г. Владивосток |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А51-19199/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока
апелляционные производства N 05АП-11372/2012, 05АП-11374/2012
на решение от 07.11.2012 года
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-19199/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто" (ИНН 2540166501, ОГРН 1102540007415, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.10.2010)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче обществу схему расположения земельного участка, расположенного в районе г.Владивосток, ул.Выселковая, 49 испрашиваемого для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации стоянки автомобилей транспорта, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; об обязании утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории
при участии:
от администрации г. Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3768, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3602, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от ООО "ВладАвто": Кульпина М.В., представитель по доверенности от 03.12.2012, сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВладАвто" (далее - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г.Владивостока (далее - "ответчик", "администрация") и Управлению Градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (далее - "ответчик", "УГА") о признании незаконным отказа Администрации г.Владивостока в утверждении и выдаче обществу схему расположения земельного участка площадью 3021 кв.м., расположенного в районе г.Владивосток, ул.Выселковая, 49 испрашиваемого для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации стоянки автомобилей транспорта, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; об обязании Администрации г.Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 3021 кв.м., расположенного в районе г.Владивосток, ул.Выселковая, 49 испрашиваемого для целей, не связанных со строительством: для размещения и эксплуатации стоянки автомобилей транспорта, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2012 решение администрации г. Владивостока, выраженное в письме от 20.08.2012 N 38918/1у, об отказе обществу с ограниченной ответственностью "ВладАвто" в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 3021кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49, для целей, не связанных со строительством (для размещения и эксплуатации стоянки автомобильного транспорта), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. На Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в течение месяца с момента вступления решения в законную силу в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации возложена обязанность принять решение об утверждении и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ВладАвто" схемы расположения земельного участка, площадью 3021кв.м., в районе ул.Выселковая,49 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (для размещения и эксплуатации стоянки автомобильного транспорта), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб заявители указывают, что имелись основания для возвращения документов по результатам рассмотрения обращения Департамента, поскольку испрашиваемый земельный участок имеет сложный характер, в связи с чем, в данном случае, необходимо технико-экономическое обоснование размещения стоянки автотранспортных средств. Кроме того, топографическая основа схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Выселковая,49, не соответствует топографической основе представленной заявителем топографической съемке земельного участка М:1:500. Заявители жалоб указывают, что размещение стоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.07.01 и СНиП П-89.
Заявителем в обоснование площади испрашиваемого земельного участка не представлены документы, содержащие сведения о вместимости планируемой автостоянки, а также документы, содержащие сведения о минимально допустимом расстоянии (санитарном разрыве) до фасадов и торцов жилых домов, лечебных учреждений стационарного типа и иных объектов.
Таким образом, по мнению заявителей жалоб, у органа местного самоуправления не было достаточных оснований для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, площадью 3021 кв.м.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и администрации города Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ВладАвто" на доводы апелляционных жалоб возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобы. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "ВладАвто" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2010 г., о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102540007415 и выдано свидетельство серии 25 N 003115059.
Письмом от 29.02.2012 ООО "ВладАвто" обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м., расположенного в г.Владивостоке в районе ул.Выселковая, 49 в аренду для целей, не связанных со строительством - для размещения и эксплуатации стоянки автомобильного транспорта.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 17.07.2012 письмом за номером 29/06/02-13/14972 обратился к главе администрации г. Владивостока с просьбой об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
24.07.2012 ООО "ВладАвто" было подано заявление в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3021кв.м.на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Выселковая, 49.
20.08.2012 администрацией г. Владивостока в письме за номером 38918/1У был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании того, что земельный участок имеет большой перепад высот, в связи с чем, обществу необходимо предоставить технико-экономическое обоснование размещения стоянки на данном земельном участке. Также в указанном письме администрация указала, что схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Выселковая, 49 виде разрешенного использования: стоянка автомобильного транспорта; цель предоставления: размещение стоянки автотранспортных средств не соответствует топографической основе представленной обществом топографической съемки земельного участка М 1:500.
Не согласившись с решением администрации, и полагая, что указанный отказ нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Исходя из положений пункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлений Администрации Приморского края от 12.02.2007 N 28-па и от 18.05.2007 N 116-па, а также пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, следует вывод о том, что в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполняет департамент земельных отношений.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные правила установлены ст. 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", согласно которым орган исполнительной власти в 20-дневный срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории только в том случае, когда отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент N 1596), результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Как видно из материалов дела, обращаясь в департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, Общество указало испрашиваемое право на землю (аренда сроком на 15 лет), предполагаемые размеры участка (площадь 3021 кв.м) и местоположение (г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 49), цель использования земельного участка (для целей, не связанных со строительством - размещение и эксплуатация стоянки автомобильного транспорта).
Согласно представленных в материалы дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении территории, расположенной по адресу: г. Владивосток, ул. Выселковая, 49 испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, одним из основных разрешенных видов использования земельных участков в указанной зоне является размещение в ней стоянки автомобильного транспорта и иных сооружений для хранения автомобильного транспорта.
В этой связи коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, предусмотренных пунктом 2.8 Регламента не имелось.
В обоснование оспариваемого отказа Администрацией г. Владивостока указано на то, что земельный участок имеет большой перепад высот, в связи с чем, обществу необходимо предоставить технико-экономическое обоснование размещения стоянки на данном земельном участке. Кроме того, администрация указала, что схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Выселковая, 49, вид разрешенного использования: стоянка автомобильного транспорта; цель предоставления: размещение стоянки автотранспортных средств не соответствует топографической основе представленной обществом топографической съемки земельного участка.
Довод администрации о несоответствии топографической основе представленной обществом топографической съемке земельного участка М 1:500, отклоняется, поскольку ни в оспариваемом отказе, ни в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции, администрация не смогла пояснить, в чём именно заключается указанное несоответствие, документы в обоснование данного довода ответчиками также не представлены.
В свою очередь, обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, который принял решение.
Довод администрации о том, что испрашиваемый земельный участок имеет сложный рельеф, в связи с чем необходимо технико-экономическое обоснование размещения стоянки на данном земельном участке правомерно не принят судом первой инстанции со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса РФ, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают обязательное предоставление технико-экономического обоснования размещения стоянки на земельном участке.
Ссылки администрации г. Владивостока на СНиПы, в том числе СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, планировка и застройка городских поселений", обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные нормы носят рекомендательный характер и их нарушение не является безусловным основанием для отказа обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, кроме того, данное обстоятельство не было положено в основу оспариваемого отказа.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы расположения на местности.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка может решаться только после завершения процедуры формирования земельного участка, его постановки на кадастровый учет, и с учетом сведений содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка доля целей, не связанных со строительством, заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ администрации не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание управления принять решение об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2012 года по делу N А51-19199/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19199/2012
Истец: ООО "ВладАвто"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10853/13
29.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1693/13
04.02.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11372/12
07.11.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-19199/12