г. Саратов |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А06-800/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны (г.Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 18.10.2012 по делу N А06-800/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны (г. Астрахань)
к администрации города Астрахани (ОГРН 1033000821809 ИНН 3015009178 г.Астрахань),
Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани (ОГРН 1103015001561 ИНН 3015090933 г. Астрахань)
о признании постановления N 4776 от 14.06.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маркина, 44 б в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли (без ограничения площади)" незаконным
третьи лица:
закрытое акционерное общество "АстраханьГипрозем" (ОГРН 1033001705362 ИНН 3017039033 г. Астрахань),
индивидуальный предприниматель Досмухамедов Тахир Захирович (с. Растопуловка, Астраханская область),
кадастровый инженер индивидуальный предприниматель Желнин В.Н. (г.Астрахань),
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны, от индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны - Коростелева Л.В. по доверенности от 28.10.2012,
от администрации города Астрахани - Рясов Д.В. по доверенности от 10.01.2013 N 01-09-30,
от Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани - Рясов Д.В. по доверенности от 04.07.2012,
в отсутствие представителей закрытого акционерного общества "АстраханьГипрозем", индивидуального предпринимателя Досмухамедова Тахира Захировича, кадастрового инженера индивидуального предпринимателя Желнина В.Н., извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Гусакова Елена Богдановна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании постановления администрации города Астрахани (далее - Администрация) от 14.06.2011 N 4776 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маркина, 44 б в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли (без ограничения площади)" незаконным.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 18.10.2012 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования предпринимателя удовлетворить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей закрытого акционерного общества "АстраханьГипрозем", индивидуального предпринимателя Досмухамедова Т.З., кадастрового инженера индивидуального предпринимателя Желнина В.Н., извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 24.01.2013 до 12 час. 00 мин. После перерыва заседание продолжено в отсутствие предпринимателя, представителей Администрации и Управления земельными ресурсами Администрации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.06.2011 издано Постановление администрации города Астрахани N 4776 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маркина, 44 б в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли (без ограничения площади)".
Земельный участок площадью 776 кв.м. по ул. Маркина 44 б в Ленинском районе г.Астрахани образован из состава земель населенных пунктов для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли (без ограничения площади) путем объединения земельных участков площадью 592 кв.м. в кадастровом квартале 30:12:020014, площадью 181 кв.м. и площадью 3 кв.м. в кадастровом квартале 30:12:020746, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом квартале территории.
Узнав о факте утверждения схемы земельного участка при рассмотрении в арбитражном суде Астраханской области дело N А06-4750/2011, предприниматель посчитала данное постановление незаконным и обратилась в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что постановление является законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 776 кв.м. по ул. Маркина,44 б в Ленинском районе образован из состава земель населенных пунктов, а именно, муниципального образования город Астрахань, на основании постановления администрации города Астрахани, то есть с соблюдением требований части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что орган местного самоуправления является правомочным распорядителем указанного земельного участка.
Образование земельного участка произошло путем объединения земельного участка площадью 592 кв.м. в кадастровом квартале 30:12:020014, и земельных участков площадью 181 кв.м. и 3 кв.м в кадастровом квартале 30:12:020746.
Частью 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Согласно с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Законодательством какие-либо требования к заявителю в части подготовки подлежащей утверждению органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте не предъявляются.
Кроме того, законодательство также не содержит каких-либо требований, которым должны отвечать схемы расположения земельных участков на кадастровых картах, утверждаемые органами местного самоуправления.
Наличие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, при выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган исходит из сведений из государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что указанная контейнерная площадка была приобретена предпринимателем по договору купли-продажи недвижимого имущества от 05.06.2003, заключенному в результате проведения торгов по реализации имущества организации муниципального унитарного предприятия по обслуживанию мест свободной торговли Ленинского района "Тормес" в порядке процедуры банкротства.
Имущество МУП "Тормес" принадлежало на праве собственности муниципальному образованию "Город Астрахань".
С учетом вышеизложенного муниципальное образование "Город Астрахань" знало о продаже муниципального имущества, в том числе и спорной контейнерной площадки, приобретенной предпринимателем.
Согласно приложению N 1 к договору о праве хозяйственного ведения имуществом от 09.06.1997 - Перечню имущества, переданного на право хозяйственного ведения МП "Тормес" Ленинского района по состоянию на 01.01.1997 - площадка под мусорные контейнеры имела инвентарный номер 00000078, время ввода в эксплуатацию - декабрь 1996, балансовая стоимость - 1833333 руб., износ 3208 руб., остаточная стоимость - 1830125 руб.
Право собственности на контейнерную площадку зарегистрировано 09.11.2011 на основании договора купли-продажи от 05.06.2003, о чем сделана запись регистрации N 30-30-01/244/201-138, что подтверждено свидетельством о государственное регистрации права 30-АА N 663919, выданного 09.11.2011 Управлением Росреестра по Астраханской области.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Суд первой инстанции указал, что доказательства того, что на дату приобретения по договору купли-продажи имущество являлось объектами недвижимости, отсутствуют, приобретенное по договору купли-продажи право краткосрочной аренды земельного участка в последующем не переоформлялось, свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2011 на бетонную площадку под мусорные контейнеры свидетельствует о возникновении у предпринимателя права на использование земельного участка только с 09.11.2011.
Однако спорная контейнерная площадка была предметом рассмотрения дела N А06-6508/2009, участником которого в качестве заинтересованных лиц являлись Комитет имущественных отношений города Астрахани, который изготовил проект постановления от 14.06.2011 N 4776, ООО Сельскохозяйственный рынок "АльТаир", Досмухамедов Т.З., ООО "Аль Таир". Дело N А06-6508/2009 рассматривалось арбитражным судом Астраханской области с 14.10.2009 и принято решение 11.05.2010 о признании незаконными действий администрации Ленинского района г. Астрахани по демонтажу контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Астрахань, ул. Маркина, 44.
Предпринимателем представлено Техническое заключение от 2008 года о состоянии основных строительных конструкций объекта недвижимого имущества - контейнерной площадки, что свидетельствует о том, что органам местного самоуправления было известно о том, что имущество являлось объектами недвижимости и располагалось по указанному адресу (г.Астрахань, ул.Маркина, 44б).
Согласно Заключению кадастрового инженера ИП Желнина В.Н. от 08.11.2011 N 1/11 земельный участок по адресу ул.Маркина 44б, площадью 775 кв.м., накладывается на бетонную площадку для эксплуатации мусорных контейнеров по адресу ул. Маркина, 44 д.
Согласно п.3.3. Технического заключения от 11.06.2010 N ОН-12/10/148-6 о состоянии строительных конструкций площадки для мусорных контейнеров по адресу г.Астрахань, Ленинский район, ул.Маркина,44Д, выданного ООО Поволжский центр независимой экспертизы имущества "Прайс" по результатам визуального обследования установлено, что на момент осмотра сооружение контейнерной площадки представляет собой Г-образную в плане площадку, состоящую из 2-х участков. Один участок размерами 2,5x2,5 м огорожен тремя сборными железобетонными панелями, своренными между собой по закладным деталям, высота ограждения 2,4-м. Второй участок размерами 10,76x1,5-м с трех сторон огорожен листовой сталью на арматурном каркасе, высота ограждения 1,2-м. основание площадки представлено из сборных железобетонных плит перекрытия, уложенных на песчаную подушку. На втором участке расположены 4 металлических мусорных контейнера. Остальная часть огорожена металлическим забором и просматривается только через забор и представляет собой только основание из сборных железобетонных плит перекрытия, уложенных на песчаную подушку.
Согласно схемы расположения земельных участков на топографической основе от 02.11.2011, выполненной "Астраханьгипрозем", спорный земельный участок пересекает контейнерную площадку в координатах точек 2-3.
Согласно пункту 11 Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства" документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.
В случае если в радиусе 40 метров от характерной точки границ объекта землеустройства, указанной в пункте 6 настоящих Правил, расположены не менее 3 долговременных четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), на каждую такую точку составляется схема расположения межевых знаков (абрис), которая помещается в землеустроительное дело.
В ходе рассмотрения дела предпринимателем было заявлено ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы, для выяснения вопроса - накладываются ли границы земельного участка по ул.Маркина,44б площадью 775 кв.м., кадастровый номер 30:12:020014:14 и земельного участка по ул.Маркина,44д, на котором расположена контейнерная площадка, друг на друга.
Администрация не оспаривала факта наложения контейнерной площадки на земельный участок по ул.Маркина, 44б, площадью 775 кв.м., кадастровый номер 30:12:020014:14, что так же подтверждается вышеуказанной схемой расположения земельных участков на топографической основе от 02.11.2011, выполненной "Астраханьгипрозем", согласно которой спорный земельный участок пересекает контейнерную площадку в координатах точек 2-3.
В связи с признанием Администрацией факта наложения земельного участка, схема границ которого утверждена постановлением, на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества - контейнерная площадка, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства предпринимателя о назначении судебной землеустроительной экспертизы.
Контейнерная площадка является объектом недвижимого имущества с момента строительства контейнерной площадки (время ввода в эксплуатацию -декабрь 1996 года), в договоре купли-продажи от 05.06.2003 указан объект недвижимого имущества - площадка под мусорные контейнеры с оградой из рабицы, на фундаменте.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что на дату утверждения схемы постановлением от 14.06.2011 N 4776 сведения о правах и границах земельного участка предпринимателя отсутствовали, в связи с чем недоказано нарушение прав и законных интересов предпринимателя в рамках рассматриваемого конкретного спора.
Согласно ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Как установлено материалами дела границы вновь образованного земельного участка проходят через принадлежащий предпринимателю на праве собственности объект недвижимого имущества - контейнерную площадку, однако согласие предпринимателя при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 30:12:020014:14 с площадью 775 кв.м. по ул. Маркина 44 б в Ленинском районе г. Астрахани не получено.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 18 октября 2012 года по делу N А06-800/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным постановление администрации города Астрахани от 14 июня 2011 года N 4776 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Маркина, 44 б в Ленинском районе для организации складирования строительных материалов на время строительства объекта торговли (без ограничения площади)".
Взыскать с администрации города Астрахани в пользу индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-800/2012
Истец: ИП Гусакова Е. Б, Предприниматель Гусакова Елена Богдановна
Ответчик: Администрация г. Астрахани, Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани
Третье лицо: ЗАО "Астраханьгипрозем", ИП ДосмухамедовТ.З., ИП Желнин В. Н.
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3818/13
25.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11053/12
18.10.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-800/12
01.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7009/12
13.06.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4828/12