г. Воронеж |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А64-7029/04-18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2013 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Потаповой Т.Б.,
судей Потихониной Ж.Н.,
Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой И.А.,
при участии:
от ФНС России в лице ИФНС России по г.Тамбов: Амирханян А.А., представитель по доверенности 68 АА 0318088 от 27.07.2012, удостоверение;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по г.Тамбову на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2012 г. по делу N А64-7029/04-18 (судья Павлов В.Л.) по заявлению ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ТОГУП "Дорстройсервис" (ИНН 6832036962, ОГРН 1026801220665) задолженности в сумме 7 068 руб. 19 коп. - пени,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2005 ТОГУП "Дорстройсервис" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Старков Дмитрий Валентинович (определение от 03.09.2009).
ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 7 068, 19 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2012 в удовлетворении требования ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ТОГУП "Дорстройсервис" задолженности в сумме 7 068,19 руб. пени отказано.
Не согласившись с вынесенным определением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФНС России в лице ИФНС России по г.Тамбову (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2012 отменить и разрешить вопрос по существу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители конкурсного управляющего должника, иных лиц, участвующих в деле, не явились. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей неявившихся лиц в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое определение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, применяемой в деле о банкротстве должника, требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В силу статей 100, 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении требования кредитора в деле о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд проверяет его обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов должника. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения о признании ТОГУП "Дорстройсервис" несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства опубликованы в "Российской газете" от 26.02.2005 N 39.
При этом требование ФНС России заявлено в суд 18.07.2012, то есть по истечении установленного ст.142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срока.
Согласно разъяснениям, данным в п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Реализуя свои права, налоговые органы обязаны соблюдать срок выставления требований об уплате налога (ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации), срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (ст. 46 НК РФ), возможность взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ), срок для судебного взыскания недоимки (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания постановления о взыскании налогов за счет имущества должника. Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. при установлении требований по обязательным платежам суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (п.3 ст.46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (п.3 ст.46, п.2 ст.48 НК РФ).
Пунктом 24 вышеназванного Постановления предусмотрено, что пропуск установленных налоговым законодательством сроков принятия и направления организации требования об уплате недоимки, решения о ее взыскании за счет денежных средств (п.3 ст.46, ст.70 НК РФ) не является основанием для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа в случае, если на дату подачи в арбитражный суд заявления об установлении требований не истек предусмотренный п.2 ст.48 НК РФ 6-месячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за счет имущества должника.
При исчислении указанного срока давности взыскания в судебном порядке судам необходимо исходить из того, что он начинает течь с момента окончания установленного п.3 ст.46 НК РФ 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом следует учитывать, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.
Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ.
С учетом изложенных положений нормативных актов и постановлений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 47 НК РФ принудительное взыскание недоимки должно производиться путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и постановление должно быть направлено в течение трех дней с момента вынесения уполномоченным органом решения о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика.
Согласно нормам ст. 48 НК РФ возможность принудительного взыскания утрачивается по истечении шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, данный срок является пресекательным.
В обоснование заявленных требований уполномоченный орган представил требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.09.2011 N 23754, по состоянию на 26.09.2011 N 23755, по состоянию на 26.09.2011 N 23756, по состоянию на 18.10.2011 N 25460, по состоянию на 18.10.2011 N 25461, по состоянию на 18.10.2011 N 25462, а также таблицы расчета пени.
Как видно из указанных выше требований, сроки для исполнения требований по уплате пени установлены до 14.10.2011 (требования N 23754, N 23755, N 23756), до 08.11.2011 (требования N 25459, N 25460, N 25461, N 25462).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени следуют судьбе основной задолженности и могут быть взысканы только одновременно или после взыскания основной задолженности.
При этом, уполномоченным органом ни в Арбитражный суд Тамбовской области, ни в апелляционную инстанцию не представлено письменных пояснений и доказательств по каким налогам начислена и заявлена ко включению в реестр спорная пеня, когда возникла пенеобразующая недоимка и основания ее образования, то есть не представлены доказательства наличия и размера задолженности и ее включения в реестр, либо доказательства того, что возможность ее принудительного исполнения на момент предъявления в суд не утрачена.
Более того, из приобщенных к материалам дела требований следует, что они заявлены по состоянию на сентябрь-октябрь 2011 года (по недоимке за период 2007-201), при этом предъявлены данные требования в арбитражный суд 18.07.2012, то есть за пределами установленного налоговым законодательством срока.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не было представлено доказательств о своевременном совершении им всех предусмотренных налоговым законодательством действий направленных на принудительное внесудебное взыскание спорной задолженности по налогам и пени.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч.2 ст. 9 АПК РФ).
Учитывая вышеизложенное, поскольку уполномоченным органом утрачена возможность принудительного взыскания в судебном порядке пени в сумме 7 068, 19 руб. ( в связи с истечением срока), и не представлены доказательства совершения заявителем всех предусмотренных налоговым законодательством действий направленных на принудительное внесудебное взыскание спорной задолженности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований и их учета в реестре требований кредиторов должника, указав при этом, что данные требования по этим же основаниям не могут быть учтены и в порядке п.4 ст.142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленная к включению в реестр требований кредиторов должника задолженность по пене в сумме 7 068,19 руб. подтверждена расчетами пени и требованиями, которые своевременно были выставлены инспекцией и на основании которых заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника, в связи с чем соблюден установленный законом порядок подлежат отклонению с учетом вышеизложенного как несостоятельные и основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2012 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из положений пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005, при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.10.2012 по делу N А64-7029/04-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Б. Потапова |
Судьи |
Ж.Н. Потихонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7029/2004
Должник: ТОГУП "ДОРСТРОЙСЕРВИС" Козлов Д. А, ТОГУП Дорстройсервис
Кредитор: Тамбовский областной комитет профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, ФГУП Тамбовавтодор
Третье лицо: ГУ- УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области, ГУ УПФ РФ по г. Тамбову, ГУ УПФ РФ по г. Уварову и Уваровскому району, Зайцев Р. В., ИФНС России по г. Тамбову, Кадильников А. И., Козлову Д. А., Комитет по управлению имуществом, НП "Ассоциация антикризисных управляющих", ОАО "РЖД"филиал "ЮВЖД", Петровский районный отдел судебных приставов суд.пристав-исполн. Д. В. Золотухин, СРО Самарская региональная общественная организация "Ассоциация антикризисных управляющих", Старков Д. В., Управление Росреестра по Тамбовской области, УФНС России, УФНС России по Тамбовской области, УФРС, ЮВЖД
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
01.06.2016 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7029/04
22.05.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
23.06.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
16.04.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
22.01.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
22.01.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
14.11.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7029/04
05.03.2007 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-803/07