г. Красноярск |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А33-20795/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Хрущевой М.А..
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Терминал ТК": Рахмановой О.М., представителя по доверенности от 12.12.2011,
от общества с ограниченной ответственностью Транспортной компании "Р-Транс": Беляева А.М., представителя по доверенности от 11.01.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "ТК Зауралье": Шандыбкина Д.А., представителя по доверенности от 14.05.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "ЮниРеиТ": Шандыбкина Д.А., представителя по доверенности от 14.05.2012,
от Кировского областного государственного предприятия "Вятские автомобильные дороги": Крысюк О.Л., представителя по доверенности от 14.06.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮниРеиТ", общества с ограниченной ответственностью "ТК Зауралье"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 сентября 2012 года по делу N А33-20795/2011, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал ТК" (ОГРН 1067746593309) (далее по тексту - истец, ООО "Терминал ТК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Транспортной компании "Р-Транс" (ОГРН 1042402504022) (далее по тексту - ООО ТК"Р-Транс"), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) (далее по тексту - ОАО "РЖД"), к обществу с ограниченной ответственностью "ЮниРеиТ" (ОГРН 1086658034847) (далее по тексту - ООО "ЮниРеит"), к Кировскому областному государственному предприятию "Вятские автомобильные дороги" (ОГРН 1094345013916) (далее по тексту - КОГП "Вятавтодор"), к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Зауралье" (ОГРН 1096672005770) (далее по тексту - ООО "ТК Зауралье") об истребовании из чужого незаконного владения ответчиков вагонов с сетевыми номерами 56474018, 56474026, 56474034, 56474042, 56474059, 56474067, 56474075, 56474083, 56474109, 56474117, 56474125, 56474133, 56474141, 56474158, 56474166, 56474174, 56474182, 56474208, 56474216, 56474224, 56474232, 56474240, 56474257, 56474265, 56474273, 56474281, 56474307, 56474315, 56474323, 56474331, 56474349, 56474356, 56474364, 56474372, 56474380, 56474406, 56474414, 56474422, 56474430, 56474448, 56474455, 56474463, 56474471, 56474489, 56474505, 56474513, 56474521, 56474539, 56474547, 56474554, 56474562, 56474570, 56474588, 56474604, 56474612 на весь период действия договора субаренды N 117 от 01.11.2011.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2012 года требования к обществу с ограниченной ответственностью "ЮниРеиТ", к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Зауралье" удовлетворены. В удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Р-Транс", к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", к Кировскому областному государственному предприятию "Вятские автомобильные дороги" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЮниРеиТ", общество с ограниченной ответственностью "ТК Зауралье" обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указали следующее.
Договор субаренды N 117 от 01.11.2011 был направлен на создание условий для взыскания убытков и изменения подсудности спора.
Вагоны были переданы в собственность Соколова А.А. по договору поставки N 09/11, в связи с чем условия удовлетворения иска к ответчикам отсутствуют.
Судом не установлен срок, на который вагоны должны быть переданы истцу, срок договора субаренды истек 29.09.2012.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Терминал ТК" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копии дополнительного соглашения от 19.09.2012.
Частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Учитывая, что дополнительное соглашение от 19.09.2012 подписано после оглашения резолютивной части обжалуемого решения, то есть не могло быть исследовано и оценено при его принятии, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для приобщения данного документа на стадии апелляционного производства, поскольку законность решения проверяется с учетом тех обстоятельств, которые существовали на момент его принятия.
ОАО "Российские железные дороги" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу N А33-1864/2012 по иску ООО ТК "Р-Транс" к ООО "Терминал ТК", к ООО "ЮниРеиТ", к КОГП "Вятавтодор", к ООО "ТК Зауралье" о взыскании убытков в виде неполученных доходов в размере 6 138 000 руб. судом установлены следующие обстоятельства:
"01.07.2009 в г. Екатеринбурге, между ООО "ТК Зауралье" (арендодатель) и ООО "ЮниРеиТ" (арендатор) подписан договор аренды подвижного состава N 2, согласно договору (п. 1.1.) арендодатель обязался предоставить арендатору подвижной состав за плату во временное владение и пользование, а арендатор соответственно обязался принять его по акту приема-передачи и своевременно осуществлять все предусмотренные договором платежи. Согласно п. 1.1. подвижной состав не должен быть обременен правами третьих лиц, находится в залоге или под арестом. Согласно п. 1.3. договора - технические характеристики Подвижного состава, сроки и иные условия передачи его в аренду, и их использования, а также возврата арендованного подвижного состава согласовываются сторонами в дополнительных соглашениях.
Разделом 4 договора определен порядок передачи подвижного состава и условия эксплуатации, который предусматривает необходимость составления акта приема-передачи подвижной состав на станции первой погрузки.
Договор аренды подвижного состава N 2 заключен на срок по 31.12.2009, с правом пролонгации на последующий календарный год (п. 8.1. договора).
18.09.2009 между КОГП "Вятавтодор" (арендодатель) и ООО ТК "Р-Транс" (арендатор) подписан договор N 95, согласно которому (п. 1.1.) арендодатель обязался предоставить арендатору во временное владение и пользование грузовые цельнометаллические полувагоны, количество которых определяется в приложениях к договору. Передача вагонов в арендное пользование осуществляется по акту приема-передачи (п. 1.2., п. 2.1.) в котором должны быть указаны в т.ч. номера вагонов. Согласно п. 2.2. договора, передача вагонов арендатору осуществляется на предварительно согласованных станциях, после выхода вагонов из ремонта.
В соответствии с п. 4.2.6 договора аренды N 95, арендатору предоставлено право без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки грузов, не затрагивающие право собственности арендодателя на железнодорожные полувагоны, являющиеся предметом договора.
В соответствии с п. 7.1. договора, он заключен на срок до 30.09.2012 с правом последующего продления срока его действия. Договор N 95 согласован Главой департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области А.В. Запольских и Директором департамента государственной собственности Кировской области К.В. Арзамасцевым.
Согласно уставу Кировское областное государственное предприятие "Вятские автомобильные дороги" является государственным предприятием, учредителем которого является Кировская область в лице органа по управлению государственной собственностью области. Устав согласован департаментом дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области и утвержден Директором департамента государственной собственности Кировской области.
Приложением N 2 к Договору N95 от 18 сентября 2009 г. сторонами составлен акт приема-передачи от 01.10.2009, в котором определено, что в соответствии с пунктом 2.2. Договора и в целях проведения планового ремонта силами Арендатора, Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование вагоны:
п/п |
Род вагона |
Модель |
Заводской номер |
Состояние вагона при передаче |
Собственный номер |
1 |
полувагон |
12-141 |
1413 |
Необходим плановый ремонт |
56474018 |
2 |
полувагон |
12-141 |
1444 |
необходим плановый ремонт |
56474026 |
3 |
полувагон |
12-141 |
1445 |
необходим плановый ремонт |
56474034 |
4 |
полувагон |
12-141 |
1447 |
необходим плановый ремонт |
56474042 |
5 |
полувагон |
12-141 |
1448 |
необходим плановый ремонт |
56474059 |
6 |
полувагон |
12-141 |
1450 |
необходим плановый ремонт |
56474067 |
7 |
полувагон |
12-141 |
1451 |
необходим плановый ремонт |
56474075 |
8 |
полувагон |
12-141 |
1452 |
Плановый ремонт не требуется |
56474083 |
9 |
полувагон |
12-141 |
1453 |
необходим плановый ремонт |
56474109 |
10 |
полувагон |
12-141 |
1454 |
необходим плановый ремонт |
56474117 |
11 |
полувагон |
12-141 |
1455 |
необходим плановый ремонт |
56474125 |
12 |
полувагон |
12-141 |
1456 |
необходим плановый ремонт |
56474133 |
13 |
полувагон |
12-141 |
1457 |
необходим плановый ремонт |
56474141 |
14 |
полувагон |
12-141 |
1484 |
необходим плановый ремонт |
56474158 |
15 |
полувагон |
12-141 |
1485 |
необходим плановый ремонт |
56474166 |
16 |
полувагон |
12-141 |
1486 |
необходим плановый ремонт |
56474174 |
17 |
полувагон |
12-141 |
1487 |
необходим плановый ремонт |
56474182 |
18 |
полувагон |
12-141 |
1488 |
необходим плановый ремонт |
56474208 |
19 |
полувагон |
12-141 |
1491 |
необходим плановый ремонт |
56474216 |
20 |
полувагон |
12-141 |
1511 |
необходим плановый ремонт |
56474224 |
21 |
полувагон |
12-141 |
1519 |
необходим плановый ремонт |
56474232 |
22 |
полувагон |
12-141 |
1520 |
необходим плановый ремонт |
56474240 |
23 |
полувагон |
12-141 |
1522 |
необходим плановый ремонт |
56474257 |
24 |
полувагон |
12-141 |
1528 |
необходим плановый ремонт |
56474265 |
25 |
полувагон |
12-141 |
1530 |
необходим плановый ремонт |
56474273 |
26 |
полувагон |
12-141 |
1542 |
необходим плановый ремонт |
56474281 |
27 |
полувагон |
12-141 |
1578 |
необходим плановый ремонт |
56474307 |
28 |
полувагон |
12-141 |
1597 |
необходим плановый ремонт |
56474315 |
29 |
полувагон |
12-141 |
1698 |
необходим плановый ремонт |
56474323 |
30 |
полувагон |
12-141 |
11342 |
необходим плановый ремонт |
56474331 |
31 |
полувагон |
12-141 |
11263 |
необходим плановый ремонт |
56474349 |
32 |
полувагон |
12-141 |
11265 |
необходим плановый ремонт |
56474356 |
33 |
полувагон |
12-141 |
11287 |
необходим плановый ремонт |
56474364 |
34 |
полувагон |
12-141 |
11302 |
необходим плановый ремонт |
56474372 |
35 |
полувагон |
12-141 |
11351 |
необходим плановый ремонт |
56474380 |
36 |
полувагон |
12-141 |
11376 |
необходим плановый ремонт |
56474406 |
37 |
полувагон |
12-141 |
11384 |
необходим плановый ремонт |
56474414 |
38 |
полувагон |
12-141 |
11480 |
необходим плановый ремонт |
56474422 |
39 |
полувагон |
12-141 |
21459 |
необходим плановый ремонт |
56474430 |
40 |
полувагон |
12-141 |
21461 |
необходим плановый ремонт |
56474448 |
41 |
полувагон |
12-141 |
21462 |
Плановый ремонт не требуется |
56474455 |
42 |
полувагон |
12-141 |
21468 |
необходим плановый ремонт |
56474463 |
43 |
полувагон |
12-141 |
21504 |
необходим плановый ремонт |
56474471 |
44 |
полувагон |
12-141 |
21506 |
необходим плановый ремонт |
56474489 |
45 |
полувагон |
12-141 |
21508 |
необходим плановый ремонт |
56474505 |
46 |
полувагон |
12-141 |
21510 |
необходим плановый ремонт |
56474513 |
47 |
полувагон |
12-141 |
21512 |
необходим плановый ремонт |
56474521 |
48 |
полувагон |
12-141 |
21513 |
необходим плановый ремонт |
56474539 |
49 |
полувагон |
12-141 |
21516 |
необходим плановый ремонт |
56474547 |
50 |
полувагон |
12-141 |
21535 |
необходим плановый ремонт |
56474554 |
51 |
полувагон |
12-141 |
21538 |
необходим плановый ремонт |
56474562 |
52 |
полувагон |
12-141 |
21539 |
необходим плановый ремонт |
56474570 |
53 |
полувагон |
12-141 |
21577 |
необходим плановый ремонт |
56474588 |
54 |
полувагон |
12-141 |
21618 |
необходим плановый ремонт |
56474604 |
55 |
полувагон |
12-141 |
21638 |
необходим плановый ремонт |
56474612 |
Сторонами также определено, что Арендодатель вправе требовать расторжения Договора в одностороннем порядке, только лишь по основаниям, предусмотренным статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соглашением предоставлено арендатору право сдавать/передавать арендуемое имущество - вагоны в субаренду. Арендодатель разрешает Арендатору использование вагонов для транспортировки всех типов грузов разрешенных действующим законодательством для данного типа вагонов.
В соглашении зафиксировано условие о расторжении договора только по соглашению сторон, а также указано, что срок действия Договора считается пролонгированным, на каждый последующий календарный год, если ни одна из Сторон за 30 дней до прекращения срока действия договора не выразит письменное желание его расторгнуть.
01.11.2011 между ООО ТК "Р-Транс" (арендатор) и ООО "Терминал-ТК" (субарендатор) подписан договор N 117 субаренды вагонов. В соответствии с данным договором аренды (п. 1.1) Арендатор обязался за плату предоставить Субарендатору во временное пользование (аренду) для перевозок грузов вагоны, принадлежащие Арендатору на правах аренды - договор аренды N 95 от 18.09.2009 (срок действия до 30.09.2012), разрешение собственника на сдачу в субаренду имеется. Размер арендной платы согласовывается Сторонами в Приложениях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.
В соответствии с п. 1.2. договора, вид, модель, год изготовления, количество передаваемых вагонов и другие данные могут быть определены Сторонами в Приложениях к настоящему Договору, которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора. Срок аренды вагонов по настоящему Договору начинает исчисляться с момента подписания актов приема-передачи (согласно пункту 2.1. настоящего Договора). График и сроки передачи вагонов Арендатором Субарендатору, определяются Сторонами в Приложениях к Договору, которые являются неотъемлемой частью Договора (п. 1.3.).
Согласно п. 1.4. договора Арендатор гарантировал, что передаваемое в аренду Имущество не обременено никакими обязательствами, не находится под арестом, не является предметом судебных исков и споров с третьими лицами и т.п., а также то, что Арендатор имеет все права для заключения и исполнения настоящего Договора в соответствии с его условиями, и что до заключения настоящего Договора он получил все необходимые разрешения и согласования на его заключение.
Сторонами по договору определено, что осмотр Вагонов, их передача Арендатором и приемка Субарендатором производятся на станциях приема-передачи, согласованных Сторонами в Приложениях, являющихся неотъемлемыми частями настоящего Договора (п. 2.1.). Арендатор за 3 дня до момента готовности вагонов к передаче, письменно извещает Субарендатора об этом, с указанием количества готовых к передаче вагонов и их номеров.
Акты приема-передачи вагонов подписываются полномочными представителями Сторон.
Датой передачи вагонов в аренду считается дата подписания обеими сторонами акта приема-передачи (п. 2.2). В соответствии с п. 8.1. договора, она заключен на срок до 29.09.2012
Во исполнение договора субаренды N 117 от 01.11.2011 ООО ТК "Р-Транс" передало ООО "Терминал-ТК" по актам приема-передачи N 1 от 14.11.2011, N 2 от 15.11.2011, N 3 от 15.11.2011, N 4 от 27.11.2011, N 5 от 27.11.2011, N 6 от 28.11.2011, N 7 от 28.11.2011, N 8 от 28.11.2011, N 9 от 28.11.2011, N 10 от 30.11.2011, N 11 от 30.11.2011, N 12 от 30.11.2011, N 13 от 30.11.2011, N 14 от 30.11.2011, N 15 от 30.11.2011, N 16 от 30.11.2011, N 17 от 30.11.2011, N 18 от 30.11.2011, N 19 от 30.11.2011, N 20 от 30.11.2011, N 21 от 01.12.2011, N 22 от 01.12.2011, N 23 от 01.12.2011, N 24 от 01.12.2011, N 25 от 01.12.2011, N 26 от 01.12.2011, N 27 от 02.12.2011, N 28 от 02.12.2011, N 29 от 05.12.2011, N 30 от 05.12.2011, N 31 от 05.12.2011, N 32 от 05.12.2011, N 33 от 06.12.2011, N 34 от 06.12.2011, 335 от 07.12.2011, N 36 от 07.12.2011, N 37 от 07.12.2011, N 38 от 08.12.2011, N 39 от 08.12.2011, N 40 от 08.12.2011, N 41 от 08.12.2011, N 42 от 08.12.2011, N 43 от 08.12.2011, N 44 от 13.12.2011 в аренду следующие полувагоны: 56474018, 56474026, 56474034, 56474042, 56474059, 56474067, 56474075, 56474083, 56474109, 56474117, 56474125, 56474133, 56474141, 56474158, 56474166, 56474174, 56474182, 56474208, 56474216, 56474224, 56474232, 56474240, 56474257, 56474265, 56474273, 56474281, 56474307, 56474315, 56474323, 56474331, 56474349, 56474356, 56474364, 56474372, 56474380, 56474406, 56474414, 56474422, 56474430, 56474448, 56474455, 56474463, 56474471, 56474489, 56474505, 56474513, 56474521, 56474539, 56474547, 56474554, 56474562, 56474570, 56474588, 56474604, 56474612.
01.11.2011 между ООО ТК "Р-Транс" (агент) и ООО "Терминал-ТК" (принципал) был подписан агентский договор N 118. Согласно договору (п. 1.) принципал поручает, а Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала действия, связанные с оформлением железнодорожных транспортных накладных в системе АРМ ППД ЭТРАН, на железнодорожные вагоны принадлежащие принципалу на праве собственности или ином другом законном праве. Разделом 2 договора определены права и обязанности сторон, так согласно п. 2.1.1. принципал обязался направлять в адрес агента заявку на оформление транспортной железнодорожной накладной со всеми сведениями, необходимыми Агенту для правильного заполнения железнодорожной транспортной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ. В свою очередь (п. 2.3.1) агент обязался в течение 24 часов с момента получения от Принципала заявки на оформление транспортной железнодорожной накладной, произвести оформление транспортной железнодорожной накладной ГУ-27у-ВЦ. В случае невозможности произвести оформление транспортной железнодорожной накладной ГУ-27у-ВЦ незамедлительно сообщить об этом Принципала.
В подтверждение фактического исполнения договора субаренды N 117 от 01.11.2011 и агентского договора от 01.11.2011 N 118 суду представлены: заявки ООО "Терминал ТК" на оформление транспортных железнодорожных накладных на вагоны, ранее предоставленные истцом в субаренду, номера и даты заявок: N 1 от 14.11.11, N 2 от 15.11.11, N 3 от 27.11.11, N 4 от 27.11.11, N 5 от 28.11.11, N 6 от 28.11.11, N 7 от 28.11.11, N 8 от 28.11.11, N 9 от 30.11.11, N 10 от 30.11.11, N 11 от 30.11.11, N 12 от 30.11.11, N 13 от 30.11.11, N 14 от 30.11.11, N 15 от 01.12.11, N 16 от 01.12.11, N 17 от 01.12.11, N 18 от 02.12.11, N 19 от 02.12.11, N 20 от 05.12.11, N 21 от 05.12.11, N 22 от 05.12.11, N 23 от 05.12.11, N 24 от 06.12.11, N 25 от 07.12.11, N 26 от 08.12.11, N 27 от 08.12.11, N 28 от 08.12.11, N 29 от 08.12.11, N 30 от 13.12.11, а также счета на оплату N 6831 от 30.11.2011 выставленные истцом к оплате ООО "Терминал-ТК" за аренду вагонов, счет-фактура N 6195 от 30.11.2011, акт N 6195 от 30.11.2011, счет на оплату N 7444 от 01.12.2011, счет-фактура N 6716 от 31.12.2011, акт N 6716 от 31.12.2011, счет на оплату N 6445 от 31.12.2011, счет-фактура N 6717 от 31.12.2011, акт N 6717 от 31.12.2011, а также соглашение о прекращении взаимных обязательств зачетом от 20.01.2012.
07.11.2011 между КОГП "Вятавтодор" (продавец) и ООО "Транспортная компания Зауралье" (покупатель) подписан договор поставки N 29/09. В соответствии с данным договором Продавец обязался поставить, а Покупатель принять и оплатить железнодорожные вагоны, прошедшие плановый ремонт, не имеющие запретов на курсирование по путям ОАО "Российские железные дороги", принадлежащие Продавцу на праве собственности. Согласно п. 1.2. договора поставка Вагонов производится партиями; каждая партия должна поставляться в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к договору. В соответствии с п. 1.3. договора перечень Вагонов с указанием восьмизначных номеров, модели, года постройки и цены согласованы Сторонами и приведены в Спецификации (Приложении N 1) к настоящему Договору. Цена вагонов и порядок ее оплаты определен в п. 3.2. договора.
Как определено договором в п. 4.1. Продавец передает Покупателю вагоны в течение 2 (двух) календарных дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет Продавца, согласно Спецификации N 1 к настоящему Договору. Датой поставки Вагонов является дата подписания Сторонами Акта приема-передачи вагонов (Приложение N 2) к настоящему договору (п. 4.2.). Право собственности на вагоны переходит от Продавца к Покупателю с момента подписания Акта приема-передачи вагонов. Продавец осуществляет передачу вагонов в собственность Покупателя на подъездных путях станций дислокации вагонов (на момент подписания Акта приема-передачи вагонов).
Как определено в п. 4.5. договора продавец поставляет вагоны по настоящему договору Покупателю, гарантируя отсутствие у Вагонов каких-либо обременений и прав по отношению к ним третьих лиц.
Согласно Приложению N 1 - спецификации к договору поставки N 29/09 от 07.11.2011 в качестве объекта продажи определены 55 полувагонов, номера и модели которых, год выпуска идентичны полувагонам ранее переданным КОГП "Вятавтодор" в аренду ООО ТК "Р-Транс". По акту приема-передачи от 18.11.2011 данные полувагоны переданы КОГП "Вятавтодор" ООО "ТК Зауралье" по акту приема-передачи N1.
По актам приема передачи N 113 от 01.12.2011, N 114 от 02.12.2011, N 111 от 30.11.2011, N 117 от 06.12.2011, N 118 от 06.12.2011, N 119 от 07.12.2011, N 120 от 07.12.2011, N 121 от 12.12.2011, N 123 от 13.12.2011, N 124 от 15.12.2011, N 125 от 15.12.2011, N 126 от 15.12.2011, N 127 от 15.12.2011, N 128 от 16.12.2011, N 129 от 17.12.2011, N 130 от 17.12.2011, N 132 от 17.12.2011, N 133 от 17.12.2011, N 131 от 17.12.2011, N 135 от 19.12.2011, N 136 от 21.12.2011, N 137 от 21.12.2011, N 138 от 21.12.2011, N 139 от 22.12.2011, N 140 от 22.12.2011, N 142 от 26.12.2011, N 143 от 27.12.2011, N 144 от 27.12.2011, N 145 от 29.12.2011, N 146 от 14.01.2012, N 147 от 16.01.2012, N 148 от 22.01.2012, N 149 от 25.01.2012 полувагоны переданы ООО "ТК Зауралье" в арендное пользование ООО "ЮниРеиТ" во исполнение договора аренды подвижного состава N 2 от 01.07.2009
Согласно справкам о вышеуказанных вагонах из автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов ОАО "Российские железные дороги", собственником вагонов по системе ОАО "Российские железные дороги" является ООО "ТК Зауралье", арендатором ООО "ЮниРеиТ".
Телеграммой от 23.11.2011 ООО ТК "Р-Транс" информировало КОГП "Вятавтодор" о производстве ООО "ЮниРеиТ" оформления жд. накладных на полувагоны ранее полученные в аренду, и выразил просьбу о разъяснении действий КОГП "Вятавтодор", ООО "ТК Зауралье" и ООО "ЮниРеиТ" по распоряжению вагонами, а также запросил документы подтверждающие совершение сделки по распоряжению вагонами.
Письмом от 25.11.2011 N 1933/11-11 истец обратился к КОГП "Вятавтодор" с возражениями на одностороннее расторжение договора аренды N 95 по мотиву смены собственника вагонов, в котором выразил просьбу о предоставлении подтверждения приобретения прав на вагоны новым собственником.
Письмом от 29.11.2011 N 2554 КОГП "Вятавтодор" известил истца о намерении расторгнуть с ним договор аренды N 95 от 18.09.2008, на основании п. 8 дополнительного соглашения N 1 от 08.12.2010 и уведомил о расторжении данного договора.
Письмо N 2579 от 01.12.2011 КОГП "Вятавтодор" известил истца о продаже 55 вагонов, и просил считать договор аренды N 95 от 18.10.2009 расторгнутым с 18.11.2009, и передать полувагоны ООО "ТК Зауралье".
Письмом от 01.12.2011 NN 1978/12-11 ООО ТК "Р-Транс" обратилось к ООО "ТК Зауралье", в котором известил ответчика, что полувагоны с сетевыми номерами 56474018, 56474026, 56474034, 56474042, 56474059, 56474067, 56474075, 56474083, 56474109, 56474117, 56474125, 56474133, 56474141, 56474158, 56474166, 56474174, 56474182, 56474208, 56474216, 56474224, 56474232, 56474240, 56474257, 56474265, 56474273, 56474281, 56474307, 56474315, 56474323, 56474331, 56474349, 56474356, 56474364, 56474372, 56474380, 56474406, 56474414, 56474422, 56474430, 56474448, 56474455, 56474463, 56474471, 56474489, 56474505, 56474513, 56474521, 56474539, 56474547, 56474554, 56474562, 56474570, 56474588, 56474604, 56474612 обременены арендной по договору от 18.09.2011 и указал на недопустимость передачи данного имущества в аренду третьим лицам, а также запросил подтверждения прав нового собственника на полувагоны.
В ответ на вышеуказанное обращение (Письмом N 55) ООО "ТК Зауралье" продолжило истцу обратиться к стороне по договору N 95 от 18.09.2010
Претензией от 30.11.2011 N 1969/11-11 ООО ТК "Р-Транс" потребовало от ООО "ЮниРеиТ" прекратить оформление железнодорожных транспортных накладных с применением ЭЦП на 55 полувагонов, ранее полученных истцом в аренду и предупредил о возможном отнесении на ООО "ЮниРеиТ" убытков от неправомерных действий данного ответчика.
В ответ на претензию ООО "ЮниРеиТ" (исх. N 310юр от 30.11.2011) указало, что данные вагоны находятся у общества в аренде по договору, подписанному с ООО "ТК Зауралье" и предложило истцу не препятствовать работе по оформлению накладных.
Письмом от 01.12.2011 истец (Исх. N 1977/12-11) ООО ТК "Р-Транс" повторно потребовало от ООО "ЮриРеиТ" прекратить захват полувагонов, которые были представлены истцу на праве аренды. В ответ на данное письмо (исх. N 311/юр от 02.12.2011) ответчик направил в адрес истца копию договора аренды N от 01.07.2009 на листах и предложил не препятствовать в работе по оформлению жд. накладных на 55 полувагонов.
Согласно телеграмме от 13.12.11 подписанный ВЧДР Фроловым и адресованной на перечисленные в ней железнодорожные станции полувагоны с номерами 56474018, 56474026, 56474034, 56474042, 56474059, 56474067, 56474075, 56474083, 56474109, 56474117, 56474125, 56474133, 56474141, 56474158, 56474166, 56474174, 56474182, 56474208, 56474216, 56474224, 56474232, 56474240, 56474257, 56474265, 56474273, 56474281, 56474307, 56474315, 56474323, 56474331, 56474349, 56474356, 56474364, 56474372, 56474380, 56474406, 56474414, 56474422, 56474430, 56474448, 56474455, 56474463, 56474471, 56474489, 56474505, 56474513, 56474521, 56474539, 56474547, 56474554, 56474562, 56474570,56474588, 56474604, 56474612 являются собственностью ООО "ТК Зауралье", заготовки в ЭТРАНБ компании ООО "ЮниРеиТ" на данные вагоны считать верными для предотвращения захвата. На вышеуказанные вагоны запрещаются все отправки оформление ООО "ТК Р-Транс", а также отменяются все заготовки выполненные ООО "ТК Р-Транс".
В ответ на запрос ООО ТК "Р-Транс" о причинах отказа в оформлении от его имени железнодорожных накладных по станции Боровичи (номера накладных указаны), Центр фирменного транспортного обслуживания Октябрьский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания Филиал ОАО "Российские железные дороги" (исх. ТЦФТО, ВН-05 от 18.01.2012) указал, что договор аренды с ООО ТК "Р-Транс" расторгнут собственником вагонов - Кировским областным государственным предприятием "Вятские автомобильные дороги".
Согласно ответу Центра фирменного транспортного обслуживания Октябрьский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания Филиал ОАО РЖД (исх. N 25 от 12.01.2012 г) жд. накладные (номера указаны) истца по станции Базаиха - Базаиха и Чунояр - Чунояр не приняты к исполнению по причине изменения собственника полувагонов в базе данных и выяснения кто является собственником данного имущества.
05.01.2012 Северный территориальный центр фирменного транспортного обслуживания структурное подразделение ОАО "Российские железные дороги" (г. Ярославль) направил в адрес истца ответ (исх. ТЦФТОКД-1) на его обращение, в котором указал, что причиной порчи жд. накладных истца явилось письмо Кировского областного государственного предприятия "Вятские автомобильные дороги" N 2609 от 05.12.2011, в соответствии с которым - договор аренды N 95 от 18.09.2009 с ООО "ТК Р-Транс" расторгнут по причине продажи вагонов ООО "ТК Зауралье", в связи с чем, ГОКП "Вятавтодор" просит пресекать действия истца данные вагоны, либо действия третьих лиц от имени истца.
В дело представлено письмо КОГП "Вятские автомобильные дороги" N 2609 от 05.12.2011, направленное в ОАО "Российские железные дороги", ДЦФТО, начальникам станций, в соответствии с которым данный ответчик указывает, что договор аренды N 95 от 18.09.2009 с ООО "ТК Р-Транс" расторгнут по причине продажи вагонов ООО "ТК Зауралье", в связи с чем, просит пресекать действия ООО ТК "Р-Транс" на данные вагоны, либо действия третьих лиц от имени истца. В письме указаны номера полувагонов, ранее переданные в аренду истцу по договору аренды N 95.
Письмом от 08.12.2011 ООО ТК "Р-Транс" обратилось к КОГП "Вятавтодор", в котором вновь указало, что является законным арендатором 55 полувагонов, полученных по договору аренды, а также указал на недопустимость осуществления действий по запрету истцу в осуществлении использования вагонов.
От имени ООО "ЮниРеиТ" 30.11.2011 на станции: КУПЧИНСКАЯ КОВДОР МУРМАНСК-ЭКСП ОКТ ЧЕРЕПОВЕЦ-2 СЕВ ПЕРГУБА НИГОЗЕРО ЛЕППЯСЮРЬЯ ОКТ ВОЛОГДА-2 КОШТА СЕВ, УАЗ, БОКСИТЫ СВЕРД БАЗАИХА ЧУНОЯР ТАМТАЧЕТ КРАС БЕСКУДНИКОВО МОСК БОЧАТЫ ЧЕРКАСОВ КАМЕНЬ ЗСИБ ГРОДЕКОВО ХАБАРОВСК ДВОСТ ФЛЮСОВАЯ ЮУР ГРЕМЯЧЕЕ ПРИВ ХИМИЧЕСКАЯ КБШ ДС АФТО, ЛАФТО УЧАСТКА ТЦФТО ОКТ КРАСН СЕВЕ ДВОСТ СВЕРДЛ ЗСИБ КБШ ЮУР ПРИВ направлена телеграмма, в соответствии с которой, данный ответчик, указывает на угрозу захвата вагонов 56474018, 56474026, 56474034, 56474042, 56474059, 56474067, 56474075, 56474083, 56474109, 56474117, 56474125, 56474133, 56474141, 56474158, 56474166, 56474174, 56474182, 56474208, 56474216, 56474224, 56474232, 56574240, 56474257, 56474265, 56474273, 56474281, 56474307, 56474315, 56474323, 56474331, 56474349, 56474356, 56474364, 56474372, 56474380, 56474406, 56474406, 56474414, 56474422, 56474430, 56474448, 56474455, 56474463, 56474471, 56474489, 56474505, 56474513, 56474521, 56474539, 56474547, 56474554, 56474562, 56474570, 56474588, 56474604 и указывает на факт их продажи КОГП "ВЯТАВТОДОР" на основании договора купли-продажи N 29/09 от 07.11.2011 в ООО ТК Зауралье, и использование их по договору аренды от 02.07.2009 ООО "ЮниРейТ", заготовки которой на данные вагоны считать верными.
Письмом N 2677 от 13.12.2011 на имя ООО ТК "Р-Транс" КОГП "Вятавтодор" вновь указало о расторжении в одностороннем порядке договора аренды N95 от 18.09.2009 и указало на отсутствие правоотношений между организациями с 18.11.2011."
В материалы дела ответчиком, ООО ТК "Р-Транс", представлена сводная таблица сопоставления дат актов приема-передачи и фактического начала пользования вагонами ООО "Термина ТК" и ООО "ЮниРейТ". Кроме того, ООО ТК "Р-Транс" в материалы дела представлены транспортные железнодорожные накладные, грузоотправителем вагонов по которым изначально было ООО ТК "Р-Транс", а в последующем - ООО "ЮниРейТ".
По определению об истребовании доказательств от 26.04.2012 в материалы дела поступил Устав КОГП "Вятавтодор" по состоянию на 18.09.2009.
Ответчиками, ООО "ТК Зауралье" и ООО "ЮниРейТ", в материалы дела представлена копия договора поставки N 09/11 от 09.11.2011, подписанного между ООО "ТК Зауралье" (продавец) и Соколовым Анатолием Аркадьевичем (покупатель). Предметом указанного договора являются железнодорожные вагоны, поставка которых производится партиями, согласованными в спецификации (пункт 1.1., 1.2. договора).
К копии названного выше договора поставки приложена копия спецификации N 1 содержание которой невозможно определить из-за низкого качества копии (нечитаемая копия документа).
Ответчиком, КОГП "Вятавтодор", в материалы дела представлены заключения о рыночной стоимости каждого вагона, являющегося предметом настоящего иска.
Обращаясь в суд за восстановлением своего нарушенного права истец просит истребовать из чужого незаконного владения ответчиков вагоны в количестве 55 штук.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Истцом заявлен иск об истребовании из чужого незаконного владения ответчиков движимого имущества - подвижного состава (вагонов в количестве 55 штук).
В силу положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" предусмотрено, что факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из изложенного следует, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров. Арбитражный суд может посчитать обстоятельства доказанными только в том случае, если новый спор рассматривается между лицами, которые являлись сторонами спора, по которому было ранее вынесено вступившее в законную силу решение суда.
Как установлено вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу N А33-1864/2012, ООО ТК "Р-Транс" состояло в договорных отношениях с КОГП "Вятавтодор" на основании договора аренды N 95 от 18.09.2009, предметом которого является спорный подвижной состав (55 вагонов).
Довод ответчиков о ничтожности договора аренды N 95 от 18.09.2009 и заключенного на его основании договора субаренды N117 от 01.11.2011 является несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено понятие крупной сделки для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Такой сделкой считается - сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. В силу пункта 3 данной нормы решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Оспоримость крупной сделки унитарного предприятия, совершенной с нарушением правила, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" законом не предусмотрена, соответственно, такая сделка является ничтожной.
Договор N 95 от 18.09.2009 согласован директором Департамента государственной собственности Кировской области и главой Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области 18.09.2009.
Согласно статье 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки рыночной стоимости объектов, выступающих предметом крупной сделки, обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.
Вместе с тем, непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки недействительной. Названная правовая позиция отражена в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92.
Договор аренды от 18.09.2009, заключенный между КОГП "Вятавтодор" и ООО ТК "Р-Транс", на дату принятия решения судом первой инстанции являлся действующим.
ООО ТК "Р-Транс" заключило с истцом договор субаренды спорного подвижного состава N 117 от 01.11.2011 и агентский договор N 118 от 01.11.2011. Ссылка на мнимость сделки опровергается материалами дела, и обстоятельствами, установленными по делу N А33-1864/2012.
В апелляционном суде ответчики заявили о том, что договор аренды прекращен в связи с истечением срока, предусмотренного пунктом 7.1 договора (л. д. 30 т. 1) и заявлением КОГП "Вятавтодор" об отказе от продления договора.
Ответчики со ссылкой на пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды, указали, что договор субаренды N 117 от 01.11.2011 также прекращен 29 сентября 2012 года.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку на момент вынесения решения истец имел статус законного владельца, у суда отсутствовали законные основания для отказа в защите его прав.
Учитывая вышеизложенное, истец является лицом, правомочным в силу статей 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации истребовать спорное имущество из владения ответчиков - общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Зауралье", общества с ограниченной ответственностью "ЮниРеиТ"
Как установлено вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, спорное имущество (55 вагонов) было приобретено ООО "ТК Зауралье" по договору поставки и далее частично (в количестве 47 вагонов) передано в аренду ООО "ЮниРеиТ".
В силу статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Продажа подвижного состава арендодателем иному лицу не прекращает прав аренды ООО ТК "Р-Транс" на спорные вагоны.
Как установлено арбитражными судами в деле N А33-1864/2011 на основании сведений из автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов ОАО "Российские железные дороги" собственником вагонов числится ООО "ТК Зауралье", арендатором - ООО "ЮниРеиТ".
Поскольку действиями собственника по внесению сведений о фактических владельцах (арендаторах) в автоматизированный банк данных парка грузовых вагонов ОАО "Российские железные дороги" обеспечивается фактическая возможность использования вагонов для перевозки грузов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, в том числе к собственнику - обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Зауралье".
Довод ответчиков о том, что передача вагонов по договору субаренды между ООО ТК "Р-Транс" (сударендодателем) и ООО "Терминал ТК" (арендатором) фактически не состоялась, не принимаются апелляционным судом, поскольку факт передачи вагонов субарендатору, установлен вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу N А33-1864/2011 между теми же лицами. В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются доводы ответчиков о том, что сведения о месте передачи вагонов, зафиксированные в актах приема-передачи вагонов субарендатору, противоречат сведениям о местонахождении вагонов согласно системе ЭТРАН.
Доводы ООО "ЮниРеиТ" о возврате на сегодняшний день подвижного состава собственнику не подтверждены документально. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Зауралье" уведомило ОАО "Российские железные дороги" о том, что ООО ТК "Р-транс" является законным владельцем (арендатором) спорных вагонов.
Доводы ответчиков о продаже части вагонов иному лицу - Соколову А.А. по договору купли-продажи от 09.11.2011, отклоняются апелляционным судом. Представленный в материалы дела договор купли-продажи представлен в нечитаемом виде (л. д. 221 т. 3). Акт приема-передачи к договору купли-продажи вагонов в материалы дела не представлен, следовательно, факт передачи вагонов в собственность третьего лица ответчиками не подтвержден.
Кроме того, к данному доводу суд относится критически, поскольку при рассмотрении дела N А33-1864/2011 выяснялись обстоятельства принадлежности спорных вагонов и ответчиками соответствующий довод заявлен не был. Напротив, судом было установлена принадлежность вагонов ООО "ТК Зауралье".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к ответчикам ООО "ТК Зауралье" и ООО "ЮниРейТ", судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и норм процессуального права, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение от 25 сентября 2012 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20795/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2012 года по делу N А33-20795/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20795/2011
Истец: ООО Терминал ТК
Ответчик: ГУП Кировское областное государственное предприятие Вятские автомобильные дороги, ОАО РЖД, ООО Транспортная компания Зауралье, ООО Транспортная компания Р-Транс, ООО Юниреит, ООО ЮниРенТ
Третье лицо: ИФНС г. Кирова
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2037/13
29.03.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-941/13
21.12.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5241/12
25.09.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-20795/11