Тула |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А23-3164/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Стахановой В.Н., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу регионального отделения Федеральной службы по Финансовым рынкам в Центральном федеральном округе на решение Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2012 по делу N А23-3164/201223-3164/2012 (судья - Носова М.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Лидер" (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4025047713, ОГРН 1024000941755) к региональному отделению Федеральной службы по Финансовым рынкам в Центральном федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления от 19.07.2012 N 73-12-444/пн, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Лидер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - региональное отделение, РО ФСФР России по ЦФО) о признании незаконным и отмене постановления от 19.07.2012 N 73-12-444/пн о назначении административного наказания (т. 1, л. д. 4 - 6).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2012 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, региональное отделение подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы подателя жалобы сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного ЗАО "Лидер" правонарушения. По мнению апеллянта, высокий размер штрафной санкции, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выделяет деяние, как представляющее значительную опасность для интересов граждан, общества и государства.
В отзыве на жалобу общество просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением РО ФСФР России по ЦФО от 19.07.2012 N 73-12-444/пн ЗАО "Лидер" привлечено к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса, КоАП РФ), как организация, осуществляющая дилерскую деятельность по бессрочной лицензии ФСФР России от 16.02.2001 N 040-04721-010000, за непредставление отчёта профессионального участника рынка ценных бумаг по форме N 1100 за первый квартал 2012 года к сроку - 31.03.2012. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 тысяч рублей (т. 1, л. д. 10 - 11).
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ, однако посчитал возможным применить статью 2.9 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчётов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом названного административного правонарушения является порядок представления информации, предусмотренной нормативными актами.
Объективную сторону образует непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчётов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объёме и (или) недостоверной информации.
Субъектом административного правонарушения выступает лицо, обязанное в силу закона представить соответствующую информацию. Субъективная сторона характеризуется виной.
На основании лицензии от 16.02.2001 N 040-04721-010000 ЗАО "Лидер" осуществляло профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг - дилерскую деятельность, 11.05.2012 общество подало заявление об аннулировании лицензии (т. 1, л. д. 12).
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ) федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Минфином России устанавливаются правила ведения учёта и составления отчётности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ установлено, что состав информации, порядок и сроки её раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определены Приказом ФСФР России от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг".
Пунктом 1 Приказа утверждены сроки представления отчётности профессиональными участниками, в соответствии с которыми отчётная форма N 1100 "Квартальный отчёт профессионального участника рынка ценных бумаг" по состоянию на 31.03.2012 предоставляется в территориальные органы ФСФР России не позднее 15 мая текущего года.
Материалами дела установлено, что в установленный срок квартальный отчёт обществом в отделение представлен не был. Данное обстоятельство общество не оспаривало.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличия обстоятельств, которые препятствовали обществу своевременно исполнить обязанность по представлению в отделение в установленный срок квартального отчёта, не установлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 Кодекса, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
В силу указанных норм последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что своими действиями общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Ранее общество не привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение, оно исполнило обязанность по предоставлению отчётности 28.08.2012 (т. 1, л. д. 35). Лицензия аннулирована 10.07.2012, лицензируемая деятельность фактически не велась на дату представления отчётности, причинения вреда общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за деятельностью данного профессионального участника рынка ценных бумаг, не выявлено, штраф в размере 500 тыс. руб. может привести к подавлению экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Довод подателя жалобы о том, что общество исполнило обязанность по предоставлению отчётности после рассмотрения административного дела контролирующим органом, сам по себе не может служить основанием для вывода о невозможности применения статьи 2.9 Кодекса. Исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение общества не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям.
Таким образом, при формальном наличии признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения у суда первой инстанции имелись основания для вывода о возможности освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с вышеуказанным довод апелляционной жалобы о невозможности применения в рассматриваемом случае положений о малозначительности судом отклоняется.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 13 ноября 2012 года по делу N А23-3164/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3164/2012
Истец: ЗАО "Лидер"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе