г. Пермь |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А60-31333/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 20123 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Калашниковой Е.С.
при участии:
от заявителя ООО "Аккумуляторная Компания "Энергия" (ОГРН 1076672031446, ИНН 6672242146): Лившиц А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 22.08.2012;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017): не явился;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 октября 2012 года
по делу N А60-31333/2012,
принятое судьей Сергеевой М.Л.
по заявлению ООО "Аккумуляторная Компания "Энергия"
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области
о признании недействительным решения об отказе,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аккумуляторная компания "Энергия" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 05.07.2012 г.
Решением арбитражного суда от 23 октября 2012 г. заявленные обществом требования удовлетворены, решение Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области от 05.07.2012 г. признано недействительным.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на наличие в ликвидационном балансе недостоверных данных, что свидетельствует об его отсутствии, просит ее удовлетворить, признав решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией законным.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в нарушение положений ст.63 ГК РФ, ст.58 Федерального закона N 14-ФЗ, ликвидационный баланс предприятия содержит сведения о наличии запасов в сумме 31 130 тыс.руб., не распределенных в установленном порядке между участниками.
В судебное заседание заинтересованное лицо своего представителя не направило.
Заявитель по делу против доводов апелляционной жалобы возражает, полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
В судебном заседании поддержал изложенные в письменном отзыве доводы, ссылаясь на представление всех предусмотренных ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов.
22 января 2013 г. в судебном заседании апелляционного суда объявлен перерыв до 24 января 2013 г. до 15 час. 15 мин., соответствующая информация опубликована на официальном сайте ВАС РФ.
После перерыва стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 08 февраля 2012 участниками общества - Готманом Д.В. (размер доли 50% уставного капитала) и Карпенко А.Ф. (размер доли 50% уставного капитала), принято решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Аккумуляторная компания "Энергия", обязанности ликвидатора возложены на Сухова С.Д. (л.д. 14).
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (367) от 07.03.2012 с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул.Малышева 4-16 (л.д. 18).
16 мая 2012 года налоговой инспекцией обществу выдана справка N 19071 об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, пени и налоговых санкций (л.д. 17).
Решением общего собрания участников от 15.05.2012, в связи с вступлением процедуры ликвидации в завершающую стадию утвержден ликвидационный баланс (протокол N 5 - л.д. 15-16).
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидации по форме Р16001 (л.д. 29-30) с приложением документов ликвидатор общества представил в инспекцию, о чем свидетельствует расписка (л.д. 27).
05.07.2012 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов по причине: отсутствует ликвидационный баланс (не исполнена обязанность по предоставлению отчетности).
Не согласившись с таким отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на представление обществом всех необходимых документов, и на отсутствие оснований для проверки налоговым органом ликвидационного баланса, поскольку это не предусмотрено Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Семнадцатый арбитражный апелляционный находит выводы суда 1 инстанции ошибочными, а судебный акт подлежащим отмене в связи со следующим.
Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен главой VII Закона о регистрации.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, в частности, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица (ст. 21 Закона о регистрации).
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужил факт установления инспекцией отраженных в представленном обществом ликвидационном балансе по состоянию на 15.05.2012 г. запасов в размере 31 130 тыс. рублей, который не был распределен между участниками. На этом основании инспекция сделала вывод о том, что ликвидация общества не завершена, а его ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.
Как верно установлено судом первой инстанции, обществом представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе и ликвидационный баланс.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган всех перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документов не является достаточным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица не соблюден.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона о регистрации документы, предусмотренные ст. 21 настоящего федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Процедура ликвидации юридического лица регулируется положениями статей 61 - 64 ГК РФ. Так, согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Кроме того, вопросы ликвидации обществ с ограниченной ответственностью регулируются Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), в соответствии с п. 1 ст. 57 которого общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований данного федерального закона. В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 18 Закона об ООО участники общества имеют право в случае ликвидации общества получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в установленной п. 1 ст. 58 Закона об ООО очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из совокупности приведенных выше требований действующего законодательства следует, что для завершения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть принято решение о правовой судьбе оставшегося имущества и оформлены соответствующие бухгалтерские документы.
Непринятие такого решения может повлечь нарушение права участника общества на получение оставшегося имущества общества либо его стоимости в денежном выражении.
Поскольку по данным ликвидационного баланса на 15.05.2012 у общества имелось имущество, а предусмотренное п. 1 ст. 58 Закона об ООО решение о правовой судьбе этого имущества, не принято, бухгалтерские документы о его передаче (списании с баланса общества) не оформлены, инспекция пришла к верному выводу о том, что представленные на государственную регистрацию документы свидетельствовали о нарушении порядка ликвидации общества, предусмотренного п. 7 ст. 63 ГК РФ и содержали недостоверные сведения о завершении процедуры ликвидации юридического лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, нарушение установленного ст. 61-64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица и непредставление для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимых документов в регистрирующий орган является основанием для отказа в государственной регистрации. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты
с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование.
С указанного момента прекращаются также и полномочия всех органов юридического лица, включая ликвидационную комиссию (ликвидатора).
Следовательно, после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества правовая возможность принятия решения о распределении (передаче) оставшегося имущества общества будет утрачена, что может привести к нарушению имущественных прав участника общества.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области правомерны, основаны на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Таким образом, неправильное применение судом 1 инстанции норм материального права повлекло принятие арбитражным судом незаконного судебного акта, что в силу ч.1 ст.270 АПК РФ, является основанием для его отмены.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Аккумуляторная компания "Энергия" требований надлежит отказать.
Государственная пошлина в силу ст.110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя по делу.
Ввиду отсутствия фактических расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела апелляционным судом и руководствуясь ст.333.37 НК РФ, государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с общества не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 октября 2012 г. по делу N А60-31333/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Аккумуляторная компания "Энергия" требований о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области от 05.07.2012 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31333/2012
Истец: ООО "Аккумуляторная Компания "Энергия"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N31 по Свердловской области