город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2013 г. |
дело N А53-24639/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей В.В. Ванина, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нагорной А.И.
при участии:
от истца: прокурор Борсук Н.Н. по доверенности N 8-14-2013 от 10.01.2013;
от ответчика: представитель Макаренко Т.Г. по доверенности от 29.12.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Прокуратуры Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2012 по делу N А53-24639/2012
по иску заместителя прокурора Ростовской области в интересах МБДОУ Детский сад "Сказка"
к ответчику ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
о признании недействительными отдельных условий договора энергоснабжения
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с иском в интересах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Сказка" к открытому акционерному обществу "Энергосбыт Ростовэнерго" о признании недействительным п. 3.2.4. договора энергоснабжения от 01.01.2008 г., заключенного между открытым акционерным обществом "Энергосбыт Ростовэнерго" и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад "Сказка".
Требование мотивировано тем, что указанным пунктом договора предусмотрена возможность полного и (или) частичного ограничения режима потребления в случаях нарушения потребителем сроков платежей, установленных в п. 6.4. (п. 6.5.) договора, а также при выявлении случаев потребления электрической энергии с нарушением установленного договором и Правилами розничных рынков порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившемся в безучетном потреблении. Прокурор полагает, что подобное ограничение подачи электроэнергии может стать угрозой жизни или здоровью граждан.
Решением Арбитражный суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказал в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что условия договора N 218 (п. 3.2.4 договора) относительно порядка ограничения подачи электрической энергии противоречат закону. Судом не учтено доп.соглашение от 10.08.2010.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (Гарантирующий поставщик) и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад "Сказка" 01.01.2008 г. заключен договор энергоснабжения N 218 для потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВА.
Пунктом 3.2.4. договора установлено, что гарантирующий поставщик имеет право вводить полное и (или) частичное ограничение режима потребления в случаях нарушения потребителем сроков платежей, установленных в п. 6.4. (п. 6.5.) договора, а также при выявлении случаев потребления электрической энергии с нарушением установленного договором и Правилами розничных рынков порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившемся в безучетном потреблении.
В обосновании заявленных требований прокуратура ссылается на то, что указанный пункт договора не соответствует требования пунктов 168 и 177 Постановления Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", которыми предусматривается запрет введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, указанных в приложении N 6 к Правилам, ниже уровня аварийной брони.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (в редакции действовавшей в момент заключения договора) утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее -Основные положения N 530).
В силу пункта 168 названных Основных положений N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6 Основных положений N 530. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений N 530.
Согласно пункту 188 Основных положений N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони.
В силу пункта 189 Основных положений N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони.
При этом, аварийной броней энергоснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 31 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (в редакции Постановления от 02.10.2009 г. N 785, далее - Правила N 861) в случае, если потребитель электрической энергии включен в перечень потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони.
Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 предписано Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в трех месячный срок утвердить правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 N 124 утверждены "Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики" (далее -Приказ N 124).
Согласно пункту 53 Правил, утвержденных Приказом N 124, технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств. Технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей -юридических лиц, использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и (или) необратимое нарушение технологического процесса (пункт 54 Правил, утвержденных Приказом N 124).
В соответствии с пунктом 58 Правил, утвержденных Приказом N 124, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция (пункт 59).
Согласно пункту 60 Правил, утвержденных Приказом N 124, фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем.
Электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит ограничению или временному ее прекращению при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
Таким образом, исходя из приведенных норм, целью установления уровня технологической брони является безопасное завершение технологического процесса, цикла производства потребителя, тогда как установление аварийной брони направлено на сохранение (поддержание) предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. При этом законодателем установлен исчерпывающий перечень электроприемников аварийной брони.
"Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики", утвержденные Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 г. N 124, зарегистрированы в Минюсте РФ 03.04.2008 г. за N 11454, и подлежат применению при рассмотрении названного дела. В настоящее время данный Приказ является действующим.
В силу пункта 62 Правил, утвержденных Приказом N 124, акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя используется для формирования графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления, в том числе для распределения ограничиваемой и отключаемой нагрузки потребителей по очередям.
В соответствии с пунктом 182 Основных положений N 530, в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) падения напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается полное и (или)частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таких случаях аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики. Аварийные ограничения потребления электрической энергии вводятся посредством составления графиков аварийного ограничения (графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления).
В соответствии с пунктом 25 Правил, утвержденных Приказом N 124, основаниями для применения графиков аварийного ограничения являются возникновение или угроза возникновения аварийных электроэнергетических режимов вследствие: возникновения в энергосистеме или отдельных ее частях дефицита электрической энергии и мощности, приводящего к снижению частоты электрического тока ниже 49,8 Гц или снижению напряжения ниже минимально допустимых уровней; недостаточности производства электрической энергии и мощности в отдельных частях энергосистемы, приводящей к аварийной перегрузке линий электропередачи, трансформаторов или иного электротехнического оборудования или создающей угрозу такой перегрузки; повреждения электротехнического оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также необходимости отключения электротехнического оборудования с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей; повреждения систем технологического управления, технологической связи и противоаварийной автоматики; иных обстоятельств, приводящих к возникновению или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
При наличии перечисленных выше оснований для применения графиков аварийного ограничения и при условии невозможности предотвращения обстоятельств, являющихся основанием для применения графиков аварийного ограничения, путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой вводятся аварийные ограничения, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (пункт 26 Правил, утвержденных Приказом N 124).
Согласно подпункту з пункта 17 Правил, утвержденных Приказом N 124, в графики временного отключения потребления включаются все потребители, кроме потребителей, включенных в Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (Приложение N 6 к Основным положениям N 530).
В случае возникновения внерегламентных отключений вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом, минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения (пункт 37 Правил, утвержденных Приказом N 124).
Исходя из приведенных норм полное отключение потребления электрической энергии в отношении детского сада вводиться не может, в отношении указанного потребителя в обязательном порядке должны быть определены величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений N 530.
Из материалов дела следует, что сторонами договора согласован акт аварийной и технологической брони электроснабжения.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
При рассмотрении спора судом установлено, что сторонами согласован акт технологической и аварийной брони, в нем перечислено оборудование, необходимое для обеспечения дополнительного источника энергии на случай ограничения либо прекращения подачи энергии, в этой связи, установление в договоре возможности исполнителю приостанавливать передачу электроэнергии, но не ниже уровня аварийной и технологической брони, которая согласована, не противоречит как действующему в момент заключения договора энергоснабжения законодательству, так и правовому регулированию отношений сторон в настоящее время.
Таким образом, введение полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении детского сада исключено путем согласования сторонами договора акта аварийной брони.
Кроме того, между сторонами договора заключено дополнительное соглашение от 10.08.2010 г., в соответствии с которым п. 3.2.4. договора изложен в следующей редакции: "В соответствии с действующим законодательством вводить ограничение режима потребления в случаях нарушения потребителем сроков платежей, установленных договором, а также при выявлении случаев потребления электрической энергии с нарушением порядка учета электрической энергии, установленного настоящим договором и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г.".
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением от 04.05.2012 г. N 442 утверждены "Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" (далее - Правила).
Постановление Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 г. -утратило силу с 12.06.2012 г.
В соответствии с п. 2 Правил предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.
В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами (п. 18).
С учетом изложенного, суд правомерно не установил оснований к признанию спорного пункта договора недействительным, поскольку противоречий данного пункта закону не установлено. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права.
Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2012 по делу N А53-24639/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24639/2012
Истец: МБДОУ детский сад "Сказка", Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение детский сад "Сказка", Прокуратура РО, Прокуратура Ростовской области
Ответчик: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"