г. Пермь |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А60-29991/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ЗАО "Фанком" (ИНН 6635000195, ОГРН 1026600508880) - Зырянов А.В., доверенность от 05.07.2012 N 744, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Финансового управления Администрации муниципального образования Алапаевское (ИНН 6601015683, ОГРН 1106601000813) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Финансового управления Администрации муниципального образования Алапаевское
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 октября 2012 года
по делу N А60-29991/2012,
принятое судьей Лихачевой Г.Г.,
по заявлению ЗАО "Фанком"
к Финансовому управлению Администрации муниципального образования Алапаевское
о признании незаконным бездействия управления,
установил:
ЗАО "Фанком", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации муниципального образования Алапаевское, выразившееся в неисполнении требований, указанных в исполнительном листе АС N 0037984490, выданном на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу NА60-51671/2011.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие финансового управления Администрации муниципального образования Алапаевское, выразившееся в неисполнении требований, указанных в исполнительном листе АС N 0037984490, выданном на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу NА60-51671/2011, как не соответствующие ст. 16 АПК РФ и ст.ст. 239, 242.1 БК РФ. На финансовое управление Администрации муниципального образования Алапаевское возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО "Фанком".
Не согласившись с решением суда, финансовое управление Администрации муниципального образования Алапаевское обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель жалобы указывает на правомерность возвращения исполнительного листа. Ответчик направил в администрацию напоминание о необходимости погашения задолженности по исполнительным листам. Кроме того, ответчик указывает, что исполнительный документ не выполняет в срок именно муниципальное образование Алапаевское, должником ответчик не является.
ЗАО "Фанком" в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, отсутствуют основания для отмены решения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в заседание суда представителей не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2012 года по делу А60-51671/2011 с муниципального образования Алапаевское в лице Администрации муниципального образования Алапаевское в пользу ЗАО "Фанком" взыскано в порядке субсидиарной ответственности 3 336 625 руб., в том числе 3 093 351 руб. основного долга и 276 274 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также в возмещение судебных расходов по государственной пошлине 39 848,13 руб.
Во исполнение указанного решения арбитражного суда 23.03.2012 выдан исполнительный лист АС N 003798490.
Общество направило с сопроводительным письмом от 14.04.2012 исполнительный лист N 003798490 для исполнения в финансовый орган муниципального образования - Финансовое управление администрации муниципального образования Алапаевское.
16.04.2012 исполнительный лист возвращен заявителю в связи с представлением копии судебного акта, заверенным ненадлежащим образом.
Общество направило с сопроводительным письмом от 12.05.2012 исполнительный лист N 003798490 для исполнения в финансовый орган муниципального образования - Финансовое управление администрации муниципального образования Алапаевское.
14.05.2012 исполнительный лист возвращен заявителю в связи с представлением копии доверенности заверенной ненадлежащим образом.
В дальнейшем общество вновь 05.06.2012 направило исполнительный лист в финансовое управление.
Согласно отзыву ответчика исполнительный лист был принят к исполнению 06.06.2012
До настоящего времени исполнительный лист не исполнен.
Поскольку в течение трехмесячного срока, установленного п.6 ст. 242.2 БК РФ расчет с должником не произведен, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил отсутствие доказательств принятие управлением мер по исполнению спорного исполнительного листа. Кроме того, суд первой инстанции установил факт необоснованного возврата исполнительного листа, произведенный ответчиков 16.04.2012.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.
Следовательно, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области 20.02.2012 и выданный на его основе исполнительный лист обязательны для исполнения, в частности, финансовым управлением администрации муниципального образования Алапаевское.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", иными актами законодательства.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (действующего в спорный период) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.
В соответствии с положениями гл. 24.1 БК РФ списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Согласно п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регламентирован в статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 242.5 БК РФ - исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ орган не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган информацию об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного листа и платежное поручение на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации. При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (пункты 3 и 4 статьи 242.5 БК РФ).
Пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 года установлено, что согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы финансового управления, что оно не является надлежащим ответчиком.
При этом, как указано в вышеназванном Постановлении Пленума, положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, финансовый орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Из материалов дела усматривается, что 05.06.2012 обществом направлен подлинный исполнительный лист и 06.06.2012 исполнительный лист принят финансовым управлением к исполнению, следовательно, исполнение решения арбитражного суда должно быть произведено не позднее трехмесячного срока, то есть не позднее 06.09.2012.
Однако финансовое управление возложенную на него законом обязанность по исполнению судебных актов не выполнило.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных положений норм права, каких-либо доказательств совершения действий, направленных на исполнение судебных решений, либо наличия уважительных причин невозможности их исполнения, финансовым управлением в материалы дела и суду апелляционной инстанции представлено не было.
Письмо о наличии судебного акта и исполнительного листа направлено в адрес администрации муниципального образования Алапаевское только 24.10.2012, то есть после принятия решения судом первой инстанции.
Иных доказательств, подтверждающих совершение обязанными лицами действий, направленных на исполнение судебного акта с момента предъявления исполнительного листа ко взысканию до указанной даты в материалы дела не представлено, в апелляционной жалобе не указывается.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие финансового управления, выразившееся в непринятии в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительного документа мер по выполнению требований упомянутого исполнительного листа не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в данной части заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
Указание ответчика на дотационность муниципального образования, наличие не исполненных исполнительных листов в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения, поскольку ответчиком не предпринимались не только действия направленные на исполнение, но и действия по извещению сторон в соответствии с требованиями ст.ст. 242.2 и 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности возврата исполнительного листа, произведенного управлением 16.04.2012.
Президиумом ВАС РФ в постановлении от 20.07.2010 N 5525/10 указано, что не может служить основанием для возврата исполнительного листа тот факт, что копия решения суда, на основании которого был выдан исполнительный лист, была заверена с нарушением Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ, утвержденной приказом ВАС РФ от 25.04.20404 N 27, поскольку порядок заверения копий судебных актов АПК РФ не регулируется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что управлением допущено неправомерное бездействие, по неисполнению требования спорного исполнительного листа, в установленный законодательством срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2012 по делу N А60-29991/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29991/2012
Истец: ЗАО "Фанком"
Ответчик: Финансовое управление Администрации муниципального образования Алапаевское