г. Владивосток |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А51-20686/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-10808/2012
на решение от 07.11.2012 года
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-20686/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ОГРН 1022500867905, ИНН 2511047676)
о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500868994, ИНН 2511007955) в сумме 6 723,77 руб.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края - Харченко Е.Н., руководитель юридической группы по доверенности N 1 от 09.01.2013 года, сроком действия на один год,
от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа - Тригуба М.В., директор, распоряжение N 502-л от 25.12.2009 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее - УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу, заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа (далее - МБОУ СОШ N 28, учреждение, страхователь) финансовых санкций в сумме 6 723,77 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2012 года требования заявителя удовлетворены, с МБОУ СОШ N 28 взыскано 6 723,77 руб. финансовых санкций, а так же в доход федерального бюджета 2 000,00 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 30.10.2012 года отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а так же неполное выяснение обстоятельств дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что копия заявления УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу в адрес учреждения не направлялась, в связи с чем полагает, что при вынесении решения нарушены права МБОУ СОШ N 28.
Так же учреждение указывает на неправомерность выводов суда первой инстанции о занижении облагаемой базы по страховым взносам, поскольку выплата суточных работнику Муранец О.И., а так же оплата стоимости проезда к месту командировки и обратно работнику Тригуба М.А. произведены в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, податель апелляционной жалобы не согласен с расчетом штрафных санкций. По мнению учреждения, расчет штрафных санкций произведен без учета разъяснений, данных в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Представитель МБОУ СОШ N 28 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основания, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции от 07.11.2012 года считает законным и обоснованным, не подлежащем отмене.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
МБОУ СОШ N 28 зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю 29.09.2000 года за основным государственным регистрационным номером 1022500868994.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) учреждение является плательщиком страховых взносов.
Страхователь представил индивидуальные сведения о каждом работающем застрахованном лице за 1 полугодие 2010 года в установленный срок.
В сентябре 2011 года фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, по результатам которой составлен акт от 12.09.2011 года N 29.
В ходе проверки заявителем установлен факт занижения облагаемой базы по страховым взносам за апрель и июнь 2010 года. Так, фондом установлено, что в апреле 2010 года в облагаемую базу не включены выплаты 100,00 руб. суточных за один день нахождения в командировке работнику Муранец О.И.; в июне - выплаты 298,00 руб. стоимости проезда в командировку без документального подтверждения работнику Тригуба М.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для представления учреждением корректирующих сведений, принятых фондом 02.03.2012 года.
В связи с представлением неполных и (или) недостоверных сведений, установленных Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу 26.03.2012 года составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях, и направлен в адрес страхователя.
24.04.2012 года фондом принято решение о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 6 723,77 руб. финансовых санкций.
17.05.2012 года страхователю выставлено требование об оплате финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в срок до 05.06.2012 года.
Поскольку задолженность по начисленным санкциям в добровольном порядке не погашена, заявитель обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Между тем, в соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании является Закон N 27-ФЗ. Этот Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к предусмотренным этим пунктом сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Закона.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2005 года N ГКПИ05-147 оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным первого предложения пункта 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 года N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", согласно которому при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Установленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, направляемых в служебные командировки, касаются сохранения за ними места работы (должности), среднего заработка, а также возмещения расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 ТК РФ, предусматривающей возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, установлена обязанность работодателя возместить направленному в служебную командировку работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя; размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Из содержания статей 167, 168 ТК РФ следует, что суточные имеют своей целью покрытие личных расходов работника на срок служебной командировки, поскольку средний заработок работнику на время командировки сохраняется, проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы оплачивается, возмещаются расходы по найму жилого помещения. Выплату же суточных работнику законодатель обусловил с проживанием работника вне места постоянного жительства более 24 часов.
В целях упорядочения выплат, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации Постановлением от 02.10.2002 года N 729 установило расходы на выплату суточных данной категории работников в размере 100,00 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
В данном нормативном правовом акте установлен размер возмещения расходов на выплату суточных - 100,00 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и нормы расходов организаций на выплату суточных - 100,00 руб. за каждый день нахождения в командировке при определении налоговой базы, однако условия выплаты суточных определены статьей 168 ТК РФ и связаны с проживанием работника вне места постоянного жительства в течение суток. Следовательно, если командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, ТК РФ не предусматривает выплату работнику суточных и содержание первого предложения пункта 15 Инструкции в этой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом, суточными являются выплаты при нахождении работника в командировке более 24 часов (суток).
На основании подпункта "в" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 года N 729 работнику возмещаются расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда.
При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, они возмещаются в размере минимальной стоимости проезда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, МБОУ СОШ N 28 первоначально представлены неполные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: при определении облагаемой базы по страховым взносам за апрель и июнь 2010 года не учтены суммы, выплаченные работникам учреждения Муранец О.И. и Тригуба М.А., в общем размере 398 руб.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный выводу, что суммы, выплаченные работникам учреждения Муранец О.И. и Тригуба М.А., в общем размере 398 руб. подлежат включению в облагаемую базу по страховым взносам.
Суд первой инстанции, оценив все фактические обстоятельства дела, пришел к правомерному выводу о том, что учреждение правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в связи с представлением неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводу заявителя о том, что расчет штрафных санкций произведен без учета разъяснений, данных в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", судом первой инстанции дана надлежащая оценка и данный довод обоснованно отклонен.
Как следует из пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу расчет штрафных санкций произведен исходя из сумм платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования фонда и взыскал с учреждения штраф в сумме 6 723,77 руб.
Коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы МБОУ СОШ N 28 основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоб - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2012 года по делу N А51-20686/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20686/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Уссурийску городскому округу и Уссурийскому району ПК
Ответчик: МОУ СОШ N28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа