г. Саратов |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А06-4637/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Астрахани (414000, г.Астрахань, ул. Чернышевского, д.6)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "11" сентября 2012 года
по делу N А06-4637/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Пряхина Валерия Павловича (г.Астрахань)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Бабефа, д.8),
заинтересованные лица:
Администрация г. Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д.6),
Правительство Астраханской области (414008, г. Астрахань, ул. Советская, д.15),
об обязании заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пряхин Валерий Павлович (далее - Пряхин В.П., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - кадастровая палата) заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в сумме 54 536 757, 16 рублей на рыночную стоимость земельного участка в размере 17 754 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка, об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в сумме 11 395,06 рублей за квадратный метр на 3 709,57 рублей (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Астраханской области решением от 11.09.2012 обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в размере 54 536 757,16 рублей на рыночную стоимость земельного участка в размере 17 754 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка, об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в сумме 11 395,06 рублей за квадратный метр на 3 709,57 рублей за квадратный метр.
Заинтересованное лицо - Администрация г.Астрахани (далее - администрация) не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пряхин В.П. является собственником земельного участка, площадью 4786 кв.м, расположенного по адресу: город Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, 4, из состава земель поселений.
Право пользования указанным земельным участком у заявителя возникло на основании договора купли-продажи от 26.12.2005 года за N 16-КФС/05, дополнительного соглашения от 18.09.2006 года.
27.10.2006 года предпринимателю выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок 30 АА 098415.
В целях исполнения обязанности по налогообложению заявителем была получена кадастровая выписка о земельном участке, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка составляет - 54 536 757,16 рублей.
21.03.2012 года заявитель обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении указанного земельного участка, в части сведений о его кадастровой стоимости, в связи с определением рыночной стоимости участка, согласно отчету об оценке от 15.03.2012 года.
Решением от 13.04.2012 года N 3015/116/2012-9512, заявитель был поставлен в известность, что данные экономические характеристики могут быть изменены на основании вступивших в законную силу судебных актов.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Пряхина В.П. в арбитражный суд с заявлением об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка и обязании кадастровой палаты заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в сумме 54 536 757,16 рублей на рыночную стоимость земельного участка в размере 17 754 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка, об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в сумме 11 395,06 рублей за квадратный метр на 3 709,57 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации общество является налогоплательщиком земельного налога в отношении указанного участка.
Согласно части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и заявитель воспользоваться механизмом Федерального закона N 167-ФЗ не может.
Однако часть 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона N 167-ФЗ, предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время часть 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом вышеизложенного часть 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Требование, предъявленное к кадастровой палате, наделенной полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что отчет от 15.03.2012 года N 12-03-12 по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Астрахань, Ленинский район, ул.Савушкина, 4, составленный оценщиком Еременко В.В. членом СРО "Российское общество оценщиков" по состоянию на 12.03.2012 года. Согласно указанному отчёту, кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры. В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
Пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" разъяснено, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рыночная стоимость указанного земельного участка составила согласно отчёту оценщика 17 754 000 рублей.
Суд первой инстанции, оценив данный отчет пришел к обоснованному выводу, что он отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N N 254, 255, 256 от 20.07.2007.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика.
На основании статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика, не предоставлены.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в размере 54 536 757,16 рублей на рыночную стоимость земельного участка в размере 17 754 000,0 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка, об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101 в сумме 11 395,06 рублей за квадратный метр на 3 709,57 рублей за квадратный метр, является правомерным.
Права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что требование заявителя об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 17 754 000,0 рублей, равной его рыночной в государственный кадастр недвижимости подлежит удовлетворению, так как внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Федеральной кадастровой палате переданы полномочия органа кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что кадастровую палату следует обязать внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 17 754 000 рублей, в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020292:0101, площадью 4786 кв.м, расположенного по адресу: город Астрахань, Ленинский район, ул.Савушкина, 4, из состава земель поселений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от "11" сентября 2012 года по делу N А06-4637/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Жевак И.И. |
Судьи |
Борисова Т.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4637/2012
Истец: ИП Пряхин Валерий Павлович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области"
Третье лицо: Администрация г. Астрахани