г. Владивосток |
|
18 января 2013 г. |
Дело N А51-17010/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Е.Н. Номоконовой, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока и Администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-10723/2012, 05АП-10724/2012
на решение от 15.10.2012 года
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-17010/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВладСтрой" (ИНН 2540166477, ОГРН 1102540007404, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 29.10.2010) к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица -12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 20.05.2009) о признании незаконным отказа администрации г.Владивостока от 04.07.2012 N 7227Д в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Днепровская,100, вид разрешенного использования: объекты складского назначения; цель предоставления: складская деятельность и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2200кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Днепровская,100, вид разрешенного использования: объекты складского назначения; цель предоставления: складская деятельность.
при участии:
от администрации г. Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3768, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3602, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от ООО "ВладСтрой": Строганова П.Г., представитель по доверенности от 01.08.2012, сроком действия один год, без права передоверия; паспорт.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВладСтрой" (далее - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г.Владивостока (далее - "ответчик", "администрация") о признании незаконным отказа администрации г.Владивостока от 04.07.2012 N 7227Д в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2200кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Днепровская,100, вид разрешенного использования: объекты складского назначения; цель предоставления: складская деятельность и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (далее управление, управление градостроительства) утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2200кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Днепровская,100, вид разрешенного использования: объекты складского назначения; цель предоставления: складская деятельность.
Определением от 27.08.2012 по инициативе суда, в соответствии с ч. 6 ст.46 АПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока и Администрация г.Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что 04.07.2012 Администрацией г. Владивостока было рассмотрено обращение Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, и документы были возвращены в связи с тем, что земельный участок имеет сложный характер (большой перепад высот), в связи с чем необходимо технико-экономическое обоснование размещения склада на данном земельном участке.
Кроме того, согласно представленным топографическим материалам на испрашиваемом земельном участке находятся деревья.
Заявитель просит предоставить земельный участок для целей, не связанных со строительством (складская деятельность), однако действующее законодательство предусматривает вырубку деревьев только на земельных участках, предназначенных для строительства.
Таким образом, по мнению заявителя, у органа местного самоуправления не было достаточных оснований для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, площадью 2200 кв.м.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока и Администрации г.Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ВладСтрой" на доводы апелляционных жалоб возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "ВладСтрой" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2010 г., о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102540007404 и выдано свидетельство серии 25 N 003115058.
27.02.2012 ООО "ВладСтрой" обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 2200 кв.м., расположенного в г.Владивостоке в районе ул.Днепровская, 100 в аренду для целей, не связанных со строительством - для осуществления складской деятельности.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 03.05.2012 письмом за номером 29/06/02-13/9214 обратился к главе администрации г.Владивостока с просьбой об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
18.05.2012 ООО "ВладСтрой" было подано заявление в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Днепровская, 100.
04.07.2012 администрацией г.Владивостока в письме за номером 7227Д был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании того, что земельный участок имеет большой перепад высот, в связи с чем, обществу необходимо предоставить технико-экономическое обоснование размещения склада на данном земельном участке. Также в указанном письме администрация ссылалась на тот факт, что согласно представленным топографическим материалам на испрашиваемом земельном участке находятся деревья, а действующее законодательство предусматривает вырубку деревьев только на земельном участке, предназначенном для строительства объекта.
Не согласившись с решением администрации, и полагая, что указанный отказ нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Исходя из положений пункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлений Администрации Приморского края от 12.02.2007 N 28-па и от 18.05.2007 N 116-па, а также пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, следует вывод о том, что в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполняет департамент земельных отношений.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные правила установлены ст. 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", согласно которым орган исполнительной власти в 20-дневный срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории только в том случае, когда отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент N 1596), результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Как видно из материалов дела, 27.02.2012 обращаясь в департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, общество указало испрашиваемое право на землю (аренда), предполагаемые размеры участка (площадь 2200 кв. м.) и местоположение (в районе ул. Днепровская, 100), цель использования земельного участка (для целей, не связанных со строительством - для осуществления складской деятельности).
В этой связи коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, предусмотренных пунктом 2.8 Регламента не имелось.
Согласно представленных в материалы дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении территории, расположенной по адресу: г. Владивосток, ул. Днепровская, 100 испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, одним из основных разрешенных видов использования земельных участков в указанной зоне является размещение объектов складского назначения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка доля целей, не связанных со строительством, заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы расположения на местности.
В соответствии с п.4.18. Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, утвержденного решением Думы г.Владивостока N 259 от 03.04.2009, полномочия по утверждению схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора возложены на Управление градостроительства и архитектуры г.Владивостока. Согласно п.1 Приложения N 2 "Инструкция о порядке заполнения формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории" и в соответствии с Приложением N 1 "Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории" к Распоряжению главы г.Владивостока N 633-р от 24.09.2009 "Об утверждении формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, кроме чертежа, адреса участка, заявителя, целей использования, границ формируемого участка и сведений государственного кадастра недвижимости, указываются: границы охранных, санитарно-защитных, водоохранных зон, прибрежно-защитных полос, береговых полос, зон охраны памятников истории и культуры, технических зон железной дороги, взрывоопасных зон, красных линий (автодорог, инженерных коммуникаций), охранных зон инженерных коммуникаций, ограничение застройки (РЛЛ), военных объектов, запретных зон, запретных районов, беспрепятственный проход и проезд, функциональных зон в соответствии с генеральным планом и иных зон с особыми условиями использования земель, доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка может решаться только после завершения процедуры формирования земельного участка, его постановки на кадастровый учет, и с учетом сведений содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления был обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ), в том числе с учетом планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать утвержденную схему заявителю.
Довод администрации о том, что испрашиваемый земельный участок имеет сложный рельеф, в связи с чем необходимо технико-экономическое обоснование размещения склада на данном земельном участке обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса РФ, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают предоставление технико-экономического обоснования размещения склада на земельном участке.
Ссылка администрации и управления на то обстоятельство, что на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения, также верно отклонена судом первой инстанции, поскольку не влияет на установленные выше статус территории, куда входит спорный земельный участок, как зоны П-4, которая может быть предоставлена заявителю для размещения складских помещений. Вывод администрации о том, что планируемые к размещению складские помещения нанесут повреждения имеющемуся на территории озеленению, преждевременен и предположителен.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, который принял решение.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ администрации не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание управления принять решение об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2012 года по делу N А51-17010/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17010/2012
Истец: ООО "ВладСтрой"
Ответчик: Администрация г. Владивостока
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8401/13
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1351/13
18.01.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10723/12
15.10.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-17010/12