г. Самара |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А55-24030/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Соскинд К.Э., доверенность от 25.07.2012 г. N 462/юр,
от ответчика - Григорьевский М.Г., доверенность от 24.10.2012 г. N 7606,
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Уралвторчермет" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 г. по делу N А55-24030/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Уралвторчермет" (ИНН 6674128640, ОГРН 1036605232927), г. Екатеринбург,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Уралвторчермет" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ответчик) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным решения от 17.09.2012 N 243/343 об отказе в предоставлении за плату в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, 6, площадью 34 166, 5 кв.м., кадастровый номер 63:01:0742002:31, обязании по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность общества указанного земельного участка и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 г. по делу N А55-24030/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Уралвторчермет" имеет на праве собственности объекты недвижимого имущества: здание административное, здание ремонтного, столярного, токарного цеха, нежилое здание (материальный склад) и здание автомастерской, расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д.6.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельствами о государственной регистрации права.
Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 34 166, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0742002:31.
Из материалов дела следует, что 31.05.2012 г. (вх. N 24/343 от 01.06.2012) общество обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с местоположением: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 6, площадью 34 166, 5 кв.м. в производственных целях.
17.09.2012 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области письмом N 24/343 отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Заявитель, считая, что указанное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, в данном случае нежилые строения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 187-О от 12.05.2005, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Данная правовая позиция также изложена в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Материалами дела подтверждается, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю в собственность послужила информация Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/1729-0-1 от 28.02.2012 г., в соответствии с которой часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий на территории общего пользования.
Факт нахождения части спорного земельного участка площадью 22, 8 кв.м. в границах красных линий подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15.02.2012 N 63-00-102/12-47814, кадастровым делом. Данный факт не оспаривается заявителем.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Из пункта 3.3 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (РДС 30-201-98) (утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30) следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территорией общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Поскольку материалами дела подтверждается факт прохождения на спорном земельном участке красных линий, испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам общего пользования, следовательно, спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
Из материалов дела следует, что ни действия департамента строительства по отнесению спорного участка к территории общего пользования, ни нанесение красных линий на спорном участке в установленном порядке не оспорены, не признаны незаконными.
Согласно положениям статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент наделяется следующими полномочиями: а) готовит документы территориального планирования городского округа Самара; б) ведет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара; в) согласовывает проекты схем территориального планирования муниципальных районов Самарской области, имеющих общую границу с городским округом Самара; г) осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности; д) обеспечивает подготовку и осуществляет проверку документации по планировке территории; е) участвует в разработке и реализации градостроительных разделов городских целевых программ и программ социально-экономического развития городского округа Самара; ж) осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации; з) осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара.
Таким образом, информация, предоставленная 05.03.2012 г. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о нахождении части испрашиваемого участка в границах красных линий подготовлена уполномоченным органом местного самоуправления и является достаточным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В связи с изложенным, учитывая нахождение части спорного земельного участка в границах мест общего пользования, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности доводов ответчика и о том, что решение об отказе в предоставлении в собственность Обществу земельного участка соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2012 г. по делу N А55-24030/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24030/2012
Истец: ЗАО "Уралвторчермет"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ФГБУ ФКП "Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области " в лице Саамрского филиала, ФГБУ ФКП "Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области " в лице Самарского филиала, Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом