г. Вологда |
|
23 января 2013 г. |
Дело N А13-5387/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества Подовинникова А.Д. на основании прав по должности, Боровиковой Н.Ю. по доверенности от 20.07.2012, от Банка Мушарина А.С. по доверенности от 25.04.2012, Захаровой О.Н. по доверенности от 17.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с Ограниченной Ответственностью Небанковская Кредитная Организация "Вологда-Кредит" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 августа 2012 года по делу N А13-5387/2012 (судья Киров С.А.),
установил:
Общество с Ограниченной Ответственностью Небанковская Кредитная Организация "Вологда-Кредит" (ОГРН 1023500000138, г. Вологда; далее - ООО НКО "Вологда-Кредит", общество, НКО, кредитная организация) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (далее - Центробанк, ЦБ РФ, Банк, Банк России, Управление ЦБ РФ по Вологодской области) о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайства о получении статуса банка и в выдаче лицензии на осуществление банковских операций, выраженного в письме Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Вологодской области (далее - Главное управление) от 23.01.2012 N 15-2-47/331ДСП, с учетом уточнения требований, принятого судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО НКО "Вологда-Кредит" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции исследовал показатели деятельности кредитной организации, которые в силу необязательности не могут быть приняты в качестве критерия для определения финансового состояния НКО, судом не в полной мере выяснены обстоятельства дела относительно использования земельного участка НКО для ведения дополнительной деятельности, отличной от основной, как кредитной организацией, так и третьими лицами. Общество также ссылается на то, что выводы суда о низкой доходности НКО являются оценочными, судом не исследованы обстоятельства неверного выбора, по мнению общества, Центробанком периода для сравнения показателей деловой активности клиентов НКО ("март и ноябрь" вместо "февраль и ноябрь"), не исследован вопрос о неправильной оценке стоимости основных средств кредитной организации Главным управлением, не исследовано по ходатайству заявителя предыдущее заключение Главного управления относительно оценки финансового состояния НКО при аналогичных обстоятельствах, а также нарушена процедура рассмотрения заявления общества о получении банковской лицензии.
Банк в отзыве требования общества не признал.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО НКО "Вологда-Кредит" 17.08.2011 направило в адрес Банка ходатайство о получении статуса банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (далее - лицензия). Одновременно общество направило в адрес Главного управления документы, необходимые для рассмотрения ЦБ РФ ходатайства о получении статуса банка и лицензии.
Главное управление письмом от 23.01.2012 N 15-2-47/331ДСП в адрес ООО НКО "Вологда-Кредит" довело решение Комитета банковского надзора Банка России об отказе в удовлетворении ходатайства общества о получении статуса банка и выдаче лицензии (далее - отказ) в связи с отнесением ООО НКО "Вологда-Кредит" с 01.12.2011 к категории 2 "Проблемные кредитные организации" группа 3 "Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности" в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" (далее - Указание N 766-У) (т.1, л.31).
В качестве основания для оценки финансового состояния общества как неустойчивого послужило то, что у общества отсутствуют ликвидные собственные оборотные средства при наличии непрофильных активов на 01.12.2011 порядка 90%; имеется отрицательная динамика денежных потоков по корреспондентскому счету: с марта по ноябрь 2011 года сокращение в 5,4 раза, показатели рентабельности деятельности при средних значениях ROA и ROE по однородной группе - 2,6% и 6,9%, у общества они составляют 0,6% и 0,11% соответственно; отсутствовали за период с 01.03.2011 по ноябрь 2011 года сообщения, направленные в Росфинмониторинг, как по операциям клиентов, подлежащих обязательному контролю, так и по подозрительным операциям клиентов.
Дополнительные сведения об основаниях отказа в выдаче лицензии указаны в письме директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций от 13.01.2012 (т. 3, л. 18): имеет место несоблюдение обществом требований последнего абзаца пункта 13.1 главы 13 инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (далее - Инструкция N 135-И), предусматривающей, что для получения соответствующей лицензии, расширяющей деятельность кредитной организации, кредитная организация в течение последних 6 месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное управление Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации должна относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций в соответствии с Указанием N 766-У, в то время как общество не относится к категории финансово стабильных кредитных организаций в связи с его переквалификацией с 23.12.2011 в классификационную группу 3 "Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности".
Не согласившись с названным решением Банка, общество оспорило его в судебном порядке.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная коллегия находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе "О национальной платежной системе".
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор).
Статьей 56 Закона о Банке России предусмотрено, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
В соответствии со статьей 59 Закона о Банке России Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
В силу статьи 7 названного Закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции N 135-И Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.
Согласно пункту 13.1 Инструкции кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации должна:
- выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
- не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), соответствующую масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;
- выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;
- соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций (при направлении ходатайства о выдаче лицензии, предусмотренной подпунктом 14.1.2 пункта 14.1 настоящей Инструкции);
- выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;
- относиться к классификационной группе 1 или классификационной группе 2 в соответствии с Указанием Банка России N 2005-У (для банка);
- относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния кредитных организаций (для небанковской кредитной организации).
Кроме того, согласно статье 11 Закона о банках и банковской деятельности минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей.
Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.
Согласно пункту 4.9 Инструкции N 135-И стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать двадцати процентов цены размещения акций (долей в уставном капитале).
Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений рассмотрение ходатайства о получении статуса банка и выдача лицензии на осуществление банковской деятельности относятся к исключительной компетенции Банка России. При этом Банк России уполномочил свои территориальные учреждения на проведение оценки финансового состояния кредитных организаций и соблюдения установленных ограничений.
Пунктом 1.1 Указания N 766-У предусмотрено, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории - к одной из двух классификационных групп:
I категория - финансово стабильные кредитные организации:
группа 1 - кредитные организации без недостатков в деятельности,
группа 2 - кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
II категория - проблемные кредитные организации:
группа 3 - кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности,
группа 4 - кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
В соответствии с пунктом 1.2 Указания N 766-У отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями Банка России на основании мотивированного суждения, базирующегося на критериях и подходах, определенных настоящим Указанием, и основанного на данных:
- оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (ф. 101);
- расчета собственных средств (капитала) кредитной организации (ф. 134);
- фактических значений обязательных нормативов деятельности кредитной организации, рассчитанных в соответствии с инструкцией Банка России от 01.10.97 N 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (с изменениями и дополнениями);
- расчета резерва на возможные потери по ссудам (ф. 115);
- отчета об открытой валютной позиции (ф. 634);
- отчета о кредитных организациях, не удовлетворяющих требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и не исполняющих обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах (ф. 351);
- отчета о выполнении (невыполнении) обязательных резервных требований Банка России (ф. 304);
- другой отчетности кредитных организаций, предусмотренной Указанием Банка России от 24.10.97 N 7-У и используемой в рамках надзора;
- другой информации, характеризующей текущее или перспективное финансовое состояние кредитной организации либо уровень управления кредитной организацией, включая результаты инспекционных и аудиторских проверок, в том числе:
1) о соблюдении норм законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
2) о состоянии систем управления рисками и внутреннего контроля кредитной организации;
3) о соблюдении кредитной организацией установленного Банком России порядка обязательного резервирования;
4) о достоверности учета и отчетности;
5) об общей степени открытости кредитной организации надзорному органу, а также доступности информации о ее деятельности клиентам и иным заинтересованным лицам (в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов Банка России);
6) о выполнении в установленный срок предусмотренных в предписаниях территориального учреждения Банка России требований и (или) взятых на себя кредитной организацией обязательств по приведению деятельности в соответствие с действующими нормами, в период до истечения срока - информации о реальности мер, предпринимаемых кредитной организацией по устранению недостатков, указанных в предписании территориального учреждения Банка России;
7) о деятельности филиалов.
Согласно пункту 1.3 Указания N 766-У классификация кредитных организаций производится территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими непосредственный надзор за кредитными организациями, по состоянию на первое число каждого месяца. Отнесение кредитной организации к соответствующей категории и группе должно отражать содержательное представление территориального учреждения Банка России о состоянии кредитной организации с учетом тенденций ее развития. При получении существенной информации, которая является достаточной для отнесения кредитной организации к проблемной или для ухудшения группы проблемности в течение месяца, территориальное учреждение Банка России незамедлительно принимает соответствующее решение о классификации кредитной организации и обеспечивает осуществление действий, предусмотренных нормативными документами Банка России в отношении кредитных организаций, имеющих признаки финансовой неустойчивости.
В материалах дела имеется оценка финансового состояния общества по состоянию на 01.11.2011 - I категория и на 01.12.2011 - II категория.
Произведенная Главным управлением оценка финансового состояния подлежит выполнению в соответствии с пунктом 1.4 Указания N 766-У, согласно которому при принятии решения об отнесении кредитной организации к соответствующей категории и группе территориальное учреждение Банка России должно руководствоваться положениями пункта 2 настоящего Указания, исходя из установленных Банком России норм.
В ситуациях, которые не определены требованиями настоящего Указания, а также в ситуациях, когда номинальное применение критериев, предусмотренных настоящим Указанием, дает содержательно неточный результат, территориальное учреждение Банка России вправе принять решение об отнесении кредитной организации к иной категории и (или) классификационной группе, чем это вытекает из параметров, изложенных в пункте 2 настоящего Указания. Мотивированное обоснование решения об улучшении либо ухудшении категории (классификационной группы) должно быть представлено в Банк России.
Критерии и подходы для формирования мотивированного суждения, на основании которого территориальное учреждение Банка России осуществляет отнесение кредитной организации к той или иной категории и классификационной группе, содержатся в пункте 1.2 Указания N 766-У и включают в себя в том числе информацию о текущем и перспективном финансовом состоянии кредитной организации.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы общества о том, что перечень оснований для отнесения кредитной организации ко 2-й категории, группе 3, является закрытым и детально определенным.
Из буквального содержания пункта 2 Указания N 766-У следует, что в нем содержится лишь краткая характеристика категорий и групп, что позволяет сделать вывод о том, что данная характеристика содержит общие, недетализированные критерии.
Кроме того, в пункте 2 Указания N 766-У прямо указано, что деятельности кредитных организаций оценивается прежде всего с точки зрения наличия или отсутствия угрозы интересам их кредиторов, клиентов и (или) участников, что предполагает оценку самых различных показателей деятельности.
Таким образом, Главное управление имело возможность обосновать свои выводы об отнесении заявителя ко 2-й категории, группе 3, не только исходя из оснований, приведенных в Указании N 766-У.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о нарушении Банком процедуры рассмотрения заявки на получение лицензии в связи с тем, что заключение о переклассификации от 23.12.2011 не было направлено в адрес Комитета банковского надзора.
Порядок направления территориальными учреждениями Банка России информации об изменении (улучшении, ухудшении) категории (группы) финансового состояния кредитных организаций установлен пунктом 3.2 Указания N 766-У, в соответствии с данным Порядком обоснование направляется территориальным учреждением Банка России только в случае, если сведения, повлиявшие на принятие решения, отсутствуют в информации, представляемой в Банк России по форме приложения к настоящему Указанию (форма N 050).
Как следует из материалов дела (т. 3, л.19) и не оспаривается обществом в апелляционной жалобе (т. 3, л. 57), Главным управлением в адрес Банка России 26.12.2012 была направлена форма N 050, касающаяся переклассификации ООО НКО "Вологда-Кредит".
Банком России данная форма получена 26.12.2012 в 12 час 41 мин, что подтверждается справкой-подтверждением (т. 3, л. 20).
Спорное заключение об отнесении общества ко II категории "Проблемные кредитные организации", группе 3 "Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности", от 23.12.2011 было подготовлено специалистами Управления Банка России по Вологодской области и размещено в соответствующей базе данных Банка "Система анализа финансового состояния банка" Утверждение заявителя о том, что члены Комитета банковского надзора не были с ним ознакомлены, основано на предположении.
Довод общества о немотивированной классификации подлежит отклонению по следующим основаниям.
В заключении от 17.11.2011 N ВН-15-1-87/778ДСП по состоянию на 01.11.2011 Банком сделан вывод о том, что по формализованным критериям ООО НКО "Вологда-Кредит" оставлено в I категории "Финансово стабильные кредитные организации". В то же время в указанном заключении отмечается, что исходя из принципа осторожности необходимо продолжить наблюдение за действиями руководства и собственников общества в целях изменения структуры активов и замещения непрофильных активов финансовыми активами, а также за оформлением договорных отношений с третьими сторонами, использующими основные средства в виде производственного здания фабрики мороженого, земельного участка и коммунальных сетей, принадлежащих обществу, без уплаты арендных платежей; за рыночной стоимостью земельного участка в целях подтверждения/корректировки величины вложений в данный вид непрофильного актива.
По материалам дела, объем собственных средств ООО НКО "Вологда-Кредит" составил 183 880 000 руб., в том числе 25 716 000 руб. - здание фабрики мороженого, 157 929 000 руб. - земельный участок.
Таким образом, стоимость недвижимого имущества в активах организации на ноябрь - декабрь 2011 года составляла 183 645 000 руб. В непосредственной деятельности общества как кредитной организации использовалось имущество на сумму 48 864 тыс. руб.
Понятие "непрофильные активы" приведено в письме Главного управления от 23.01.2012 N 15-2-47/331 ДСП как характеристика активов, не используемых кредитной организацией в целях осуществления уставной деятельности. Земельные участки, которые не могут быть классифицированы как финансовые ("профильные") активы, являющиеся для кредитной организации основным видом вложений, не участвуют в денежном обороте, не формируют кредитный мультипликатор и не генерируют для кредитной организации денежный поток, направленный на формирование доходов.
При этом по прогнозной оценке Банка стоимость земельного участка может быть завышена и фактически составит только 90 933 000 руб., что приведет к нарушению требований статьи 11 Закона о банках и банковской деятельности.
В декабре 2011 года структура активов кредитной организации существенных изменений не претерпела.
Произведенная Главным управлением классификация ООО НКО "Вологда-Кредит" с отнесением кредитной организации к категории II, группе 3, по состоянию на 01.12.2011 основана на выводах:
- об отсутствии у ООО НКО "Вологда-Кредит" ликвидных собственных оборотных средств;
- об отрицательной динамике денежных потоков по корреспондентскому счету;
- о низких показателях доходности;
- о наличии оснований для проверки соблюдения ООО НКО "Вологда-Кредит" требований действующего законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
В заключении по состоянию на 01.12.2011 отмечено, что находящийся в собственности ООО НКО "Вологда-Кредит" земельный участок с кадастровым номером 35:24:0202037:96, площадью 15 472 кв. м, предназначен, согласно данным земельного кадастра, для текущего использования "для эксплуатации и обслуживания производственного здания фабрики мороженого, здания весовой; для эксплуатации и обслуживания железобетонного склада; для эксплуатации и обслуживания зданий проходной и весовой". Дата актуализации назначения земельного участка -15.09.2011.
Таким образом, согласно оценочным документам земельный участок предназначен и фактически используется для расположения производственных объектов фабрики мороженого, находящейся на данном земельном участке и являющейся самостоятельным хозяйствующим субъектом, не связанным с деятельностью ООО НКО "Вологда-Кредит". Учитывая, что в бухгалтерском учете ООО НКО "Вологда-Кредит" не отражены операции по передаче в аренду земельного участка (отсутствует остаток на внебалансовом счете 91501 "Основные средства, переданные в аренду"), используемого в целях осуществления хозяйственной деятельности и извлечения прибыли другим юридическим лицом, Банком сделан вывод о том, что отчетность ООО НКО "Вологда-Кредит" является недостоверной в части неотражения хозяйственной операции по передаче в аренду основных средств.
Ссылка общества о том, что на 01.12.2011 никакое имущество общества не было формально передано в аренду и отсутствуют доказательства недостоверности бухгалтерского отчета, не может быть принята судом во внимание, поскольку Главным управлением сделан вероятный вывод на основе оценки только имеющихся на тот момент документов, в соответствии с которыми земельный участок в соответствии с фактическим функциональным использованием, отраженным в государственном кадастре недвижимости, предназначен для эксплуатации здания фабрики мороженого, здания весовой, склада, проходной.
Представитель общества в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил, что заключение договоров аренды недвижимости и передача оборудования фабрике мороженого официально произведены 27.12.2011, что также свидетельствует, что и на момент составления мотивированного суждения у Главного управления были основания для предположений об осуществлении обществом непрофильной хозяйственной деятельности и о неотражении ее в бухгалтерских отчетах.
Доводы заявителя о том, что значение обязательного норматива текущей ликвидности расчетной небанковской кредитной организации (РНКО) - норматив H15 превышает минимальное допустимое числовое значение в размере 100%, не принимается. Норматив H15 для расчетных небанковских кредитных организаций представляет отношение ликвидных активов "ЛАТ" сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств "О". В заявлении ООО НКО "Вологда-Кредит" в качестве аргумента приведено значение норматива H 15 - относительный показатель, которое по состоянию на 01.12.2011 составляло 133,5%.
Вместе с тем по состоянию на 01.12.2011 показатель "ЛАТ" составлял 3870 000 руб., а показатель "О" - 2 899 000 руб. Показатель "ЛАТ" сложился из остатков по счетам учета ликвидных средств в сумме 3 049 000 руб., в т.ч. средств на корреспондентском счете в другой кредитной организации - 1 тыс. руб. и наличных денежных средств в кассе в сумме 3 048 000 руб., а также из средств на корреспондентском счете в Банке России в сумме 821 000 руб.
Показатель "О", составлявший 2 899 000 руб., сложился из средств на счетах клиентов - юридических лиц в сумме 2 731 000 руб. и 168 000 руб. в виде расчетов с прочими кредиторами (бюджетные платежи, расчеты по оплате труда).
При величине активов ООО НКО "Вологда-Кредит" на 01.12.2011 - 186 848 000 руб., недвижимое имущество кредитной организации составляло 182 908 000 руб., в т.ч. вложения в земельные участки - 157 929 000 руб.
Отношение ликвидных активов "ЛАТ" ООО НКО "Вологда-Кредит" к объему активов общества на 01.12.2011 составляло 1,63%, тогда как в целом по банковскому сектору Вологодской области на 01.12.2011 среднее значение отношения "ЛАТ" к активам составило 28,36%, что в 17,4 раза превышает показатель ООО НКО "Вологда-Кредит".
Таким образом, сопоставление значения "ЛАТ" с объемом активов, в том числе с объемом вложений ООО НКО "Вологда-Кредит" в имущество, в основном в виде земельных участков, доказывает отсутствие у ООО НКО "Вологда-Кредит" ликвидных собственных оборотных средств, поскольку в результате вложения собственных средств в неденежные (нефинансовые) активы разница между ликвидными активами и обязательствами на 01.12.2011 составляла 971 000 руб., что при объеме активов 186 848 000 руб. составляет 0,52%.
При этом довод общества о неверности утверждения об отсутствии у ООО НКО "Вологда-Кредит" ликвидных собственных оборотных средств, может быть принят лишь отчасти, поскольку такими средствами как указано выше общество на 01.12.2011 располагало лишь в сумме 3 049 000 руб., в том числе 1000 руб. средств на корреспондентском счете в другой кредитной организации и 3 048 000 руб. наличных денежных средств в кассе.
Общество в заявлении об оспаривании отказа признает факт снижения деловой активности, как непосредственно его самого, так и его клиентов, однако утверждает, что отрицательная динамика не является столь резкой, поскольку в марте обороты были максимальными, в ноябре - минимальными. При сопоставлении показателей февраля и ноября 2011 года динамика не будет отрицательной.
Вместе с тем обществом в материалы дела не представлен анализ показателей за каждый месяц 2011 года.
Нормативные акты Банка России не устанавливают период, за который анализируется деятельность кредитной организации при отнесении ее к той или иной классификационной группе. Согласно пункту 13.1 инструкции кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензии на осуществление банковских операций в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, обязана совершить определенные действия. Поскольку данное ходатайство было подано обществом Банку России 17.08.2011, а следовательно, общество должно совершить предусмотренные пунктом 13.1 инструкции действия с 17.02.2011, Главное управление обоснованно выбрало период, начиная с марта для анализа деятельности кредитной организации.
По материалам дела, у общества имеется снижение дебетовых оборотов по корреспондентскому счету в Банке России за период с марта 2011 года по ноябрь 2011 в 5,46 раза (с 59,6 млн руб. до 10,9 млн руб.), кредитовых оборотов - в 5,43 раза (с 61,4 млн руб. до 11,3 млн руб.) и исходящих остатков в 11 раз (с 9,0 млн руб. до 0,8 млн руб.), из 42 счетов, открытых клиентами ООО НКО "Вологда-Кредит" в небанковской кредитной организации, операции в период с 01.04.2011 по 01.10.2011 осуществлялись по 24 счетам, а суммарные остатки денежных средств на расчетных счетах сократились в 8,9 раза (с 10 900 000 руб. на 01.04.2011 до 1 227 000 руб. на 01.10.2011), что позволило Главному управлению сделать вывод о существенном снижении активности ООО НКО "Вологда-Кредит", отсутствии у клиентов ООО НКО "Вологда-Кредит" заинтересованности в работе с обществом по организации расчетного обслуживания, ухудшении конкурентных позиций ООО НКО "Вологда-Кредит" на рынке банковских услуг и наличии предпосылок для возникновения финансовых проблем в случае дальнейшего спада активности в работе ООО НКО "Вологда-Кредит", неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Чистая прибыль ООО НКО "Вологда-Кредит" составляла:
- на 01.01.2009 - 790 000 руб.;
- на 01.01.2010 - 123 000 руб.;
- на 01.01.2011 - 102 047 000 руб., в т.ч. прибыль от безвозмездно полученного имущества - 101 835 000 руб., прибыль от основной деятельности - 212 000 руб.;
- на 01.01.2012 - 207 000 руб.
Таким образом, при среднегодовом размере прибыли за 2008-2011 годы, полученной в результате осуществления деятельности на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций, в размере 333 000 руб. размер прибыли, полученной от разовой операции в результате безвозмездно полученного имущества, превышает среднегодовую прибыль в 306 раз.
Учитывая, что в структуре доходов доходы от безвозмездного получения имущества не будут носить систематический характер, Главное управление делает обоснованный вывод о низких показателях доходности, используемых Главным управлением в составе иных характеристик деятельности НКО.
При таких обстоятельствах Главное управление Банка России по Вологодской области обоснованно оценило текущее и перспективное финансовое состояние ООО НКО "Вологда-Кредит" как неустойчивое и правомерно классифицировало финансовое состояние ООО НКО "Вологда-Кредит" соответствующим II категории, 3 группе "Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности", по состоянию на 01.12.2011.
Каких-либо объективных доказательств неправильной оценки финансового состояния общества суду не представлено.
Таким образом, оценка финансового состояния кредитной организации с целью получения статуса банка и лицензии на осуществление банковской деятельности относится к компетенции Банка России, в судебном порядке не опровергнута.
Таким образом, отказ Банка России в удовлетворении ходатайства общества о получении статуса банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, выраженный в письме Главного управления Банка России по Вологодской области от 23.01.2012 N 15-2-47/331ДСП, соответствует требованиям законодательства и вытекает из обстоятельств дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 августа 2012 года по делу N А13-5387/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с Ограниченной Ответственностью Небанковская Кредитная Организация "Вологда-Кредит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5387/2012
Истец: ООО НКО "Вологда-Кредит"
Ответчик: Главное управление Центрального Банка РФ, Главное управление Центрального Банка РФ по Вологодской области, Центральный Банк РФ