г. Хабаровск |
|
17 января 2013 г. |
А37-3295/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области(ул. Горького, 20, г. Магадан, ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419): представитель не явился;
от Магаданского областного государственного бюджетного учреждения социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями"(ул. Арманская, 24, г. Магадан, 685000, ОГРН 1024900955672, ИНН 4909083308): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями"
на решение от 07.11.2012
по делу N А37-3295/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Нестеровой Н.Ю.
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями"
о взыскании 31 265 руб. 60 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419 - далее Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с требованием о взыскании с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями" (ОГРН 1024900955672, ИНН 4909083308 - далее учреждение) 31 265 руб. 60 коп. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 07.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично, с областного учреждения реабилитации в доход бюджета Пенсионного фонда взыскана финансовая санкция в сумме 10 000 руб. и государственная пошлина в сумме 100 руб в доход федерального бюджета, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Областное учреждение реабилитации, не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт о признании совершенного им правонарушения малозначительным и освобождении его от уплаты штрафа в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Управления Пенсионного фонда и учреждения, надлежаще извещенных о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 27.02.2012 учреждением представлены в Управление Пенсионного фонда индивидуальные сведения персонифицированного учета за 2011 год.
Установив факт несвоевременного представления указанных сведений, Управление Пенсионного фонда составило акт от 21.03.2012 N 28, по результатам рассмотрения которого 14.05.2012 принято решение N 281 о привлечении учреждения к ответственности за нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовых санкций в сумме 31 265 руб. 60 коп.
Требованием от 21.06.2012 N 281 учреждению предложено в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 12.07.2012.
Неуплата учреждением в добровольном порядке финансовых санкций послужила основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании санкций.
Арбитражный суд первой инстанции, соглашаясь с выводом Управления Пенсионного фонда о нарушении учреждением срока представления сведений персонифицированного учета, посчитал правомерным начисление ему штрафных санкций. Одновременно, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд удовлетворил требования Управления Пенсионного фонда частично, взыскав с учреждения штраф в сумме 10 000 руб.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции области по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в соответствующей редакции) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Статьей 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212 (далее - Федеральный закон N 212) отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Таким образом, учреждение, применительно к отчетному периоду 2011 год, обязано было представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок не позднее 15 февраля 2012 года.
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом по материалам дела установлено, что учреждение сведения за 2011 год представило в Управление Пенсионного фонда только 27.02.2012, то есть с нарушением установленного пунктом 2 статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока.
Следовательно, Управлением Пенсионного фонда сделан обоснованный вывод о совершении учреждением правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Факт совершения указанного правонарушения учреждение не оспаривает.
Таким образом, учреждение обоснованно привлечено к ответственности за нарушение им срока предоставления органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сумма финансовых санкций, исчисленная Управлением Пенсионного фонда в соответствии со статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составила 31 265 руб. 60 коп.
В установленном порядке и сроки решение о привлечении к ответственности учреждением не обжаловано и в указанный в требовании срок сумма финансовых санкций не уплачена.
По своей правовой природе санкции, предусмотренные статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, наложенные за нарушение установленной статьёй 11 указанного закона обязанности являются налоговыми санкциями, взыскание которых производится по правилам и в порядке, установленным главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние, а именно действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое кодексом установлена ответственность.
Судом по материалам дела установлено, что порядок и сроки привлечения к ответственности, обращения к взысканию решения Управлением Пенсионного фонда соблюдены. Факт отсутствия поступления суммы финансовых санкций подтвержден представленной в материалы дела выпиской из реестра поступлений платежей от страхователя.
Порядок привлечения страхователей к ответственности регламентирован главой 6 Федерального закона N 212-ФЗ "Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение".
Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и не является исчерпывающим, в связи с чем смягчающими могут быть признаны любые обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности.
При этом следует отметить, что, определяя перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, законодатель не установил порядок учета судом или соответствующим органом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Такой порядок содержится в статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), положения которой могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ положения которой подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса.
Поскольку пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, то суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более, чем в два раза. Данная правовая позиция изложена в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда при рассмотрении акта от 21.03.2012 N 281 и принятии на его основании решения о привлечении к ответственности от 14.05.2012 N 281 обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, выявлено не было.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства совершенного учреждением правонарушения, степень его вины, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, установил в качестве смягчающих обстоятельств направленность уставной деятельности учреждения, незначительный пропуск срока представления сведений и счел возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа до 10 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности нарушения и освобождении учреждения в полном объеме от уплаты штрафа отклоняются апелляционной инстанцией, поскольку по делу не усматривается обстоятельств, которые в соответствии со статьями 109, 111 НК РФ исключают привлечение учреждения к ответственности.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допущено, в связи с чем оснований для отмены, изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 14.11.2012 N 24014 государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату учреждению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 07.11.2012 по делу N А3-3295Х2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 14.11.2012 N 24014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-3295/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, ГУ УПФ РФ в г. Магадане Магаданской области
Ответчик: Магаданское областное государственное бюджетное учреждение социальной поддержки населения "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями", МОГБУСПН "Магаданский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями"