г. Томск |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А27-13808/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 20.12.2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2012 по делу N А27-13808/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (ОГРН 1084205006600, ИНН 4205153492) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании признать недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) от 10.04.2012 г. N ВЗН-083/21.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2012 г. требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росприроднадзор обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по основаниям, предусмотренным п.1-4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.
Так, по мнению апеллянта, суд не принял во внимание, что обязанность осуществлять оценку запасов подземных вод установлена действующим законодательством; п.7.1 лицензионного соглашения является отсылочным; судом не указаны основания непринятия письма от 17.04.2012 г.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2012 г.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области по результатам выездной проверки соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды Открытым акционерным обществом "СКЭК" выдано предписание от 10.04.2012 г. N взн-083/21 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
В соответствии с предписанием Общество обязано в срок до 01.06.2013 г. представить в Кузбасснедра геологический отчет о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод на участке недр "Южный" (п.7.1 лицензии КЕМ 01439 ВЭ).
Не согласившись с предписанием, ОАО "СКЭК" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о проведении проверки и вынесении предписания Управлением в пределах полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, установив, что Росприроднадзор не доказал факт нарушения п.7.1 лицензии КЕМ 01439 ВЭ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными.
Так, суд первой инстанции, на основании пункта 5.1.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 400, пунктов 3 и 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 293, статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" правомерно установил, что Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, является органом, в полномочия которого входит государственный геологический контроль, в связи с чем, Управление могло проводить плановую выездную проверку, порядок организации и проведения которой соблюден.
При этом, апелляционная инстанция учитывает, что в апелляционной жалобе не содержится доводов относительно нарушения процедуры проведения проверки.
Рассматривая доводы жалобы о том, что обязанность осуществлять оценку запасов подземных вод установлена действующим законодательством; п.7.1 лицензионного соглашения является отсылочным; судом не указаны основания непринятия письма от 17.04.2012 г., апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ОАО "СКЭК" осуществляет деятельность по добыче подземных вод на участке недр "Южный" для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения населения и предприятий г. Березовского на основании лицензии КЕМ 01439 ВЭ, выданной 02.06.2009 г.
Управлением в ходе плановой проверки выявлены нарушения условий лицензии КЕМ 01439 ВЭ, в том числе, пункта 7.1, а именно установлено, что запасы подземных вод на участке недр "Южный" на государственном балансе не числятся, в связи с чем, ОАО "СКЭК" выдано предписание от 10.04.2012 г. N ВЗН- 083/21.
Пунктом 7.1 лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии КЕМ 01439 ВЭ, выданной 02.06.2009 г., установлена обязанность недропользователя выполнять требования по рациональному использованию и охране недр в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьей 92 Водного кодекса Российской Федерации, соблюдать условия и требования, установленные в нормативных документах, касающихся условий недропользования и в настоящей лицензии.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пункт 7.1 лицензионного соглашения лицензии КЕМ 01439 ВЭ не содержит условия об обязанности недропользователя по представлению в Управление Кузбасснедра геологического отчета о результатах эксплуатации водозабора на участке "Южный" с подсчетом подземных вод.
Согласно предписанию, основанием для его выдачи явилось невыполнение условий лицензии, в частности, пункт 7.1, содержащего обязанность недропользователя по рациональному использованию недр в соответствии со статьей 23 Закона "О недрах".
Статья 23 Закона "О недрах" устанавливает основные требования по рациональному использованию и охране недр:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статьей 29 Закона "О недрах" предусмотрено, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Таким образом, пункт 7.1 лицензии КЕМ 01439 ВЭ не предусматривает условия о предоставлении отчета о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод, в связи с чем, доводы Управления Росприроднадзора о том, что обязанность по государственной экспертизе и государственному учету запасов подземных вод установлена пунктом 4 статьи 23 Закона о недрах, не основаны на нормах действующего законодательства.
Ссылка Управления Росприроднадзора на письмо Кузбасснедра от 17.04.2012 г., в котором указано, что отчеты о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом подземных вод по участку недр "Южный" на рассмотрение не предоставлялись, не может быть принята во внимание, поскольку не указывает на не соблюдение Обществом условий лицензии.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.10.2012 по делу N А27-13808/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13808/2012
Истец: ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-521/13
17.12.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9848/12
01.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-521/13
20.12.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9848/12
09.10.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13808/12