу такого соглашения между сторонами не достигнуто.
На основании изложенного, в связи с удовлетворением требований истца по настоящему делу, его расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по делу подлежат отнесению на ответчика в полном объеме.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 октября 2012 года по делу N А13-10377/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10377/2012
Истец: ИП Мальцев Юрий Альбертович, предприниматель Мальцев Юрий Альбертович
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Вологодской области
Третье лицо: Администрация города Вологды