г. Киров |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А17-1894/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ольковой Т.М., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Вперед", комитета Ивановской области по лесному хозяйству
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2011 по делу N А17-1894/2011, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Вперед" (ОГРН 1027700054777, г. Москва, проезд Энтузиастов, д. 15)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (ОГРН 1043700251099, Ивановская область, г. Иваново, ул. Кавалерийская, д. 5), комитету Ивановской области по лесному хозяйству (Ивановская область, г. Иваново, ул. Суворова, 44),
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (ОГРН 1093702014592, Ивановская область, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24), департамент строительства и архитектуры Ивановской области (ОГРН 1023700562511, Ивановская область, г. Иваново, пл. Революции, д. 2),
о признании незаконными действий,
установил:
открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "Вперед" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ММЗ "Вперед") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - Управление), комитету Ивановской области по лесному хозяйству (далее - ответчик, Комитет) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с условными номерами 37-37-12/254/2009-209 и 37-37-12/072/2010-136 и признании недействительными соответствующих записей, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП); признании незаконными действий Управления по регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области на земельный участок с кадастровым номером 37:18:100206:106 и признании недействительной соответствующей записи, внесенной в ЕГРП; возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в части регистрации прав на земельные участки, имеющие условные номера 37-37-12/254/2009-209, 37-37-12/072/2010-136, кадастровый номер 37:18:100206:106 посредством исключения соответствующих записей из ЕГРП и сообщить заявителю об устранении допущенных нарушений посредством факсимильной и почтовой связи; признании незаконными действий Комитета по формированию, учету и включению в материалы лесоустройства лесных насаждений, находящихся на землях ОАО "ММЗ "Вперед" площадью 759 га: расположенных согласно плану лесоустройства 2000 года, кварталы 7,11,12,13,14,15, части кварталов 9,10, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 613-2009-06; признании незаконными действий Комитета по формированию, учету и включению в материалы лесоустройства лесных насаждений, находящихся на землях ОАО "ММЗ "Вперед" площадью 64 га: расположенных согласно плану лесоустройства 2000 года, кварталы 9, 10, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 613-2009-06.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Комитета по формированию, учету и включению в материалы лесоустройства лесных насаждений, находящихся на землях ОАО "ММЗ "Вперед" площадью 759 га: расположенных согласно плану лесоустройства 2000 года, кварталы 7, 11, 12, 13, 14, 15, части кварталов 9, 10, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 613-2009-06 и площадью 64 га: расположенных согласно плану лесоустройства 2000 года, кварталы 9,10, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 613-2009-06. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
ОАО "ММЗ "Вперед" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при отсутствии правового акта о переводе земли из одной категории в другую и отсутствия согласия правообладателя, действия по государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией не могут являться законными; регистрирующему органу не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а часть представленных документов не соответствует требованиям действующего законодательства.
Комитет с принятым решением суда также не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований Общества отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Комитет указывает, что спорные земельные участки покрыты лесом; Комитет законно и обоснованно учитывал земельные участки, как земли лесного фонда; в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки сельских лесов отражались как лесной фонд; суд необоснованно применил к рассматриваемым отношениям положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон о переводе земель); суд первой инстанции необоснованно взыскал с Комитета государственную пошлину по делу в сумме 6000 рублей.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ММЗ "Вперед" не соглашается с доводами жалобы, отзыв на апелляционную жалобу Комитета не представило.
ОАО "ММЗ "Вперед" в отзыве на апелляционную жалобу Комитета не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ММЗ "Вперед" считает ее не подлежащей удовлетворению.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области в отзыве на апелляционные жалобы считает жалобу ОАО "ММЗ "Вперед" не подлежащей удовлетворению, а жалобу Комитета обоснованной.
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент) отзывы на апелляционные жалобы не представил.
Комитет ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.10.1991 Тейковскому филиалу Московского машиностроительного завода "Вперед" выдан акт на право пользования землей, согласно которому за филиалом закрепляется в бессрочное и бесплатное пользование 2651 гектар земли в границах согласно плану землепользования; земля предоставляется для организации подсобного хозяйства (том 1, л.д. 38-39).
15.06.1994 Московской регистрационной палатой зарегистрировано ОАО "ММЗ "Вперед", образовавшееся в результате приватизации государственного предприятия "ММЗ "Вперед" и являющееся его правопреемником (том 1, л.д. 52).
Предоставленный заявителю земельный участок площадью 2651 га был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 37:18:100206:0101, 37:18:100206:0102, 37:18:100206:0103, 37:18:100206:0104, 37:18:100206:0106.
06.11.2009 правительством Ивановской области издано распоряжение N 330 рп (том 2, л.д. 10), в соответствии с которым к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель общей площадью 234622 гектара (по учету лесного фонда по состоянию на 01.01.2009 (далее - лесные участки), входящие в состав земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и включенные в границы лесничеств Ивановской области, согласно прилагаемому перечню (пункт 1). Комитету Ивановской области по лесному хозяйству при осуществлении указанных мероприятий предписано учитывать права третьих лиц на лесные участки и осуществлять корректировку площадей лесных участков при наличии обоснованной невозможности их отнесения к землям лесного фонда (пункт 3). Из приложения к данному распоряжению "Перечень лесоустроительных участков земель, входящих в состав земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, включенных в границы лесничеств Ивановской области и отнесенных к землям лесного фонда" следует, что в данный перечень включены лесные земли, значащиеся за Тейковским сельским участковым лесничеством площадью 16299 га.
22.01.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - защитные леса, общая площадь 64 га: расположенный по адресу: Ивановская обл., Тейковский муниципальный район, "Тейковское сельское участковое лесничество (на землях бывшего ММЗ "Вперед"), части кварталы 9,10, условный кадастровый номер 37-37-12/254/2009-209 (том 1, л.д. 29).
11.02.2010 ОАО "ММЗ "Вперед" направило в Администрацию заявление о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, выделенными государственному предприятию Московский машиностроительный завода "Вперед" путем предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 37:18:100206:0102, 37:18:100206:0103 на праве собственности и земельных участков с кадастровыми номерами 37:18: 100206:0101, 37:18:100206:0104 на праве аренды.
05.02.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - эксплуатационные леса, общая площадь 759 га: расположенный по адресу: Ивановская обл., Тейковский муниципальный район, "Тейковское сельское участковое лесничество, (расположен на землях бывшего ММЗ "Вперед"), квартала 7, 11, 12, 13, 14, 15, части кварталов 9, 10, условный кадастровый номер 37-37-12/254/2009-136 (том 1, л.д. 30).
24.02.2010 Тейковский районный совет издал постановление N 716, которым отказал Обществу в предоставлении указанных земельных участков. Одним из мотивов отказа в предоставлении земельных участков послужило наличие на земельных участках, на получение которых претендует заявитель, земель лесного фонда.
24.11.2010 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Департамента на земельный участок с кадастровым номером 37:18: 10 02 06:0106, площадью 356 кв.м. (том 2, л.д. 22).
21.02.2011 Арбитражным судом Ивановской области дела вынесено решение по делу N А17-1578/2010 по заявлению ОАО "Московский машиностроительный завод" Вперед" к Совету Тейковского муниципального района и администрации о признании незаконным постановления Тейковского районного Совета от 24.02.2010 "О рассмотрении обращения открытого акционерного общества Московский машиностроительный завод "Вперед" и возложении на администрацию обязанности заключить с ОАО "ММЗ "Вперед" договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 37:18: 100206:0102, 37:18:100206:0103 и договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 37:18:100206:0101, 37:18:100206:0104. Из указанного решения следует, что площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:18:100206:0102, 37:18:100206:0103, 37:18:100206:0101, 37:18:100206:0104 частично совпадают с лесными участками с кадастровыми номерами 37-37-12/254/2009-209 и 37-37-12/072/2010-136, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией.
Не согласившись с действиями органов государственной власти по сбору документов и регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с условными номерами 37-37-12/254/2009-209 и 37-37-12/072/2010-136 и права постоянного (бессрочного) пользования за Департаментом на земельный участок с кадастровым номером 37:18:1002 06:0106, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установив, что действия Комитета по формированию, учету и включению в материалы лесоустройства лесных насаждений, находящихся на землях ОАО "ММЗ "Вперед" площадью 759 га: расположенных согласно плана лесоустройства 2000 года, кварталы 7, 11, 12, 13, 14, 15, части кварталов 9, 10, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 613-2009-06 и площадью 64 га: расположенных согласно плана лесоустройства 2000 года, кварталы 9, 10, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 613-2009-06, не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования в соответствующей части. Отказывая заявителю в удовлетворении требований к Управлению, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (пункт 52). Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53). Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия (пункт 56).
Таким образом, зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Право обжалования действий регистрирующего органа предоставлено лицам, которые непосредственно являлись участниками правоотношений, связанных с совершением регистрационных действий.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "ММЗ "Вперед" обратилось в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий Управления по регистрации права собственности Российской Федерацией на лесные участки с кадастровыми условными номерами 37-37-12/254/2009-209, 37-37-12/072/2010-136 и предоставленного Департаменту права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 37:18:100206:106
Учитывая, что право собственности Российской Федерации на земельные участки и право Департамента на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком могут быть оспорены только в исковом порядке, и, принимая во внимание, что ОАО "ММЗ "Вперед" не является участником правоотношений по регистрации указанных прав, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных в этой части требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Пунктом 5 части 4 статьи 2 Федерального закона о переводе земель предусмотрено, что для перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо, в том числе согласие правообладателя земельного участка.
В силу пункта 5 части 1 статьи 7 Федерального закона о переводе земель перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Материалами дела подтверждено, что лесной участок: разрешенное использование - защитные леса, общей площадью 64 га и лесной участок: разрешенное использование - эксплуатационные леса, общей площадью 759 га расположены в Тейковском сельском участковом лесничестве на землях бывшего ММЗ "Вперед". Указанные земли являлись частью земельного участка площадью 2651 га, закрепленного за ММЗ "Вперед" (правопредшественником ОАО "ММЗ "Вперед") на праве бессрочного и бесплатного пользования. Предоставленный заявителю земельный участок площадью 2651 га разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 37:18:100206:0101, 37:18:1002 06:0102, 37:18:100206:0103, 37:18:100206:0104, 37:18: 100206:0106, каждый из которых в силу пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит ОАО "ММЗ "Вперед" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Из кадастровых паспортов указанных земельных участков следует, что земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование участков определено - для сельскохозяйственного производства (37:18:100206:104, 37:18:100206:103, 37:18:100206:101), для размещения рыболовных прудов (37:18:100206:102). Комитетом осуществлены действия по формированию, учету и включению в материалы лесоустройства лесных насаждений, находящихся на землях ОАО "ММЗ "Вперед" площадью 759 га: расположенных согласно плану лесоустройства 2000 года, кварталы 7,11,12,13,14,15, части кварталов 9, 10, и площадью 64 га: расположенных согласно плану лесоустройства 2000 года кварталы 9,10. Между тем в материалах дела не имеется ни доказательств получения согласия правообладателя земельных участков - ОАО "ММЗ "Вперед" на перевод данных земельных участков из состава земель одной категории в другую, ни доказательств перевода в установленном законом порядке сельскохозяйственных земель, закрепленных за ОАО "ММЗ "Вперед", в категорию земель лесного фонда. Следовательно, обжалуемые действия Комитета не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их незаконными.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "ММЗ "Вперед" о том, что при отсутствии правового акта о переводе земли, из одной категории в другую и отсутствия согласия правообладателя, действия по государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией не могут являться законными; регистрирующему органу не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а часть представленных документов не соответствует требованиям действующего законодательства, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие ни о том, что ОАО "ММЗ "Вперед" в рассматриваемой ситуации является участником правоотношений по регистрации прав на земельные участки, ни о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что спорные земельные участки покрыты лесом; Комитет законно и обоснованно учитывал земельные участки как земли лесного фонда; в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки сельских лесов отражались как лесной фонд, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку само по себе наличие на земельных участках лесных насаждений не свидетельствует, что данные земли относятся к землям лесного фонда. Из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов земельных участков следует, что указанные земельные участки отнесены к категории земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование участков определено - для сельскохозяйственного производства (37:18:100206:104, 37:18:100206:103, 37:18:100206:101), для размещения рыболовных прудов (37:18:100206:102).
Довод апелляционной жалобы Комитета о том, что суд необоснованно применил к рассматриваемым отношениям положения Федерального закона о переводе земельных участков из одной категории в другую, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании указанного закона.
Ссылка Комитета на распоряжение правительства Ивановской области от 06.11.2009, которым к землям лесного фонда отнесены лесоустроенные участки земель общего пользования общей площадью 234622 га, входящие в состав земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в пункте 3 данного постановления Комитету предписано при осуществлении мероприятий по отнесению к землям лесного фонда лесоустроенных участков учитывать права третьих лиц на лесные участки и осуществлять корректировку площадей лесных участков при наличии обоснованной невозможности их отнесения к землям лесного фонда. Следовательно, Комитет был обязан учитывать имеющееся у Общества право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 37:18: 10 02 06:0101, 37:18: 10 02 06:0102, 37:18: 10 02 06:0103, 37:18: 10 02 06:0104, 37:18: 10 02 06:0106.
Доводы апелляционной жалобы Комитета о необоснованном взыскании судом с Комитета государственной пошлины по делу в сумме 6000 рублей, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая со стороны уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на соответствующую сторону обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством, в том числе статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.
В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу является Комитет, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет отказ другой стороне в возмещении понесенных ею судебных расходов и не является основанием для освобождения Комитета от возмещения судебных расходов.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина при обращении с апелляционной жалобой уплачена ОАО "ММЗ "Вперед" по платежному поручению от 07.11.2011 N 215 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1900 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Вопрос по уплате Комитетом государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2011 по делу N А17-1894/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы открытого акционерного общества "ММЗ "Вперед", комитета Ивановской области по лесному хозяйству - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "ММЗ "Вперед" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 07.11.2011 N 215.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1894/2011
Истец: ОАО "Московский машиностроительный завод "Вперед"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Комитет по лесному хозяйству Иваноской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Территориальное управление Федерального по управлению государственным имуществом в Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11596/12
28.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11596/12
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11596/12
21.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1742/12
27.01.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7502/11