город Омск |
|
15 января 2013 г. |
Дело N А75-5777/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10886/2012) общества с ограниченной ответственностью "Неотон" (далее - ООО "Неотон"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2012 по делу N А75-5777/2012 (судья Фёдоров А.Е.), принятое
по заявлению ООО "Неотон"
к администрации Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Администрация Октябрьского района; заинтересованное лицо),
о признании незаконным отказа от 13.06.2012 N 01-19-3041/12-0-1 и обязании выдать разрешение,
при участии в судебном заседании:
от Общества - представитель Прядеин А.В. не допущен к участию в судебном заседании, в связи с истечением срока действия доверенности;
от Администрации Октябрьского района - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ветеран" (далее - ООО "Ветеран") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации Октябрьского района, в котором просило:
- признать незаконным отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 13.06.2012 N 01-19-3041/12-0-1;
- обязать заинтересованное лицо выдать разрешение на ввод 30 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: пгт. Приобье, ул. Газовиков, 23В, в эксплуатацию.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции произведено процессуальное правопреемство ООО "Ветеран" на ООО "Неотон".
09.10.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Общество, обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, не представило документ, подтверждающий соответствие объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Неотон" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой решение суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Податель жалобы указывает на то, что в оспариваемом отказе отсутствует ссылка на статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обжалуемый отказ нарушает права и законные интересы Общества.
ООО "Неотон", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило.
Явившийся в судебное заседание от имени ООО "Неотон" гражданин Прядеин Артем Васильевич не допущен к участию в судебном заседании в качестве представителя Общества на основании части 4 статьи 63 АПК РФ, поскольку доверенность, выданная ему ООО "Неотон" 09.10.2012, приложенная к апелляционной жалобе, действительна до 31.12.2012. Полномочия действовать от имени ООО "Неотон" на дату судебного заседания - 10.01.2013 Прядеиным А.В. не подтверждены.
Администрация Октябрьского района, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
22.05.2012 в Администрацию Октябрьского района обратилось ООО "Ветеран" с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта 30 квартирного жилого дома по адресу: пгт. Приобье, ул. Газовиков, 23В.
Администрация Октябрьского района письмом от 13.06.2012 N 01-19/3041/12-0-01 отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что вышеупомянутый отказ нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.
09.10.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 5)документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных часть 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Из имеющихся в материалах настоящего дела документов усматривается, что при обращении Общества с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию последнее в нарушение вышепроцитированных норм не представило документа, подтверждающего соответствие объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанного лицом, осуществляющим строительство, а также заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В апелляционной жалобе ООО "Неотон" указывает на то, что в оспариваемом отказе отсутствует ссылка на статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обжалуемый отказ нарушает права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной ссылкой заявителя, поскольку Обществом в любом случае нарушены положения статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, подателем жалобы, по сути, не оспаривается отсутствие документов, которые необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество не доказало нарушения его прав и законных интересов обжалуемым отказом заинтересованного лица.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче апелляционной жалобы надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1000 руб., а заявителем уплачено 2000 руб., 1000 руб. государственной пошлины подлежит возврату лицу её уплатившему - Прядеину А.В.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2012 по делу N А75-5777/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Прядеину А.В. из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной в излишнем размере при подаче апелляционной жалобы по квитанции Сбербанка России ОАО от 09.11.2012 на сумму 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5777/2012
Истец: ООО "Ветеран", ООО "Неотон"
Ответчик: Администрация Октябрьского района, Администрация Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1904/13
15.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10886/12
10.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10886/12
09.10.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5777/12