г. Самара |
|
28 декабря 2012 г. |
Дело N А55-19175/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" - Дибаева А.Ю.; доверенность от 30.12.2011 года N 01-01-9/593,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещен, не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-19175/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", (ОГРН 1021601763820), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц:
- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 252 от 07.07.2011, обязании провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка N252 от 07.07.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что из представленного на государственную регистрацию договора аренды лесного участка N 252 от 07.07.2011 г. невозможно однозначно идентифицировать участок, подлежащий передаче в аренду и, соответственно, установить, является ли он частью лесного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:0056, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, поскольку в аренду сдается часть земельного участка, применительно к анализируемой ситуации для государственной регистрации такого договора аренды необходим кадастровый паспорт земельного участка с указанием части, сдаваемой в аренду. Однако такой документ представлен не был.
Податель жалобы считает, что предметом договора аренды лесного участка может быть лесной участок, границы которого определены в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ, а не его часть.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Управления.
Представитель Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка N 252 от 07.07.2011, заключенного на основании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.07.2011 N05-02-321977 "О предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности, без аукциона" (л.д.78-114).
Управлением Росреестра по Самарской области сообщением N 31/022/2011-167 от 11.03.2012 отказано в регистрации вышеуказанного договора аренды лесного участка на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав (л.д.10-13).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
На государственную регистрацию заявителем представлен договор аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 507-2010-07, имеющий местоположение: Самарская область, Сергиевский район, Сергиевское лесничество, Сергиевское участковое лесничество, квартал N 132, выдел 7, квартал N 133, выдел 5, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемом к договору, площадью 5,2 га, предоставленный в аренду для эксплуатации линейных объектов: магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев-1" Ду 820 мм, магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев-2" Ду 1020 мм, магистральный нефтепровод "Ромашкино-Куйбышев" Ду 530 мм, магистральный нефтепровод "Калтасы-Куйбышев" Ду-720 мм (л.д.14-28, 83-95).
В сообщении об отказе в государственной регистрации регистрирующим органом указано, что согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что если участок расположен на землях лесного фонда, государственная регистрация вышеуказанного договора аренды лесных участков возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, к договору аренды должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. При этом регистрирующий орган указал, что в ЕГРП осуществлена запись о праве собственности Российской Федерации на лесной участок с назначением: земли лесного фонда, площадью 93920000,00 кв. м., кадастровый номер 63:31:0000000:0056, однако из представленного на государственную регистрацию договора аренды невозможно определить, что передаваемый в аренду лесной участок является частью земельного участка, права на который зарегистрированы в ЕГРП.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьёй 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный кадастровый учет, осуществляется их государственный учет.
Согласно статье 4.2 вышеуказанного Федерального закона, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (Приложения N 1 и N 2 к договору аренды), а также Плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью 5,2 га имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 507-201007, расположен в защитных лесах на лесных землях, непокрытых лесной растительностью, местоположение: Самарская область, Сергиевский район, Сергиевское лесничество, Сергиевское участковое лесничество, квартал N 13.2,- выдел 7, квартал N 133, выдел 5.
Статьёй 4.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Довод подателя жалобы о том, что не подлежала передаче в аренду часть земельного участка лесного фонда без его выделения из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесного фонда, не сформированного в качестве самостоятельного объекта права является неосновательным.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которым объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Кроме того, согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2012 по делу N А72-9726/2011.
Исходя из смысла п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрацию должны быть представлены документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17,18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка, и что оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-19175/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19175/2012
Истец: ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ОАО "СЗМН")
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства , охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области