г. Воронеж |
|
29 декабря 2012 г. |
Дело N А35-9796/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрации Курского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Областного бюджетного учреждения "Курскгидрострой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2012 по делу N А35-9796/2011 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области о признании незаконными действий, при участии третьих лиц - Администрации Курского района Курской области, Областного бюджетного учреждения "Курскгидрострой".
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области о признании незаконными действий Управления Росреестра по Курской области по включению в Единый государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, площадью 3125000 кв.м., с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования к фонду перераспределения и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области аннулировать в Едином государственном кадастре недвижимости сведения об отнесении указанного выше земельного участка к фонду перераспределения.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела принимали участие Администрация Курского района Курской области, Областное бюджетное учреждение "Курскгидрострой" (далее - ОБУ "Курскгидрострой").
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.09.2012 по делу N А35-9796/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что Управление Росреестра по Курской области не реализует полномочия органа кадастрового учета, и следовательно, не совершает и не совершало ранее (до сентября 2010 года) действия по ведению ГКН, в том числе, действий, оспариваемых заявителем.
Распоряжение и управление земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Управление Росреестра по Курской области реализует полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Положение), утвержденным приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/157, и не наделено полномочиями по включению в Единый государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельных участков к фонду перераспределения. Действия Управления Росреестра по Курской области носят правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.
Считает, что суд необоснованно не принял во внимание письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 16.05.2012 исх. N 2291, согласно которому изменения по данному земельному участку в части разрешенного использования были внесены на основании изменений в оценочную опись по ранее учтенному земельному участку, переданную по акту приема-передачи от 09.06.2009 N 225.
Кроме того, по мнению Управления, заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями Управления Росреестра по Курской области по включению в Единый государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка к фонду перераспределения, несоответствие оспариваемых действий закону.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Комитет по управлению имуществом Курской области против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; указал, что в связи с тем, что данный участок стоит на кадастровом учете с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования - фонд перераспределения, из него выделяются земельные участки гражданам для сельскохозяйственного производства, в том числе под объектами незавершенного строительства, принадлежащими Курской области, а также имеющими границы, расположенные в действующем водохранилище. Все вышеизложенное препятствует деятельности Комитета по управлению имуществом Курской области как уполномоченного органа, проводить работу по межеванию данных участков с целью дальнейшей государственной регистрации права собственности Курской области на ранее выделенные под строительство земельные участки.
Считает, что сведения об отнесении земельного участка к фонду перераспределения были внесены в Единый государственный кадастр недвижимости без каких-либо законных оснований, дающих на это право и данные действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области, правопреемником которого является Управление Росреестра по Курской области, являются незаконными.
ОБУ "Курскгидрострой" в представленном суду письменном мнении по апелляционной жалобе против доводов жалобы также возражало, полагая решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В материалах дела имеются заявления от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 18.12.2012 в порядке статей 163, 266 АПК РФ был объявлен перерыв до 24.12.2012.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжениями Совета Министров РСФСР от 08.12.1978 N 1990-р, от 01.03.1979 N 305-р, от 23.10.1980 N 1706-р, от 10.01.1984 N 39-р, от 23.01.1985 N 124-р, от 03.01.1986 N 10-р, от 30.09.1987 N 1286-р, от 29.01.1988 N 95-р приняты предложения Курского облисполкома об изъятии в установленном порядке для передачи Дирекции по строительству Курского водохранилища земельных участков: площадью 10 га (пашня) у фабрики "Юбилейная" Минсельхоза РСФСР - для первоочередного жилищного строительства в пос. Лазурный согласно генплану развития поселка; площадью 5 га (пашня) у колхоза "Дружба" Курского района, площадью 12 га (пашня) у совхоза "Золотухинский" Минсельхоза РСФСР, площадью 1,5 га (пашня) у подсобного хозяйства Курской областной психиатрической больницы - для жилищного строительства; площадью 15 га у Курского мехлесхоза, площадью 2,9 га у Учреждения ОХЗО/2 - для строительства отводящего канала водосбросного сооружения (с правом вырубки леса под сооружения); площадью 121 га у колхоза "Дружба" Курского района, площадью 24 га у колхоза "Восход" Золотухинского района, площадью 101 га у совхоза "Золотухинский" Минсельхоза РСФСР; площадью 20 га у птицефабрики "Юбилейная", площадью 28 га у Учебно-опытного хозяйства Курского сельскохозяйственного института; площадью 175 га у Центрально-Черноземной машиноиспытательной станции, площадью 19 га у подсобного хозяйства областной психиатрической больницы, площадью 533 га у Курского мехлесхоза, площадью 8 га у Золотухинского мехлесхоза - под зону затопления водохранилища (с правом вырубки леса); площадью 1,5 га у Курского лесхоза - для расширения плотины водохранилища (с правом вырубки леса); площадью 4 га (пашня) у Птицефабрики "Юбилейная" - для жилищного строительства; площадью 27 га (пашня) у совхоза "Юбилейный" - для жилищного строительства; площадью 3 га (пашня) у Центрально-Черноземной машиноиспытательной станции - для строительства головной насосной станции.
Решениями исполнительного комитета Курского районного совета депутатов трудящихся от 07.02.1977 N 43, от 13.04.1978 N 172, от 19.04.1978 N 188, от 14.02.1980 N 75, от 12.03.1981 N 104, от 28.12.1982 N 473, от 15.10.1984 N 312, от 17.07.1986 N 169, от 17.04.1987 N 81, от 23.03.1988 N 55 утверждены: материалы выбора земельного участка и решение общего собрания уполномоченных от 29.01.1977 об изъятии из землепользования колхоза "Знамя коммунизма" 12 га пашни и предоставлении их областному Отделу мелиорации и водного хозяйства для строительства производственной базы Курского водохранилища; акт обследования комиссии от 22.02.1978 по производственному согласованию мест расположения объектов нового строительства Курского водохранилища на р. Тускарь; решение общего собрания уполномоченных членов колхоза "Заря коммунизма" Курского района и материалы по отбору и отводу земельного участка площадью 3,2 га под строительство эксплуатационной базы Курского водохранилища; акт отбора и согласие землепользователей по отводу земельного участка под строительство отводящего канала водосбросного сооружения Курского водохранилища площадью 17,9 га; отведены земельный участок леса площадью 1,5 га под производство работ по заделке штольни и устройства цементной завесы плотины водохранилища и земельный участок площадью 2 га для строительства базы эксплуатации Курского водохранилища; утверждены акт районной комиссии и согласие землепользователей по отбору и отводу земельного участка площадью 5,3 га под строительство автодороги "Курск - плотина водохранилища - автодорога "Курск - Поныри"; акт районной комиссии от 01.07.1982 по выбору земельных участков общей площадью 30,6 га под строительство дренажных сооружений от плотины строящегося водохранилища; постановления общих собраний уполномоченных членов колхоза "Дружба", им. Свердлова и заключения совхоза "Юбилейный", ЦЧ МИС, Курской областной психиатрической больницы, Букреевского дома-интерната, Управления топливной промышленности и Ушаковского рыбхоза об изъятии с их согласия и предоставлении Дирекции по строительству Курского водохранилища для строительства земельных участков площадью 1932,4 га.
Решениями исполнительного комитета Курского областного совета народных депутатов от 11.01.1979 N 14, от 21.04.1980 N 222, от 19.12.1983 N 530 Дирекции по строительству Курского водохранилища предоставлены в постоянное пользование земельные участки общей площадью 4689,8 (3642,9+15+2,9+540,7+488,3) га под строительство Курского водохранилища.
01.03.1993 Постановлением Главы администрации Курского района Курской области N 101 утвержден Проект перераспределения земель совхоза "Юбилейный" разработанный Курским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием института ЦЧОНИИГипрозом, по заданию Курского областного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам на основании предложений районной и внутрихозяйственной комиссий по приватизации земли и реорганизации хозяйства и районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, в постоянное (бессрочное) пользование совхоза "Юбилейный" переданы земли общей площадью 2065га.; в государственный фонд перераспределения земель передано 33 га земли, из которых 32 га передано для использования под коллективные огороды.
Постановлениями Главы администрации Курского района Курской области от 29.03.1995 N 78, 06.05.1998 N 153, от 31.05.2001 N 225 Дирекции по строительству Курского водохранилища, переименованной в Федеральное государственное учреждение по строительству гидроузлов в бассейне реки Сейм "Курскгидрострой" (далее - ФГУ "Курскгидрострой") (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.08.1999 N 154), в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки: площадью 41 га, занятый жилым поселком "Лазурный" и водозаборными сооружениями; площадью 30 га из земель ОГУП "Юбилейное"; площадью 78 га из земель Курской областной психоневрологической больницы и ОГУП "Некрасовское".
30.10.2001 Земельный комитет Курского района Курской области выдал ФГУ "Курскгидрострой" справку о том, что по земельно-учетной документации за Учреждением значится 17,9 га - под плотиной и дренажными сооружениями, 976 га - под ложем водохранилища, 0,9 га - под карьером, 1,5 га - под цементными завесами, 3 га - под головной насосной станцией.
01.12.2005 земельные участки из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космический деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью 179000 кв.м. (разрешенное использование - под строительство отводящего канала водосбросного сооружения Курского водохранилища), 9760000 кв.м. (фактическое использование - под водохранилищем), 9000 кв.м. (фактическое использование - ФКУ "Курскгидрострой" (карьер)), 15000 кв.м. (разрешенное использование - под производство работ по заделки штольни и устройства цементной завесы плотины водохранилища), расположенные по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, 30000 кв.м. (фактическое использование - головная насосная станция водохранилища), расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Камышинский сельсовет, поставлены на государственный кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 46:11:212103:3, 46:11:212103:2, 46:11:212118:24, 46:11:212003:2, 46:11:061913:14 соответственно.
В октябре 2005 года открытое акционерное общество "Московский областной институт "Гидропроект" (далее - ОАО "Мособлгидропроект") подготовил проектную документацию на первую очередь пускового комплекса Курского водохранилища на р. Тускарь.
05.08.2009 распоряжением Правительства Курской области N 383-р утвержден рабочий проект "Курское водохранилище на реке Тускарь. I очередь пускового комплекса". 16.09.2009 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области распоряжением N01-01-03/385 передало в государственную собственность Курской области ФГУ "Курскгидрострой" как имущественный комплекс.
Постановлением Администрации Курской области от 25.12.2009 N 457 ФГУ "Курскгидрострой" преобразовано в областное государственное учреждение "Курскгидрострой" (далее - ОГУ "Курскгидрострой") и отнесено к ведению комитета строительства и стройиндустрии Курской области, который пунктом 1 данного постановления определен государственным заказчиком по строительству объекта "Курское водохранилище на реке Тускарь. I очередь пускового комплекса".
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.2., пунктом 2.2 Устава ОГУ "Курскгидрострой", учреждение является правопреемником ФГУ "Курскгидрострой", выполняет функции заказчика по строительству объекта "Курское водохранилище на р. Тускарь. I очередь пускового комплекса", в том числе в области финансирования, учета и отчетности, а также контроля и надзора за ходом строительства; эксплуатации находящихся в оперативном управлении Учреждения гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем.
01.04.2010 Межрайонный территориальный отдел N 6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области (далее - МТО N 6 Управления Роснедвижимости по Курской области) предоставил Главе Курского района Курской области сведения (сопроводительное письмо исх. N 324) о размере фонда перераспределения на территории Курского района по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с которыми на территории бывшего ОГУП "Юбилейная" числится 1900 га земель фонда перераспределения.
02.09.2010, 03.09.2010, 15.09.2010, 08.10.2010 поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет: площадью 300000 кв.м. с разрешенным использованием - для возобновления строительства водохранилища; площадью 306000 кв.м. с разрешенным использованием - под строительство дренажных сооружений от плотины строящегося водохранилища; площадью 68000 кв.м. с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования; площадью 780000 кв.м. с разрешенным использованием - для возобновления строительства водохранилища, им присвоены кадастровые номера 46:11:212101:3, 46:11:212102:4, 46:11:212101:4, 46:11:000000:82 (соответственно).
09.08.2011 в судебном заседании Курского районного суда в ходе рассмотрения гражданского дела по заявлению Глебовой Галины Ивановны об оспаривании решения Администрации Курского района Курской области и признании права собственности на земельный участок площадью 6,8 га, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, кадастровый номер 46:11:212101:4, Комитету по управлению имуществом Курской области, привлеченному к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица определением суда от 04.08.2011, из информации ФГУ "Кадастровая палата" по Курской области от 21.12.2010 N 7303, представленной в материалы данного дела, стало известно, что испрашиваемый Глебовой Г.И. в собственность земельный участок образовался в результате выдела из земельного участка площадью 3125000 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования фонд перераспределения.
Считая действия Управления Росреестра по Курской области по включению в Единый государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, площадью 3125000 кв.м., с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования к фонду перераспределения незаконными Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в арбитражный суд. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области аннулировать в Едином государственном кадастре недвижимости сведения об отнесении указанного выше земельного участка к фонду перераспределения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 46:11:212100:2 к фонду перераспределения земель является незаконным, не обоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя на свободное владение и пользование принадлежащим ему имуществом, препятствует осуществлению прав собственника на данный участок и расположенные на нём объекты недвижимого имущества - земляные плотины, в частности, регистрации права собственности на указанные объекты.
Апелляционная инстанция находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности по состоянию на 22.12.2005, регулировались Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Закона N 28-ФЗ государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра); государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Абзацем 5 пункта 2 статьи 14 названного закона установлено, что в государственном реестре земель содержатся сведения о земельных участках, в том числе, категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 17 Закона N 28-ФЗ сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По состоянию на 28.11.2005 функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (пункты 1 и 5.4.1).
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 9) порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (в первоначальной редакции), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 80 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 9) фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота и формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фондах перераспределения земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 утверждены Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, действовавшие в период с 19.03.2002 по 21.07.2006, в соответствии с которыми в случае если основанием внесения земельных участков в соответствующий перечень является их включение в фонд перераспределения земель, документами, подтверждающими обоснованность внесения земельного участка в данный перечень являются, в том числе копии актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, изданных в пределах их компетенции, о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или срочное пользование, если в указанном акте установлена категория земель предоставляемого земельного участка.
Как следует из материалов дела, проект землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Юбилейный" Курского района Курской области разработан в 1992 году и утвержден Постановлением Главы администрации Курского района Курской области от 01.03.1993 N 101.
Согласно данному проекту за совхозом "Юбилейный" по состоянию на 01.11.1990 было закреплено всего 3991га земель, в том числе: земли постороннего пользования 1136га, земли в постоянном пользовании хозяйства 2855га. Из земель, находящихся в постоянном пользовании хозяйства (2855 га) выделены земли, ранее включенные в фонд перераспределения - 790 га, и земли, распределенные на земельные паи - 2065га. Земли фонда перераспределения в размере 757 га переданы в ведение сельского совета, в спецземфонд районного Совета народных депутатов включено 33 га, из них 32 га распределено под коллективные огороды.
Таким образом, по состоянию на 01.11.1990 фонд перераспределения земель сельского совета включал 757 га земли, спецземфонд районного Совета народных депутатов - 1 га земли.
То есть, вместо ранее существовавших районных фондов установлен единый фонд перераспределения земель.
Основанием для обращения заявителя в суд явилось включение 22.12.2005 в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, площадью 3125000 кв.м., с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования к фонду перераспределения.
Из пояснений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", изложенных в письменном отзыве (т 5 л.д. 10) следует, что данные о земельном участке площадью 3125000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенном по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта приема-передачи оценочной описи от 01.12.2005, подготовленной Институтом земельных отношений города Воронежа.
Из оценочной описи, представленной в материалы дела, усматривается, что результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Курской области по кадастровому кварталу 46:11:212100 утверждены Постановлением Правительства Курской области от 16.06.2004 N 66 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель лесного фонда, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, земель сельскохозяйственного назначения Курской области".
Между тем, судом установлено, что оценочная опись земельных участков по кадастровому кварталу 46:11:212100 не содержит сведений об отнесении земельных участков данного кадастрового квартала к фонду перераспределения земель.
Согласно пункту 1.2 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 3125000 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет поставлен на кадастровый учет 22.12.2005 как ранее учтенный земельный участок, ему присвоен кадастровый номер 46:11:212100:2. Из представленных в материалы дела компьютерных данных земельно-учетной документации, находящейся в государственном фонде Курского отдела Управления Роснедвижимости по Курской области, в сведениях об объекте - земельном участке с кадастровым номером 46:11:212100:2 указан документ - Постановление главы администрации N 120, выданное 02.06.2003.
Между тем, существование такого документа судом не установлено. Обратное заявителем жалобы не доказано.
Документальных оснований, подтверждающих включение земельного участка с кадастровым номером 46:11:212100:2 в фонд перераспределения земель, равно как и документов, подтверждающих отнесение данного земельного участка к фонду перераспределения материалы дела не содержат.
Сведения, указанные в приложении N 1 к справке Межрайонного территориального отдела N 6 Управления Роснедвижимости по Курской области от 01.04.2010 N 324 (том 2 лист 123), о том, что фонд перераспределения земель Курского района по состоянию на 01.01.2010 включает 1900га земель бывшего ОГУП "Юбилейная", документально не подтверждены.
В связи с чем, суд области пришел к обоснованному выводу, что постановка земельного участка с кадастровым номером 46:11:212100:2 на кадастровый учет была произведена территориальным органом Росземкадастра по Курской области с нарушением требований действовавшего в период постановки этого участка на кадастровый учет законодательства, поскольку данным органом не была проведена проверка представленных для проведения кадастрового учета документов.
Также, из материалов дела усматривается, что большая часть земель совхоза "Юбилейный", расположенных на территории Щетинского сельсовета Курского района Курской области, передана Дирекции по строительству Курского водохранилища (правопредшественнику ОБУ "Курскгидрострой") для строительства Курского водохранилища на реке Тускарь. Согласно справки Земельного комитета Курского района Курской области от 30.10.2001, выданной ФГУ "Курскгидрострой", по земельно-учетной документации за Учреждением значится 17,9 га - под плотиной и дренажными сооружениями, 976 га - под ложем водохранилища, 0,9 га - под карьером, 1,5 га - под цементными завесами, 3 га - под головной насосной станцией. В соответствии с картографическим материалом уточненного Генплана строительства Курского водохранилища, утвержденного 26.02.1999, земельный участок с кадастровым номером 46:11:212100:2 входит в состав земель, выделенных под строительство водохранилища, и находится в зоне затопления; согласно инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов ОГУ "Курскгидрострой" по состоянию на 25.10.2010 на этом участке расположен объект незавершенного строительства - земляная плотина с намываемой территорией, стоящий на балансе Курской области. Указанная инвентаризационная опись также содержит сведения о том, что за Учреждением числятся нефинансовые активы: правобережная и левобережная земляная плотины с намываемой территорией, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 46:11:212100:2.
Из пунктов 1.4 и 1.5 Устава ОГУ "Курскгидрострой" следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является Курская область. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет от имени Курской области Комитет по управлению имуществом Курской области.
Таким образом, как верно отметил суд области, земельный участок с кадастровым номером 46:11:212100:2, входящий в состав земель, выделенных под строительство Курского водохранилища, занятый земляными плотинами, числящимися на балансе ОГУ "Курскгидрострой", является собственностью Курской области.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что у правопредшественника Управления Росреестра по Курской области - Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области отсутствовали основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка площадью 3125000 кв.м., с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, к фонду перераспределения земель, является верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Комитетом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями Управления Росреестра по Курской области по включению в Единый государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка к фонду перераспределения, несоответствие оспариваемых действий закону, подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что 10.05.2011 Администрация Курского района выдала ОГУ "Курскгидрострой" разрешение N ru 46511000-051 на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства - "Курское водохранилище на р. Тускарь, 1-я очередь пускового комплекса", которым на площади участков строительства - 2290,11 га, расположенных по адресам: Курская область, Курский район, Камышинский сельсовет, Щетининский сельсовет, Пашковский сельсовет разрешены все виды строительно-монтажных работ. Срок действия разрешения до 10.05.2015.
Как следует из пояснений заявителя, согласно картографическому материалу уточненного Генплана строительства Курского водохранилища, утвержденного 26.02.1999 земельный участок с кадастровым номером 46:11:212100:2, на котором находятся объекты незавершенного строительства: правобережная и левобережная земляная плотина с намываемой территорией, находящиеся на балансе ОБУ "Курскгидрострой", входит в состав земель, выделенных под строительство водохранилища, и находится в зоне затопления.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2012 по делу N А35-9821/2011 признаны права собственности Курской области на земельные участки с кадастровыми номерами: 46:11:212102:4, 46:11:000000:82, 46:11:212003:2, 46:11:212101:3 (данное решение обжаловано не было, вступило в законную силу).
При этом полномочия собственника в данном случае реализует Комитет по управлению имуществом Курской области.
При таких обстоятельствах, наличие в Едином государственном кадастре недвижимости сведений об отнесении спорного земельного участка к фонду перераспределения, с учетом того обстоятельства что из данного фонда выделяются земельные участки гражданам для сельскохозяйственного производства, создает препятствия деятельности Комитета по управлению имуществом Курской области как уполномоченного органа, проводить работу по межеванию данных участков с целью дальнейшей государственной регистрации права собственности Курской области на ранее выделенные под строительство земельные участки. Кроме того, в границах земельного участка 46:11:212100:2 расположено действующее водохранилище, а также зона подлежащая затоплению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные Комитетом по управлению имуществом требования правомерно удовлетворены судом области.
Указание суда на обязанность Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Курской области аннулировать в Едином государственном кадастре недвижимости сведения об отнесении указанного земельного участка площадью 3125000 кв.м. с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования к фонду перераспределения, суд апелляционной инстанции считает правильным.
Так, из Положения об Управлении Росреестра по Курской области, утвержденного Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/157, следует, что Управление Росреестра по Курской области осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости (пункт 7.1.11) если правом осуществления данного полномочия не наделено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (переименовано в ФГБУ "ФКП Росреестра").
Согласно пункту 11 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011N П/331 целью деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" является обеспечение реализации полномочий Росреестра, в том числе, в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, утвержденного приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N128 целью деятельности Филиала является осуществление на территории Курской области полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Ссылка подателя жалобы на письмо N 2291 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 16.05.2012 (т. 5 л.д. 4), согласно которому данные о земельном участке с кадастровым номером 46:11:212100:2 были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта приема-передачи оценочной описи от 01.12.2005, подготовленного Институтом по данному земельному участку в части разрешенного использования были внесены на основании изменений в Оценочную опись по ранее учтенному земельному участку, переданной по Акту приема-передачи от 09.06.2009 N 225, которые хранятся в государственном фонде данных, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку информация, содержащаяся в данном письме документально не подтверждена.
Довод апелляционной жалобы о пропуске Комитетом срока на обращение с заявлением в суд подлежит отклонению с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Между тем, о нарушении своих прав Комитет по управлению имуществом узнал только 09.08.2011 в судебном заседании Курского районного суда в ходе рассмотрения гражданского дела по заявлению Глебовой Галины Ивановны об оспаривании решения Администрации Курского района Курской области и признании права собственности на земельный участок площадью 6,8 га, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, кадастровый номер 46:11:212101:4. Комитет по управлению имуществом Курской области был привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица определением суда от 04.08.2011, в судебном заседании из информации ФГУ "Кадастровая палата" по Курской области от 21.12.2010 N 7303 представленной в материалы данного дела, стало известно, что испрашиваемый Глебовой Г.И. в собственность земельный участок образовался в результате выдела из земельного участка площадью 3125000 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:11:212100:2, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Щетинский сельсовет, имевшего разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования - фонд перераспределения. Кассационным определением Курского областного суда от 29.09.2011 года в признании права собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли из земельного участка кадастровым номером 46:11:212100:2, Глебовой Г.И. было отказано.
В связи с чем, Комитетом по управлению имуществом Курской области процессуальный срок на обращение в суд пропущен не был.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, сделанных с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о распределении судебных расходов судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Курской области от 14.09.2012 по делу N А35-9796/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9796/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом Курской обл., Комитет по управлению имуществом Курской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области
Третье лицо: Администрация Курского района Курской области, Администрация Курского р-на по Курской обл., ОБУ "Курскгидрострой", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Курской области, ЗАО "Черноземный центр земельных и имущественных отношений"