г. Саратов |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А57-12826/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Пригаровой Н.Н., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "27" сентября 2012 года по делу N А57-12826/2012 (судья А.В. Калинина),
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области,
третье лицо: ООО "Статус", г. Казань,
о признании решения незаконным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области - Рябова Я.В.
от ООО "Статус" - Баранников С.В.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ обратилась Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан (г. Казань) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области (г. Вольск); третье лицо: "Статус" (г. Казань) о признании решения Межрайонной ИФНС N 3 по Саратовской области от 08.04.2011 г. N 258 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Статус" об изменении адреса места нахождения недействительным как вынесенное в нарушение требований законодательства и нарушающего права и законные интересы государства в лице налогового органа; о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2116441005932 от 08.04.2011, внесенной на основании незаконного решения Межрайонной ИФНС N 3 по Саратовской области от 08.04.2011 г. N 258.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано.
С вынесенным решением Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 08.04.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации ООО "Статус" (ОГРН 1106441000478).
ООО "Статус" состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС N 3 по Саратовской области.
01.04.2011 ООО "Статус" подано заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица, в соответствии с которым адрес ООО "Статус" изменен на адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Меридианная, дом 10, пом.42. К заявлению были приложены: документ, подтверждающий уплату госпошлины, изменения в устав ООО "Статус", утвержденные решением единоличного участника N 1-11 от 30.03.2011, а также решение единоличного участника N 1-11 от 30.03.2011.
Решением Межрайонной ИФНС N 3 по Саратовской области N 258 от 08.04.2011 произведена государственная регистрация внесения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Статус" в связи с изменением его места нахождения, о чем в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2 ОГРН 2116441005943.
Кроме того, решением Межрайонной ИФНС N 3 по Саратовской области от 11.04.2011 N 55 в связи со сменой юридического адреса ООО "Статус", регистрационное дело передано в другой регистрирующий орган - МРИ ФНС N18 по Республике Татарстан, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2116441005932.
Считая вышеназванные решения и действия по внесению в ЕГРЮЛ записей незаконными и нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что решение N 258 от 08.04.2011 принято с нарушением требований статьей 17 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что доказательств наличия у Межрайонной ИФНС N 3 по Саратовской области на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом на регистрацию документах, не представлено.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Данный перечень документов является исчерпывающим, и в силу положений пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представления каких-либо иных документов.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р13001 ("заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", приложение N 3) и форма Р14001 ("заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", приложение N 4).
Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 30.12.2008), в силу которой отказ в государственной регистрации возможен в случае: а) непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества. Других оснований для отказа в государственной регистрации названный Закон не предусматривает.
Судом первой инстанции установлено, что единственным учредителем ООО "Статус" является Баранников Сергей Владимирович, которым было принято решение о внесении изменений в устав ООО "Статус", связанных с изменением местонахождения общества.
01.04.2012 г. в Межрайонную ИФНС России N 3 по Саратовской области поступило заявление по форме Р13001 об изменении сведений, вносимых в учредительные документы.
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, содержит подпись Баранникова СВ. Подпись Баранникова СВ. засвидетельствована нотариусом Адушкиной Н.О.
В соответствии с указанным заявлением, новым адресом местонахождения ООО "Статус": Республика Татарстан, Ново-Савиновский р-н. ул. Меридианная, д. 10.
При получении Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ (при смене места нахождения юридического лица), Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области отправлен запрос от 01.04.2011 г. N 04-03/02452 @ в Межрайонную ИФНС N 5 по Республике Татарстан, на исследование нового адреса места нахождения ООО "Статус".
В ответ Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Татарстан, за исходящим N2-15-0-11/05318@ от 07.04.2011 года, направила протокол осмотра (обследования) от 06.04.2011 года нового места нахождения ООО "Статус".
В соответствие с протоколом осмотра, по новому адресу нахождения общества расположено жилое здание с офисными помещениями, принадлежащее Гаделыниной Г.Х.. С заявлением на внесение изменений в ЕГРЮЛ поступил договор N 122 аренды помещения от 16.03.2011 г., подписанный Гаделыниной Г.Х. и Баранниковым СВ.
Таким образом, обществом для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представило в Межрайонную ИФНС России N 3 по Саратовской области заявление по форме N Р13001. При этом заявление по установленной форме подписано уполномоченным лицом, подпись которого на основании представленного паспорта удостоверена нотариусом.
В заявлении о государственной регистрации подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы ООО "Статус" достоверны.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что Обществом для осуществления государственной регистрации представлены все предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, в связи, с чем у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Основанием для удовлетворения заявленных требований, инспекция указывает на ответ нотариуса Адушкиной Н.О. от 23.03.2012 года исх. N 62, согласно которому в реестре нотариальных действий отсутствует запись о заверении подписи Баранникова Сергея Владимировича на заявлении о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001.
Из представленного в материалы дела по запросу суда копий выписок из реестров для регистрации нотариальных действий нотариуса так же следует, что запись о заверении подписи Баранникова Сергее Владимировича на заявлении о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 отсутствует.
С учетом изложенного, по мнению налогового органа, документы, представленные на государственную регистрацию изменений не отвечают признаку достоверности сведений для включения в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку решение регистрирующего органа от и запись, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц, были основаны на недостоверных документах.
Между тем, судебная коллегия считает, что нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривают заявительный порядок регистрации. Названный Закон не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-8853/10 от 15.07.2010.
В соответствии с частью первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Татарстан не представила суду доказательств того, что на момент принятия Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области решений о регистрации спорных изменений Общество представило сведения о своем месте нахождения, не соответствующие действительности.
Кроме того, по настоящему делу налоговый орган обратился с требованием к другому налоговому органу, привлеченному в качестве ответчика, то есть в данном случае имеет место совпадение в одном лице, а именно Федеральной налоговой службы России, истца и ответчика, что не предусмотрено законом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 09.04.2009 г. по делу N А49-6177/2008.
Действующее законодательство не содержит положений, согласно которым предоставление заявителем недостоверных сведений о юридическом лице для включения в государственный реестр является основанием для признания государственной регистрации таких изменений недействительными.
Кроме того, удовлетворение требований Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Татарстан о признании недействительным решения о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Статус", и об исключении соответствующей записи из государственного реестра могло бы повлечь за собой лишь передачу названного лица под контроль прежнего налогового органа по ранее указанному месту нахождения общества. Признание недействительной регистрации изменений в учредительных документах не влечет исключение из реестра данного общества, а лишь сохранение прежнего положения, при котором недостоверность представленных сведений будет сохраняться в Едином государственном реестре юридических лиц, лишь в территориально ином налоговом органе.
Таким образом, с учетом того, что налоговые органы при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не наделены полномочиями по проверке достоверности представленных заявителями сведений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Татарстан в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "27" сентября 2012 года по делу N А57-12826/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Н.Н. Пригарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12826/2012
Истец: Межрайонная ИФНС России N18 по Республике Татарстан
Ответчик: МРИ ФНС РФ N 3 по Саратовской области
Третье лицо: Адушкина Наталья Олеговна, Баранников Сергей Владимирович, ООО "Статус"